Порошенко проявляет удивительное «бесстрашие»

На модерации Отложенный Тревожный поступок Порошенко на Рождество
 

В жизни так бывает: событие незначительное, занимающее одну строку в ленте новостей, отражает вещи характерные, знаковые. И в этом событии не только раскрывается текущая ситуация, но и прозревается будущее. Особенно это правило касается поступков больших начальников. Поступит у нас какой-нибудь лидер, а мы, маленькие украинцы, как любил говаривать В.Ющенко (надеюсь, все помнят, о ком идёт речь), вглядываемся напряжённо в телеэкраны, жадно забрасываем «сети интернета», поскольку любое движение в сфере элит отзывается на нашей далеко не элитной жизни.

Такое знаковое событие произошло недавно. Пётр Порошенко с семьёй встретил Рождество в Ивано-Франковской области на службе в Кресто-Воздвиженском монастыре, принадлежащем «киевскому патриархату». А потом спел колядки в окружении клириков и прихожан, либо не знающих, либо не желающих знать, что никакого нынешнего «киевского патриархата» и «киевского патриарха» за две тысячи лет существования Христовой церкви никогда не было. Что киевскую кафедру всегда возглавляли митрополиты и что на землях Украины два десятка лет назад гражданином Денисенко М.А. при поддержке бывшего идеологического вождя украинских коммунистов Л.М.Кравчука был учинён церковный раскол.

Возможно, нам скажут: глава государства имеет право посещать любые мероприятия, где присутствуют граждане его страны. Тот же вышеупомянутый В.Ющенко, пользуясь этим правом, в своё время додумался отпеть близкого человека в двух местах – сначала в канонической УПЦ МП, а потом – у раскольника Филарета. Но ситуация с Петром Алексеевичем имеет свои особенности.

П.Порошенко крещён в Православии. И после своего публичного появлениня в Ионинском монастыре в стихаре и с иконой в руках воспринимался многими как человек однозначно православный. Правда, некоторые поводы для сомнений президент подавал, но о них мы скажем ниже.

И вот православный глава государства участвует в службе никем не признанной организации. Хотя именно признание мировым Православием – один из важнейших признаков законности поместной церкви. Картина воспринимается вполне определённо: президент поддерживает раскольников. Да и не только их.

К тому же Западная Украина удерживает печальное первенство в деле захватов храмов и притеснения верующих УПЦ ПМ. Совсем недалеко от того места, где пел колядки Петр Алексеевич, в Ровенской области, в сёлах Птича и Бадивка, при силовой поддержке неизвестных лиц в балаклавах и представителей «Правого сектора» были захвачены ещё два храма УПЦ. Ранее в этом же регионе были ограблены шесть её храмов. Добавим, что Синод УПЦ и лично Блаженнейший Онуфрий направили обращение П.Порошенко, где говорилось: «С сожалением должны констатировать, что в последние месяцы имели место неоднократные попытки нарушить межконфессиональный мир в Украине. В частности, в Киевской, Львовской, Тернопольской, Волынской и Ровенской областях осуществлены попытки захвата приходов Украинской православной церкви в пользу так называемого Киевского патриархата. В настоящее время захвачено 14 приходов нашей Церкви. Ещё на 6 приходах сохраняется крайне напряженная ситуация».

Но, несмотря на просьбы о защите, президент идёт к организаторам захватов и правового беспредела встречать светлый праздник Рождества. И тем самым как минимум этот беспредел не осуждает.

Наконец ещё один принципиальный момент. Почти два тысячелетия существуют Правила Святых Апостолов. Их 85. Они регулируют жизнь Церкви. Их авторитет непререкаем. Правила восходят к ученикам Христа, к первой христианской общине. И вот что мы там читаем в 10-м правиле как раз о похожем случае: «Если кто с отлучённым от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме – таковой да будет отлучён».

Такое страшное предупреждение. Ведь Филарет (Денисенко) отлучён от Церкви, а Пётр Алексеевич молится в его организации и, следовательно, может быть за это анафематствован. Однако президент проявляет удивительное «бесстрашие». То ли не знает, что вне Церкви нет спасения (а это главная цель жизни православного христианина), то ли у него другие цели.

Почему же П.Порошенко и другие украинские политики, зная о незаконности раскольника Филарета и кулуарно её признавая, активно принимают его и поддерживают? Не могут же они не знать, что для православного подобное недопустимо. Хотя, как уже говорилось, президент Украины подавал и подаёт повод к сомнениям в его православном исповедании.

Например, принадлежащий П.Порошенко «5-й канал» в последние годы только и делает, что даёт трибуну греко-католикам (Л.Гузару, С.Шевчуку) и «филаретовцам». Зрителю постоянно внушается мысль: жители Украины веками только и мечтали стать униатами или вступить в «киевский патриархат». К тому же известно гневное обращение Петра Алексеевича к коллеге-олигарху Вадиму Новинскому: «Сука ты, православная!» Выходит, Порошенко считал это оскорблением и себя относил к кому-то другому, хорошему и не православному?

Что ж, попробуем во всём этом разобраться.

Но сначала скажем два слова тем «уличным знатокам», кто вечно раздражённо вопрошает: «Да какая разница, в какую церковь народу ходить? Пусть попы разбираются в правилах и отличиях! А нам без разницы, где окроплять куличи!» Поверьте, уважаемые, разница есть. Вот как просто поясняет её один знакомый батюшка. «Каждый, кто отвергается от единства Церкви через раскол, через непослушание вышестоящей иерархии, становится отлучённым от единства Вселенской Церкви. А кто выходит из единства со Вселенской Церковью, утрачивает полностью благодать Святого Духа, которая руководствует всем служением и совершением Таинств. Таинства утрачивают силу, потому что на них нет благодати. Поэтому богослужения раскольников – безблагодатные и кощунственные».

Итак, чем же так мил нашей власти безблагодатный Филарет и его ораганизация? Думается, тем, что активно выполняет идеологическую, пропагандистскую функцию. Речи и проповеди раскольников – всегда в нужном политическом русле. В их приходах поддерживается деление на правильных и неправильных граждан Украины. Одна часть народа противопоставляется другой. Разжигается ненависть, демонизируются жители Донбасса, русские и Россия. Фактически одобряется братоубийственная война, что, видимо, устраивает те политические силы, которые в продолжении войны заинтересованы. И ту часть руководства страной, которая на самом деле виновата в вопиющем падении уровня жизни народа, но ищет виноватых на стороне.

Словом, люди, одетые в рясы, «духовным авторитетом» освящают действия политиков. Вы спросите, где тут главные призывы церкви к любви, миру, к личному покаянию? Но ведь уже говорилось: «киевский патриархат» не церковь. И наши граждане по неведению (скажем резче, по своему упорному невежеству) посещающие храмы, захваченные раскольниками, получают там поддержку не стремлению к спасению души, но продолжению противостояния и агрессии.

Вот в такую организацию пришёл наш глава государства в рождественскую ночь. Будет ли подобный знаковый шаг иметь последствия? Несомненно.

Обществу подан пример – такая «церковь» близка руководству. А желание определённой части народа идти в ногу с начальством – известно. Следовательно, к участию в псевдотаинствах будет привлечена значительная часть и без того духовно заблукавшего народа. А в истинную Церковь эти люди не попадут. Поскольку им дали понять: политическая лояльность важнее канонов Церкви. Вольно или невольно президентом поддержана организация, творящая беззаконие, силой отчуждающая храмы, избивающая людей. Нетрудно предположить, что подобное после невинных президентских колядок может повториться. А значит, гонения на каноническую крупнейшую церковь (в УПЦ МП около 12 тысяч приходов) будут продолжены. Ведь у нас проповедуют Евангелие, мир, и мы чужды политического заказа.

Каковы будут последствия для самого Петра Алексеевича, вероятно, Бог ему лично рано или поздно откроет.

Но что же нам, чадам Украинской Православной Церкви, делать в условиях такой начальственной нелюбви? Оставаться верными правде. Ведь, вопреки стыдливым (и лживым) высказываниям отдельных церковных деятелей, мы по-прежнему находимся в единстве с Русской Православной Церковью, и патриарх Кирилл, ныне жестоко оскорбляемый в СМИ, по-прежнему наш патриарх. Он молится о нас, а мы неложно – о нём.

Вот что говорит Святейший Кирилл, обращаясь к нашим руководителям: «Дорогая моему сердцу Украина - наследница и хранительница заветов святого равноапостольного и великого князя Владимира, крестителя Руси. Во многом именно поэтому её народ призван являть миру пример благочестивой жизни по правде Божией».

И ещё: «На Центральной и Западной Украине мы сегодня сталкиваемся с попытками захвата храмов, которые принадлежат нашей Церкви, причём делается это под видом некоего референдума, когда собирают всех жителей населенного пункта, причём многие из них не имеют никакого отношения к нашему приходу. Без всякой процедуры их спрашивают: „Вы за Киев или Москву?“ И люди, конечно, говорят: „За Киев“. После этого происходит захват храмов».

Знаем, что патриарх Кирилл надеется в 2015 году приехать на землю Украины и помолиться со своей паствой. А раз патриарх надеется, то и мы не должны терять надежды на мир и всеобщее вразумление.

Не терять, как не теряет её предстоятель УПЦ – Блаженнейший Онуфрий. От близких к нему людей знаем: владыка никогда не унывает, всегда пребывает в бодром расположении духа, а когда с ним заводят речь об ужесточении гонений, улыбается и приговаривает, мол, «и хорошо, теперь посмотрим, кто из нас настоящий православный христианин, а кто только так, для видимости».

Вот сколько мыслей и чувств растревожило событие внешне незначительное – президент спел колядки с раскольниками. Однако, вопреки тревожным знакам, будем брать пример с наших иерархов. Верить им и надеяться на лучшее будущее.


Андрей Саенко