Сказ о том, как царь П.... все полимеры про..ал

           «Про..али все полимеры»
(Мем из Интернета)
 
           «Как только правительство начинает управлять, это расстраивает естественное равновесие промышленных отношений, и каждое вмешательство требует большего бюрократического контроля, пока не заканчивается тиранией тоталитарного государства».
(Адам Смит)
 
         «Есть закон Гайдара… Чем дороже нефть, тем глупее правительство» (Б.Немцов)
 
       «Александр Третий говорил, что у России два союзника- армия и флот. Сейчас у России тоже два союзника- нефть и газ» (Л.Радзиховский)
 
         «Прокля́тие ресу́рсов (англ. resourcecurse)— явление в экономике, связанное с тем, что страны, обладающие значительными природными ресурсами, являются, как часто считается, менее экономически развитыми, нежели страны с небольшими их запасами или с запасами, которые отсутствуют вовсе. Также известно как парадокс изобилия (англ.paradoxofplenty)». (Определение из Педивикии)
 
         So… Что происходит с экономикой, все видят. По ценникам в магазинах хотя бы. Что оно так и будет, писал весной 2014 года, писал не только я, разумеется. Потому что причинно-следственные связи внутренней экономической политики последнего десятилетия и внешней последнего года логически вели именно к такому результату.

         К огромному сожалению, подавляющему большинству соотечественников, а также, что куда печальнее, лицам, ныне управляющим Россией, не дано видеть связь между действием и последующим результатом. Т.е., детерминизм…

       По их мнению, ветер дует потому, что деревья качаются…

       Сперва о том, к чему мы пришли к началу нулевых. Чуток подробнее здесь.
       Высокие цены на нефть с 1973 по 1985 год не принесли Советскому Союзу никакой пользы, товаров в магазинах не было, все нефтедоллары уходили в ВПК. Т.е., успешно «просе.али все полимеры» еще в СССР.

         Падение нефтяных цен в 1985 году, неосмысленные действия горбачевского руководства по предотвращению надвигающейся катастрофы и осень девяносто первого с угрозой голода и гражданской войны.

         Либерализация цен и экономической деятельности- единственно возможный выход из ситуации декабря девяносто первого. При всеобщем оре об ужасных последствиях действий Гайдара, ни одного умного предложения, как из нее можно было выйти иначе.

       Несмотря на семьдесят лет советской власти и отрицательную селекцию, в стране нашлись «экономические люди» (по Адаму Смиту), занявшиеся предпринимательской деятельностью. Большей частью торговой, как дававшей наибольшую отдачу в стране, во многом лишенной благ цивилизации, но и производственной тоже.

       В 1990 году в Ленинграде было два мясоперерабатывающих предприятия, в 1998 году- около двухсот. Кроме того на площадях и оборудовании машиностроительных предприятий возникали небольшие частные фирмы, изготавливавшие востребованную продукцию: сейфы, стеллажи, оборудование для пищевой промышленности. Сам в таком в начале девяностых работал.

       Производство же того, что ранее оплачивалось государством за счет бюджета, естественно умирало, и ничего плохого в том нет, поскольку не надо делать то, что никому не нужно.

       Имхо, сложившаяся в девяностые система хороша была тем, что предпринимателями становились «люди с улицы», не служившие с представителями власти в силовых структурах и не занимавшиеся с ними в кружках кройки и шитья.
«Входной билет» в бизнес в девяностые был недорог. Купил большую кевларовую сумку, уволился из родного НИИ, и в Стамбул за шмотками…

       Молодежь хотела идти в бизнес... Что еще надо для развития страны кроме этого желания и создания властью возможностей?... Хотя бы не мешать, уже огромная помощь. В девяностые власть бизнесу не мешала, мешали бандиты, от которых та, к сожалению, не защищала.

       Но постепенно бизнес приспосабливался. А на Диком Западе иначе было?.. Сперва постреляли, потом сели и договорились. И возникла американская демократия, как «пространство договоренности вооруженных мужчин»… Не самый плохой путь к процветанию страны…

       Не могу оценить состояния в середине девяностых тех, кого во второй половине назвали олигархами. Т.е., были ли они долларовыми миллиардерами или просто мультимиллионерами.
       Повторю лишь, что никто из них года до девяносто шестого не входил в круг друзей Ельцина.

        Член-корреспондент АН СССР Березовский начинал с торговли реэкспортными «Ладами», АбрамОвич с кооператива резино-технических изделий, Смоленский со строительного кооператива, Гусинский- изготовления гаражей- ракушек, Ходорковский- центра НТТМ Фрунзенского района столицы (где вместе с ним трудился Асланбек Андарбекович Дудаев, известный ныне, как Владислав Юрьевич Сурков)и варки джинсов…

         Постепенно диверсифицировали свою деятельность, создавали медиа и банковские структуры. В середине девяностых…
         Цены на нефть держались на уровне плинтуса, денег в бюджете не было. Такого бизнеса, чтобы подняться на распиле госбабла просто не существовало по причине отсутствия этого самого госбабла.

         И в середине девяностых упомянутая выше компания, плюс Потанин с Прохоровым, ну, может и забыл кого, дали Ельцину денег…
         Чувствуете разницу с нулевыми, а? Не Ельцин дал денег, а Ельцину дали…

         Дали Ельцину денег для выборов девяносто шестого. Была придумана и законодательно оформлена весьма левенькая схема. «Олигархи» давали деньги как бы в залог госсобственности, при этом все знали, что возвращены они не будут, и собственность перейдет к частным лицам. Т.о., нефтедобывающий Юкос отошел группе Менатеп Ходорковского, а Норильский никель Онэксиму Потанина и Прохорова.
       Повторяю, схема левенькая, но собственность отошла не друзьям Ельцина по секции волейбола, а людям, ранее доказавшим свое умение делать деньги.

         Ибо в этом смысл экономики- делать деньги. Что дано немногим. А польза обществу здесь в том, что с прибылей бизнеса через государственные институты берутся налоги, которые могут быть истрачены на общественно-полезные цели- помощь малоимущим, науку, культуру, образование… Это, когда существуют институты гражданского общества. Типа пресловутых НКО. При их отсутствии- на государственные понты типа Роспилиады в Сочи и войну с соседними странами…

         В общем, тот факт, что собственность отошла людям, умеющим делать деньги без государственных заказов (а у государства в девяностые денег-то и не было, чтобы что-то заказывать) ничего плохого вовсе и нет.

       Не располагаю конкретными цифрами, но думаю, в девяностые сверхдоходов не было ни у кого. Откуда им взяться у нефтяной компании при цене за баррель 10 долларов, как в девяносто восьмом. На уровне себестоимости. И говорить о каких-то инвестициях в инновации, диверсификации экономики в девяностые не приходилось. Выживали...

        Читать продолжение статьи.

          Кому влом читать многа букафф про политику и экономику России двадцать первого века может сразу читать "И что же дальше?"