Общественное сознание и религия.

На модерации Отложенный

    Объективно общественное сознание развивалось от мифологии (на Руси-былины,сказки) к религиозному сознанию, затем к метафизике и, наконец, к научной философии. Этапы развития общественного сознания занимают длительный временной отрезок, пока накопление представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе не достигнет некоторого критического уровня, позволяющего передовым для того времени мыслителям осуществить революционный прорыв в осмыслении бытия и переходе к более высокому уровню сознания.

   «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытиём, а бытиё людей есть реальный процесс их жизни.»[К. Маркс] Однако общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. В силу того, что общество есть субъективно-объективная реальность, общественное бытиё и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытиё статично и даже мертво. И сам процесс материального производства обладает лишь относительной свободой от власти сознания.

   Говоря об общественном сознании имеют в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь вообще, всеобщее духовное достояние, зафиксированное в языке и других формах культуры. Но жизнь надличностного духа вышла из ума и души индивидов; всякий индивид участвует в нём, правда лишь опосредованно. Большие и менее заметные усилия человеческой мысли способствуют образованию великой реки общественного сознания, хотя в названии этой реки нет уже и помину о маленьких ручейках. Подобно тому как общество не есть простая сумма составляющих его людей, так и общественное сознание не есть сумма «сознаний» отдельных личностей. Индивидуальное сознание к витающим в атмосфере общественного сознания идеям относится избирательно: что-то приемлет и делает своим, а что-то отвергает и осуждает.

   Общественное сознание принято разделять на обыденно-практический и теоретический уровни. В любом обществе делами науки, философии, искусства, политики занимается относительно небольшой процент людей. Большинство населения остаётся на обыденно-практическом уровне. В то же время современное обыденно-практическое сознание общества уже не является наивным отражением мира, напротив, пропитано научными знаниями, но вместе с тем обобщает их в некое единство с помощью своих собственных средств, несводимых к научным. Но и современный обыденно-практический уровень сознания доступен не всем. Многие остаются на уровне наивного отражения мира предыдущих эпох. Однако и им приходится решать вопрос о собственном месте и своей роли в обществе. «Любое самостоятельное проецирование, поиск ответов на вопросы, поиск нестандартных решений очень затратны. А организм нуждается в экономии ресурсов. И когда есть система, предлагающая готовый ответ на самые сложные вопросы, происходит такая экономия. Для этого и существует Религия.»[А.Невзоров(К,П,8-15.04.2010)]

   Религия утверждает приоритет духовности над социальными, эстетическими и иными ценностными ориентациями и регуляторами, и противопоставляет мирской, социальной ориентации иные ценности, а именно, ценности веры, надежды, любви. Возникновение и функционирование религии — это ответ человека на потребность в равновесии и гармонии с миром. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе. Верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и социуму. Религия даёт возможность человеку самоопределиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми, она подготавливает индивида к социальной жизни, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворённости.

   Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определённых целей, ценностей, идеалов. «Религия как элемент социальной структуры выполняет определённые функции, является одним из инструментов, при помощи которых идеи господствующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями.»{Н.А.Бердяев}. «...раз возникнув, религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованных от прежних времён, так как во всех вообще областях идеологии традиция является великой консервативной силой.»[К. Маркс].

   В силу консервативности религии ещё со времён эпохи Возрождения получает развитие процесс постепенного высвобождения из под её контроля различных сторон общественной и личной жизни. Позднее в программных документах прогрессивных движений появляется требование об отделении церкви от государства и школы от церкви. «Отмирание Религии» в марксистском понимании так же означает не насильственное насаждение атеизма, а лишь предвидение в исторической перспективе условий, когда будут преодолены порабощающие человека силы. Глубокие мировоззренческие различия между религией и философией марксизма не являются препятствием для консолидации верующих и неверующих, их диалога.

   Догматически восприняв положения марксизма о преходящей роли религии в общественном развитии большевики попытались одномоментно исключить её из жизни общества, поставив молодые поколения перед необходимостью от сказок сразу переходить к освоению научной философии. Это противоестественно. Ведь эмбрион во чреве матери проходит все стадии эволюции от простейшего одноклеточного до человека, не исключая ни одного звена в своём развитии. Аналогично должно происходить и с сознанием. «...приходится признать, что русский атеизм отнюдь не является сознательным отрицанием, не есть плод сложной, мучительной и продолжительной работы ума,сердца и воли,...Нет, он берётся чаще на веру и сохраняет эти черты наивной религиозной веры, только наизнанку, и это не изменяется вследствие того, что он принимает воинствующие, наукообразные формы.»(С.Н.Булгаков).

   «Нам нужна...серьёзная философская культура. Универсальная и вместе с тем национальная... Русская философия таит в себе религиозный интерес и примиряет знание и веру...Подлинная же любовь к людям есть любовь не против истины и Бога, не жалость, отрицающая достоинство человека, а признание родного Божьего образа в каждом человеке.»(Н.А.Бердяев) .

   Общественное воспроизводство в посткапиталистическом обществе предполагает развитие не только материального составляющего, но и развитие Человека, в том числе его сознания. В развитии человечества технический прогресс играл, играет и ещё долго будет играть определяющую роль, но относительная доля его в общественном воспроизводстве будет уменьшаться по мере развития в людях способностей, приближающих Человека к образу и подобию Творца, то есть по мере развития его творческих способностей. И эту важнейшую из важнейших и труднейшую из труднейших проблем развития общественного сознания сегодня не решить вне религиозной идеи.    «Радикализм или максимализм может находить себе оправдание только в религиозной идее, в поклонении и в служении какому-нибудь высшему началу. Во-первых, религиозная идея способна смягчить углы такого радикализма, его жесткость и жестокость. Но кроме того, и это самое важное, религиозный радикализм апеллирует к внутреннему существу человека, ибо с религиозной точки зрения проблема высшего устроения жизни есть нечто второстепенное. Поэтому как бы решительно ни ставил религиозный радикализм политическую и социальную проблему, он не может не видеть в ней проблемы воспитания человека. Пусть воспитание это совершается путём непосредственного общения человека с Богом, путём, так сказать, надчеловеческим, но всё-таки это воспитание и совершенствование человека,обращающееся к нему самому, к его внутренним силам, к его чувству ответственности. Наоборот, безрелигиозный максимализм, в какой бы то ни было форме, отметает проблему воспитания в политике и в социальном строительстве, заменяя его внешним устроением жизни.» (Б.П.Струве).

   Попытка исключить Религию из жизни общества,сопровождавшаяся повальным разрушением храмов и многочисленными жертвами среди священнослужителей и верующих, была большой принципиальной ошибкой большевиков. То, что роль религии преходяща, что она непременно будет вытеснена из общественного сознания его более высоким теоретическим уровнем, несомненно. Но произойдёт это в далёком будущем, горизонты которого нынче не обозримы. Сегодня Религия так или иначе касается всех сторон жизни, включая политику. Хотя Библия не содержит политической программы, она даёт представление о принципах справедливого правления, основанного на примате духовности над материальными ценностями.

   О том, что на сегодня положительная роль религии для общества не только не исчерпана, но и порой жизненно необходима, свидетельствует тот факт, что христианская демократия (автономное от церкви политическое движение), выступающая за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов, продолжает развиваться. Добившись впечатляющих результатов на первых послевоенных выборах в Западной Европе, христианско-демократические партии сыграли ведущую роль в становлении западной демократии в послевоенной Италии и Германии. Их принципы нашли отражение в конституциях Франции, ФРГ, Италии, принятых в 1946-1949гг. Христианско-демократмческие партии доминировали в Италии и ФРГ до 1970х годов и играли важную роль в других странах. В конце 1980х христианские демократы стали играть заметную роль в странах Восточной Европы. Они добились успеха на выборах в Восточной Германии, Словении, Венгрии, Словакии. Сегодня в Центральный демократический интернационал входят свыше 70-ти партий. В ряде стран существуют христианско-социалистические партии (Швейцария, Италия, Чили, Эквадор) и группы христианских социалистов в социалистических партиях (Германия-в партии «Левые», Великобритания-в лейбористской партии).

   В России христианская демократия не является традицией, однако существуют родственные и при этом самобытные течения, например, Межрегиональное общественное движение "Союз Христианских демократов России"(СХДР). Необходимо внести изменения в статью 46 Закона РФ "О политических партиях" и в Конституцию РФ. Запрет на организацию партий на религиозной основе должен быть снят. Это будет

   Гонениями на Церковь и верующих и насильственным насаждением атеизма большевики обеспечили отрицательную реакцию огромного слоя населения страны к социализму и к своим нововведениям (разумным нововведениям), таким как система воспитания подрастающего поколения. Многие родители, например, запрещали детям вступать в пионеры, в комсомол, участвовать в работе различных развивающих кружков при домах пионеров и т.п. Из всего спектра политических партий наиболее влиятельными сегодня являются социал-демократические и, в ряде стран, христианско-демократические.

   Не исключено, что именно этим партиям суждено будет совершить исторический подвиг в деле перехода человечества от разрушающего человека капитализма к посткапитализму, призванному создать условия для самосовершенствования человека. Ведь именно у этих партий конечная цель одна — самосовершенствование человека с приоритетом духовного над материальным бытиём, и один способ достижения цели — социально-ориентированное государство. Либеральные и прочие партии, защищающие хищнический строй-капитализм и его высшую и последнюю стадию-империализм, исторической перспективы не имеют. Кратковременное появление на международной арене коммунистических партий с их максималистскими принципами было преждевременным. Слишком мало ещё настоящих, последовательных коммунистов, чтобы можно было создать действительно коммунистическую партию. Слишком пока ещё слабо развито общественное сознание.

   Время коммунистических партий наступит позднее, когда реально заметными станут успехи в самосовершенствовании людей и появятся очевидные ростки коммунистических отношений. Когда реально можно будет говорить о становлении коммунизма, тогда компартии займут место исчерпавших возможности своего влияния христианско-демократических и им подобных партий, и завершать переходный период от капитализма к коммунизму общество уже будет под руководством тандема социал-демократов и коммунистов.