КОСМОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

На модерации Отложенный

КОСМОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

 

Борис Ихлов

 

Хотя религия является архаичной формой идеализма, как известно, у религии есть социальные и гносеологические корни. Социальные корни – в иерархической структуре общества, что наиболее отчетливо видно в политеистических религиях: и в индуизме, и у древних греков боги - суть представители богатого сословия, они смертны, одеваются, едят, пьют, любят и прочее. Именно отсюда формула «по образу и подобию». В писаниях формула сохранилась по сей день, хотя теперь уже неизвестно, зачем богу нос, зад, руки и т.д. Именно отсюда – представления о пытке душ грешников голодом, холодом, огнем, хотя душа бестелесна.

В сравнении с иудаизмом или исламом ведизм – древняя религия, но его существенное отличие от еще более древних первобытных верований – освящение общественного неравенства. В раннем ведизме – племенная исключительность.

Критикуя Платона, Аристотель указывает, что бог Платона – отражение иерархии в рабовладельческом обществе; как подчеркивает В. Асмус: «… резкое отделение умственного труда от физического, захват рабовладельцами привилегии на умственный труд…» Для раба рабовладелец – тот же бог.

Богданов, критикуя книгу Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" в брошюре "Ответ на книгу Ильина" (Ильин - псевдоним Ульянова), пишет: религия есть отражение в общественном сознании общественной иерархии.

 

Проповедь смирения для низших классов во всех религиях мира подкрепляется эсхатологией, идеологемами ада и божественной кары. В ранних же формах религий, когда классовое общество еще только начинало формироваться, ничего этого нет, в ведийской предфилософии нет и мифа о переселении душ (Кюстюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., Мысль, 1983, С. 23). Ранее христианство выступает как революционное, лишенное фатализма (см. в кн. Э. Фромма «Иметь или быть?»).

 

Гносеологические корни религии связаны с невежеством, с отсутствием знаний о мире. Это невежество закреплено в религиозных писаниях. В XX – XXI вв. гносеологические и социальные корни переплетены. Например, невежество масс в квантовой механике в сочетании с политической ангажированностью физиков открывает путь идеалистической трактовке науки. Эта трактовка уже не нуждается в версии бога, хотя подразумевает бога в качестве наблюдателя в квантовых процессах ранней Вселенной.

 

Религия противоположна исследованию природы, природа ей противопоказана. «В Боге свет пребывает без зноя… Воздух имеет происхождение от зноя и холода… в воде состоит тело всех вещей…» - пишет Якоб Бёме («Аврора», М. Политиздат, 1990, С. 27). И это пишет автор, живший не в первобытнообщинную эпоху, «Аврора» была написана в 1612 году, за столетие до этого химия (не алхимия) начала формироваться как самостоятельная наука, не говоря уже об эйдосе, об Анаксагоре, о милетской школе, об атомистах Левкиппе и Демокрите. Бёме исследует не природу, а «божественное существо в природе», и перед исследованием сообщает читателю, что плоть и кровь не могут постичь божественное. В главе указывается, что горькое противоположно сладкому, кислое противоположно и горькому, и сладкому, а соленое «делает всё приятным».

 

Исследуют даже не природу мифов, сами исследования протекают в потустороннем мире, например: «Идейная среда, в которой развивался Иисус» (Эрнст Ренан, «Жизнь Иисуса», М.: Политиздат, 1991). «Великие дела в народе совершаются обыкновенно меньшинством», - учит нас Ренан (стр. 93).

В Израиле историю человечества изучают не по археологическим данным, а по религиозным книгам. Хотя в 1999 году еврейский археолог профессор З. Герцог опубликовал сенсационные выводы почти столетних археологических раскопок. Оказалось, что в истории евреев и Израиля не было никакого библейского периода, ни Исхода из Египта , ни странствий по Синаю, ни осады Иерихона Иисусом Навиным, ни великой импер ии Давида и Соломона.Иерусалим не мог быть центром империи, поскольку за тысячу лет до нашей эры в нём проживало от силы 3-4 тысячи человек. Археологи за долгие десятилетия раскопок так и не обнаружили ни малейших признаков монументального строительства той поры, это касается и знаменитого библейского храма. В X веке до нашей эры на этих землях существовало лишь мизерное княжество, возглавляемое династией Давида.

«Погребли Христа поблизости от Голгофы, в высеченном в скале гробе (Матф. 27,60). До царствования Константина Великого Голгофа и могила Христа не были местом поклонения верующих. По церковному мифу, в 324 г. мать Константина Елена приказала произвести раскопки на месте предполагаемой Голгофы. Тогда под развалинами языческого храма будто бы был обнаружен крест, на котором распяли Христа. В честь этого события был установлен праздник «Воздвижения креста Господня». На этом месте построили храм Гроба Господня, который с течением времени разросся в целый архитектурный комплекс.

Вера, что этот холм действительно является Голгофой, была поставлена под сомнение в двадцатые годы прошлого века. В 1925-1927гг. археологи обнаружили, что остатки городской стены Иерусалима I века располагались дальше, чем это предполагалось. Раскопки, продолжавшиеся до 1940 г., подтвердили: холм, который христиане всего мира считали местом казни Христа, находился в I веке в черте города! А значит это вовсе не Голгофа» (М. М. Богословский).

 

История, биология, геология, космология прямо противоречат религии. Как говорил епископ Амвросий: «Развитие науки приводит к росту неверия. Ученые - опаснейшие враги церкви».

 

Разумеется, противоречивы и научные теории, и синтетическая теория эволюции, и марксовы схемы общественного развития. Содержат противоречия не раскрытые моменты и даже ошибки всех существующих моделей возникновения Вселенной, включая теорию Большого взрыва, модель Фридмана, инфляционные модели, версия спонтанного нарушения симметрии, когда фундаментальные взаимодействия отделяются друг от друга и т.д. На этом теологи строят критику научной парадигмы – в поддержку идеи креационизма (см., напр., сборник «Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира», М., Новая мысль, 2005).

 

Дело даже не в том, что методология познания мира противоположна: вместо исследования неизвестного объявляется творение, которое не требует никакого исследования. Дело в самих физиках, которые, исследуя природу, строят модели вполне идеалистические. Хотя основания идеализма – кажутся вполне материалистическими, на деле основания возникают как следствие механицизма, то есть, метафизического подхода.

Например, в космологии широко применятся классический закон сохранения импульса, считается, что полный момент импульса всех галактики Вселенной равен нулю. Однако возникновение вращения каждой галактики и каждой звездной системы классический закон сохранения запрещает. Между тем, в общей теории относительности (ОТО) отсутствует закон сохранения момента импульса, он возникает в результате поступательного движения (IkhlovB. L. SolarSystemFeatures. Process Management and Scientific Development. Int. conf. UK, Birmingham. March 5, 2020. P. 114-123). Точно также в ОТО отсутствует и закон сохранения энергии. При этом модели ранней Вселенной исходят из закона стремления системы к минимуму потенциальной энергии и из закона сохранения энергии. Хотя академик В. Рубаков отмечает, что в космологическом контексте невозможно ввести понятие полной энергии, включающей в себя энергию самого гравитационного поля, так что и закона сохранения энергии, запрещающего рост или убывание энергии какой-нибудь формы материи, тоже нет.

 

Оставим на совести священнослужителей сказки про чудесные излечения страждущих – поскольку эти сказки никто, кроме самих свщеннослуителей, подтвердить не может. Обратимся к Библии.

Ясно, что Библию составляли неграмотные люди, не ведавшие о реальном возникновении мира. Ни о каких аллегориях они и не помышляли, и полагали, что бог действительно создал Землю, Луну и т.д. Но даже если - как ни ссылайся на аллегоричность, но кроме слова «подобие» есть еще слово «образ». Это значит, что у бога две руки, две ноги, на них пальцы, голова с носом, ртом, глазами и ушами, туловище, в нем копчик (атавизм хвоста), а также попа и половой орган. Правда, Библия не указывает – чей. Теперь скажите, каково функциональное значение хотя бы ног и рук – что, где и зачем брать руками богу, где во Вселенной, раскинувшейся на миллионы световых лет, ему ходить ногами.

 

Отметим явное несоответствие религиозной догматики уже имеющимся научным данным.
Как представляли себе сотворение мира основатели иудаизма? Первая часть книг Моисеевых (Торы), «Бытие» - вступление к «Ветхому завету». Оно не является самой древней частью «Ветхого завета», оно написано тогда, когда в иудаизме уже утвердился монотеизм. Итак.

«1. В начале сотворил Бог небо и землю. 2.Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4. … и отделил Бог свет от тьмы. 5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. … 6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. … 8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. 9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. … 10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. … 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. … 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. … 13. … день третий. 14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. … 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. … 19. … день четвертый. 20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. … 22. …23. … день пятый. 24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. … 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. … 26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28. … 29. … 30. … день шестой. (Откровение Иоанна Богослова, гл. 2)

 

Всё изложенное Иоанном, все первые главы Ветхого Завета прямо противоречат научным данным. Так, бог сначала творит небо и землю, но Земля образовалась путем аккреции из протопланетного диска, из газа, пыли, оставшихся от образования Солнца, ее атмосфера возникла значительно позже. Причем вода по Библии была создан вместе с землей, на самом деле, сначала Земля была расплавленной, затем ее поверхность затвердела, вода же была доставлена на Землю кометами и астероидами.

По Библии Земля была создана раньше Солнца и прочих звезд, да еще одновременно с водой. Небо бог сделал твердым. На самом деле возраст Земли – 4,54 млрд. лет, возраст Солнца – 4,57-4,59 млрд. лет, оно на 20-40 млн лет старше Земли. Причем Солнце – далеко не самая старая звезда во Вселенной.

Процесс формирования Земли занял 10-20 млн лет, путем сжатия межзвездного газа, водорода и гелия. Твердая поверхность Земли формировалась по мере ее остывания. Выделение газов из коры и вулканическая активность привели к образованию первичной атмосферы. Конденсация водяного пара, усиленная льдом, занесённым кометами и астероидами, привела к образованию океанов, примерно 4 млрд. лет назад, т.е. через примерно полмиллиарда лет после возникновения Земли, не одновременно.

 

Свет по Библии появляется позже Земли. На самом деле «свет был отделен от тьмы» значительно раньше возникновения Земли. Возраст Вселенной – 14,5 млрд. лет. Вселенная стала прозрачной для излучения примерно через 380 тыс. лет после Большого взрыва, т.е. 14,5 млрд. – 380 тыс. = 14 499 120 млрд. лет назад, вовсе не после возникновения Земли.

Бог вводит понятия дня и ночи, но они относятся только к Земле, к ее обращению вокруг Солнца.

 

Бог называет небо твердью, но небо не твердь. У бога зелень, траву и пр. производит Земля, это неверно, сначала из воды вышли на сушу микроорганизмы. В ордовике (втором периоде палеозоя) на суше появились древние беспозвоночные, питавшиеся строматолитами, на которых и жили. Лишь в силурийском периоде (третьем периоде палеозойской эры), 0,4 млрд. лет назад, Земля начала едва одеваться зеленым покровом. Потом появились растения с листьями – папоротники, чешуйчатые деревья – лепидодендроны, затем появились семенные растения. В океанах же зарождение жизни произошло много раньше, 3,7 млрд. лет назад.

 

Бог якобы творит светила на «тверди» небесной – но они возникли значительно раньше Земли. Луна у бога – тоже светило, но Луна не светит, а лишь отражает солнечные лучи. У бога сначала возникают пресмыкающиеся, затем рыбы, что неверно.

Все виды животного мира у бога возникают уже в современном виде, они неизменны с момента творения, это опять же неверно.

 

И жизнь зародилась тоже не одновременно, сначала – в океанах, а уж потом на суше. Сначала строматолиты, водорослевые корки с бактериями, они жили наполовину на земле, наполовину в воде (были амфибиотическими). Затем лишайники, мхи, плауны, хвощи. В Ордовике (втором периоде палеозоя) на суше появились древние беспозвоночные, питавшиеся строматолитами, на которых и жили. В силурийском периоде (третьем периоде палеозойской эры), 0,4 млрд. лет назад, Земля начала едва одеваться зеленым покровом. Потом появились растения с листьями – папоротники, чешуйчатые деревья - лепидодендроны. И лишь затем появились семенные растения.

Только после этого на суше поселились амфибии (земноводные) и членистоногие: многоножки, ракоскорпионы, насекомые.

Ихтиостега - первая амфибия, предок живущих сейчас амфибий, была переходной формой рыб и земноводных. Скорее всего, кистеперых рыб выгнали на сушу засухи. Потом земноводные эволюционировали. Выход позвоночных на сушу произошел только 380-390 млн лет назад! А пятипалые конечности возникли лишь 300 млн. лет назад. В океанах же зарождение жизни произошло много раньше, 3,7 млрд. лет назад.

Так что наука – в очередной раз – опровергла религию. История науки – это история опровержения религии наукой.

Если кому-то хочется верить, особо после полета Гагарина, что Земля покоится на четырех китах, которые, в свою очередь, возлежат на огромной черепахе – вольному воля.

 

В Талмуде, который создан через века после Ветхого Завета, дело обстоит несколько по иному: «Десять вещей были созданы в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи» (Хагига 12а)

 

Иудейская мифология берет начало у древних индусов и египтян, с античными наслоениями. Например, из культа Осириса христиане взяли пасхальное восклицание «Христос воскрес!» с утверждением «Воистину воскрес!», которое у египтян звучало, как «Осирис воскрес!», и ответ - «Воистину воскрес!» В истории смерти и воскрешении Иисуса использован миф об умирающем и воскресающем божестве, широко распространенный на Древнем Востоке. Миф о зачатии и рождении Христа взят из мифологии о происхождении Адониса, Аттиса, Диониса, Митры (Митроса) и Кришны. Как и Кришна, Христос явился в мир для его спасения. Оба творили чудеса. В обоих случаях первыми пришли поклониться пастухи. Повторяется и последующее: преследование злым царем, убиение младенцев, спасение ангелом и основные элементы деятельности спасителей. Оба собирают группы учеников, творят чудеса, исцеляют больных и воскрешают мертвых, изгоняют бесов из одержимых и умирают в результате козней злых жрецов (М. Богословский).

Исследования клинописной библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипалаа доказали, что Ветхий Завет - компиляцией вавилонских клинописей. Обнаружен каменный столб, на котором начертаны законы древнейшего вавилонского царя XVII века до н.э., Хаммурапи, совпадающие с заветами, которые якобы дал (спустя почти 2000 лет) иудеям пророк Моисей. Только Хаммурапи получил их от другого бога, по имени Шамаш.

Легенда о потопе и Ное – это переработка древнего вавилонского мифа о Гильгамеше, и т.д.

 

В египетской мифологии Нун (Хаос) родил Ра (Солнце, отождествляли с Амоном и Птахом). Ра произвёл из себя богов Шу (Воздух) и Тефнут (Вода), от которых родилась новая пара, Геб (Земля) и Нут (Небо), ставшие родителями Осириса (Рождение), Исиды (Возрождение), Сета (Пустыня), Нептиды, Хор и Хатхор.

Сходная версия – у древних греков, см., напр., монографии Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» или Я. Парандовского «Верования и легенды греков и римлян».

В шумеро-аккадскоой мифологии «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Апсу, что и дало начало миру. Это не столько боги, сколько природные элементы.

 

В славянской мифологии бог заставил черта нырнуть в воду и достать землю. Черт прихватил еще и себе земли. Бог творил ровную землю, черт, убегая от молний бога, творил горы и пропасти.

В другом мифе Сварог нашел волшебный камень Алатырь, произнес заклятье, и камень стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. Затем Род родил Сварога.

Третий славянский миф, пантеистический (т.е. бог – вся природа) повествует, что всё началось с бога Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род – Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем бог Род породил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род – Отец богов, Он – рожден собой и родится вновь, Он – что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.
Род родил небесного Сварога и вдохнул в него свой могучий дух, и дал ему способность смотреть во все стороны одновременно, чтоб ничто от него не укрылось. Сварог проложил путь Солнцу по небесному своду, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра – разгорался день, а на смену дню – приходила ночь. Сварог обращает внимание на отсутствие Земли, сокрытой в океане, и обращается с повелением достать Землю к серой утке, порожденной океанской пеной. Сначала утка не появлялась год, не смогла Землю достать, потом снова Сварог послал ее за Землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей невиданную силу, ее не было три года, и принесла она в клюве горсть земли. Помял Сварог Землю – ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. Утвердил Он в ней три свода – три подземных царства. А чтобы Земля не ушла опять в Океан, Род родил под ней мощного змея Юшу (А. И. Асов, из «Книги Коляды»).

 

Миф, как мир возник из яйца, привнесен из эпоса более древних народов - греков, иранцев, китайцев. Нетрудно видеть, что происхождение Солнца, дождя и т.д. из частей тела бога тоже привнесено – из ведических верований.

 

В гимне «Пурушасукта» боги совершили жертвенный обряд перед священным первочеловеком Пурушей. В результате из его «духа» возникла Луна, из глаза – Солнце, из дыхания ветер, из пупа – воздушное пространство, из уст – огонь, гром и молнии, из головы – небо, из ног – земля, из уха – стороны света. Затем из уст Пуруши возникли брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, из грязных ступней – трудящиеся (шудры). Таким же способом появились животные и растительность (Ригведа Х.90).

 

В другой версии того же самого писания, которую можно назвать дуалистической, но особенного рода, изначально существовали хаотическая материя и ее организующий агент (Ригведа, Х.81, 82, 121).

Нужно отметить своеобразие о субъективного идеализма в буддийском эпосе. В трактате «Тюрон» в главе «Видение нирваны» указывается: «… нирвана не имеет ни малейшего отличия от сферы обитания…» Если же признать, что материальный мир имеет собственную природу, он уже не будет миром Будды (Фудзимото Т. Эпистемологическое объяснение пустоты. ИБК, 1955. Т. 3. №2).

В «Гимне о сотворении мира» (Насадия-сукта) место хаотической материи занимает нечто безличное, причем весьма конкретное:

 

Не было не сущего и не было сущего тогда,

Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним…

Не было ни смерти, ни бессмертия тогда,

Не было ни признака дня или ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно

И не было ничего другого, кроме него…

Оплодотворители были. Силы растяжения были.

Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

Откуда это творение появилось:

Может, само создало себя, может, нет —

Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,

Только он знает. А может быть, и он не знает?

(Ригведа, Х.129)

 

В последней строке уже явно наличествует дуализм.

Здесь отсутствует уже и яйцо, и боги, и тьма (нет признака ночи), хотя есть тьма, покрытая тьмою. Нет пространства, и, вероятно, времени, от великого тапаса (космического жара) зарождается покрытое пустотою Единое - что при желании можно соотнести с современными космологическими концепциями, за исключением того, что в Ригведе Нечто – бог, в космологии – это планковская Вселенная с огромной температурой. Хотя вставка «само создало себя» - вполне материалистическая. В 5-й строфе обнаруживают близость порождающих сил платоновским идеям, поскольку нет источников сил, но важнее в ней «простертая поперек» вервь (связь сущего и не сущего, близкая античным материалистам и гегелевским построениям.

В других версиях индуизма мир появился из первичного звука Аум (начальные буквы святой троицы – Брахмы, Вишну и Шивы), изданного барабанчиком Шивы; из «первичного тепла».

 

Заметим также, что здесь неявно задается вопрос: если бог – творец, кто сотворил бога? Если бог вечен, то невозможно опровергнуть и тезис о вечности природы. О том же писал Аристотель, бог которого вовсе не был стоящим над природой творцом – Платон, вводя мир идей, удваивает его. Версия бога оказывается излишней, все славословия богу можно переадресовать природе и сберечь свои коленки и кошельки.

 

Не знают священные писания и дату сотворения мира.

Во многих верованиях сотворение мира начинается примерно в одно время: византийская система летоисчисления - с 1 сентября 5509 г. до н.э., древнерусская - с 1 марта 5508 г. до н.э., александрийская - с 29 августа 5493 г. до н.э., антиохийская эра - 1 сентября 5969 г. до н.э., еврейская - с 7 октября 3761 г. до н.э.

В конце XIX в. поэт Балагангатхара Тилак, используя астрономические данные, основанные на ведийском календаре, подсчитал, что «Ригведы» были созданы 6000 – 4000 гг. до н.э.(Елизаренкова Т. Я. Древнейший памятник индийской культуры – Ригведа. М., 1972, С. 14-15).

Несмотря на то, что многие конфессии признают современные данные о возрасте Вселенной 13,81 млрд. лет, в религиозных канонах датировка неизменна. В Израиле историю человечества изучают не по данным археологии, но по священным писаниям.

 

В космологии буддизма утверждается повторение циклов возникновения и уничтожения вселенной. Буддийская религия не имеет понятия сотворения мира высшим нематериальным существом.

Каждый мировой цикл делится на четыре периода: пустоты ,от разрушения одного мира до начала формирования другого; формирования (развёртывания) мира; пребывания (когда космос пребывает в стабильном состоянии); разрушения (свёртывания, угасания). На вопрос о начале мировых циклов Будда молчит.

В индуизме первым существом, появляющимся в новой вселенной, становится Брахма, творец мира. В буддизме Брахма лишь первый, кому начинают поклоняться.

В даосизме в начале мира была пустота (У-цзи), неизвестное. Из нее образуются два начала: темное Инь и светлое Ян. Взаимодействие Инь и Ян образуют ци — энергию и всё, что существует.

 

Можно было бы соотнести эти воззрения с объединенной М-теорией струн, однако в буддизме возникновение каждой новой вселенной обусловлено действием совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла. Аналогичным образом причиной разрушения вселенной, прошедшей свой период существования, является накопленная дурная карма живых существ.

 

К ведическим представлениям легенды о сотворении мира добавляют Упанишады и Пураны. Золотое яйцо уже не первично, оно порождается космическим огнем, возникающим из беспредельных вод, в начале мира кроме этих вод не было ничего. «Вселенная – пена на воде!» - тут же, непременно, воспроизведут теорию Дж. Уилера последователи столичных профессоров Д. Д. Иваненко и А. А. Гриба.

 

В зороастризме Вселенная существует 12 000 лет, ее история условно делится на 4 периода, в каждом по 3000 лет. 1-й период - предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. 2-й период - сотворение тварного мира, небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка создает Ахура-Мазда, живущий за сферой Солнца. Другое божество, Ахриман, вторгается в пределы небосвода, создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первочеловека и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела.

 

Ислам, как иудаизм и христианство, авраамическая, восходящая к патриарху семитских племен Аврааму, религия.

В исламе фактически нет описания сотворения мира. Ислам возник существенно позже иудаизма, списан с него, например, в Коране – сыны Израиля (Исраила), удар посохом по скале и т.д. Есть лишь ссылка, что буквально всё сотворено аллахом. Это указывает на то, что сочинителям Корана и не требовалось это описание, исток иудаизма и ислама един, сам Коран – лишь дополнительный источник в иудаизме. Коран и представляет собой полемику, представителями ответвления иудаизма, христианства – союзники, точно такие же, как представители иудаизма, определен общий враг – политеисты, книга полна запугиваний и наставлений. Если иудеи презирают нарушивших субботу, их будут презирать и мусульмане (2. Корова. 61(65)). Единственное отличие – у мусульман бог отдыхал в пятницу.

В исламе сохраняются остатки политеизма, отождествления бога с человеком: у христиан бог, сотворив мир, отдыхал, у мусульман – аллаха «не коснулась усталость» (Каф. 50.38), то есть, аллах ведает, что такое усталость.

Брахма же после творения утомляется, больше того: вдруг, оглядевшись, он видит, что один во вселенной, испытывает страх, потом страх проходит (кого же бояться), но задумывается о своем потомстве и начинает творить детей – опять же изо рта, уха, глаз.

 

***

 

Индра, бог грома и молнии, Зевс-громовержец, Перун, бог грома и молнии, точно так же, как у индусов, занимал главное место у богов второго круга…

 

Все религии под разной формой исповедуют одно и то же. В социальном плане – смирение перед правящим классом. В гносеологическом – мракобесие.

Сегодня российские физики распространяют миф, что сознание отдельного человека способно по настроению преобразовать всю Вселенную. Математик Перельман уверяет, что даже знает, как управлять Вселенной. Бывает.