о метафизическом языке поэмы "Руслан и Людми"
На модерации
Отложенный
О МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ
ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
1 сентября 1822 года А.С. Пушкин в письме из Кишинёва обращается к Вяземскому: "Пиши в тишине самовластия, образуй наш метафизический язык" [5.IX]. В Толковом словаре В.И.Даля дано понятие МЕТАФИЗИКИ – "Ученье о мире невещественном, существенном, духовном" и оно отражает миропонимание предков. Метафизический язык – это язык духовного и невещественного мира, им поведаны от начала начал этапы эволюции жизни, им писаны произведения фольклора, им владеет душа человека.
В традиции любого народа вселенная (мир) представлена тремя царствами или мирами: верхний, средний и нижний. Верхний мир – царство вечности вселенной, божественная обитель, духовный мир. Ведическая Русь его называет Правь. В вечности хранится идея вселенской жизни. Нижний мир – царство ночи вселенной, невещественный, потусторонний или подземный мир, царство смерти. Ведическая традиция его называет Навь. В невещественном мире из идеи жизни разворачивается образ вселенной со всеми её жителями. Средний мир – царство дня вселенной, существенный мир или Явь. В Яви образ вселенной и её жителей воплощены в формах.
Например, в пословицах молвится: "Есть – словцо, как мёд, сладко; нет – словцо, как полынь, горько. По естю старец и келью строит. По естю и неть живёт" [3].
Здесь Старец – Творец мира (вселенной).
Есть – божественная обитель, "духовный", верхний мир, царство вечности; в нём властвует идея жизни.
Нет или неть – "невещественный", нижний, потусторонний мир, царство ночи вселенной, царство смерти; в нём идея жизни представлена в образах.
По навьим образам старец и строит келью – "существенный" мир или царство дня вселенной; в нём образы жителей вселенной воплощены в формах.
Пушкин начинает 2-е издание поэмы «Руслан и Людмила» с Посвящения, с "времён минувших небылицы". Небылица – это особый жанр сказки, встречается у всех народов Руси. Небылица устами Я рассказывает от начала всех начал о рождении вселенной. Пословица поясняет происхождение этого жанра сказки: "Небылица в лицах, найдена в старых светлицах, оберчена в чёрных тряпицах". Небылица ведает об очень древних временах, потому и найдена она в "старых светлицах" вечности, где находится правда истинная – опыт предыдущих вселенных, оберченный "в чёрные тряпицы". Другая пословица уточняет: "Всякая небылица в три года сгодится". Три года – это длительность жизни вселенной и человека в три этапа бытия: от зарождения идеи жизни до создания её образа, а затем её воплощение в Яви.
ПОСВЯЩЕНИЕ
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету.
"Лукоморье, дуб зелёный, златая цепь, кот учёный, море, я, мёд" – это картины "духовного" мира или царства Прави, где властвует лишь идея жизни. Царство Нави или "невещественный" мир передан образами: "неведомых дорожек, следов невиданных зверей, избушки на курьих ножках, бабы Яги, Кащея, леса, дола, бурого волка, царевны, лешего, русалки, русского духа". А царство Яви или "существенный" мир показан зарёй, волнами, водами, брегом песчаным, светом, богатырями.
Смыслы выделенных курсивом слов при описании картин вечности и ночи вселенной [4]:
Лукоморье – берег острова Буяна, вечность вселенной, царство Прави.
Дуб зелёный– символ Прави, священное дерево ведической Руси. Дуб – это и вселенская ось.
Кот учёный – образ Солнца.
Златая цепь– указывает на привязку Солнца относительно вселенской оси или вечнозелёного дуба, оттого "и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом".
Море– космическая бездна, окиян-море произведений фольклора.
Я– нетленная душа.
Мёд – Сурья, напиток богов.
Неведомые дорожки – дороги ночи вселенной (Нави).
Невиданные звери– жители ночи вселенной.
Баба Яга – страж ночи вселенной, суженая Сварожича Велеса. Имя Яги происходит от огня. Её главная задача: не допустить несанкционированного перехода навьего жителя из Нави в Явь; очистить в Нави душу человека на пути из Яви в Правь. В русских сказках и Ведах у Яги, как и у Велеса Звёздного, много имён: Вила-Сида, царица с золотыми кудрями, Ася Звездинка, Метельница, Азовка, Ненила, Домна, Святогоровна и др. Баба Яга людские думки прежде ведает. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» бабе Яге, как стражу царства смерти, задолго была известна алчность и зло дома мачехи, потому она и говорила Василисе: "знаю я их, поживи ты наперёд".
Избушка на курьих ножках – изба бабы Яги. Она располагается в ночи вселенной, там же размещены образы всех будущих земных жителей.
Ступа– умение бабы-Яги мгновенно перелётывать по навьему царству.
Кащей – князь тьмы. Даль в Толковом словаре отмечает: "Кащей (или касть) означает мерзость, скверну, нечистое, поганое. Кащей – сказочное лицо вроде вечного жида" [2]. Его дворец находится в царстве смерти, в ночи вселенной или невещественном мире.
Волк – образ Сварожича Велеса, покровителя Земли и её жителей. Он же страж ворот вечности вселенной. Волк мудр, он умеет в Нави оборачиваться в образы коня, девицы и любого другого навьего жителя. Он бурый, потому что владеет бурей – ветрами из божьих уст (первородными началами), поэтому он мгновенно перемещается по царствам вселенной.
Царевна– душа человека.
Леший– Лесовик, Хозяин леса. Он полгода живёт в Нави (с 4 октября по 11 апреля, в допетровском летосчислении), а остальное время пребывает в Яви. Образ Лешего подробно описан в фольклоре [1]. Например, "Умён и мудрён лесовой дедушко: захочешь – всему научит, а прозеваешь – кожу слупит" (сказка «Королевич и его дядька»). "Лешой ет не боитца Бога; ему нужно сысторонь штобы сказали: "Бог помочь!" (сказка «Лешой и черти»). Леший находится в рядах светлых сил.
Русалка – как и Леший, житель Яви и Нави. Образами русалок и леших мир божий наполняется на втором этапе бытия вселенной.
Лес, дол – картины навьего царства.
Заря – день вселенной, Явь.
Русский дух– православные по происхождению "пахнут" традицией ведической Руси. Например, так Русь озвучена в сказках «Василиса Прекрасная», «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный» и множествах других произведений фольклора.
События поэмы с 1 по 6 песню происходят в невещественном мире. Поэма представляет её главных героев: "Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец". В славянской мифологии Леля и Лель – Боги юности, любви и суженых. Руслан – это отеческое семя или удалец, идущий из царства вечности через Навь в воплощение, а его "невеста" – это душа по имени Людмила. Поэма знакомит с жителями Прави и Нави, с головой богатыря и волшебным мечом-кладенцом, рассказывает о свойствах мёртвой и живой воды. Но, чтобы понять смыслы очаровательных пушкинских строк, надо знать лексику "нашего метафизического языка".
Повествование «Руслан и Людмила» повторяет сюжет рождения человека, описанный в произведениях фольклора. Например, об этом же поведано в сказках «Иван-Дурак», «Не хочешь – не слушай», «Околдованная сиротка», «Неосторожное слово», «Старуха-говоруха», «Дочь и падчерица», «Иван-Седун», «Песенный человек», «Сивко-бурко», «Мудрая жена» и множестве других. На границе вечности и ночи вселенной происходит первая встреча Руслана – удальца (отеческое семя) и его души – Людмилы. Затем их пути расходятся. Пока плоть удальца Руслана развивается в утробном пузыре (в Нави), в это время душа или Людмила ожидает в навьем дворце его воплощение. В завершении шестой песни поэмы писано, когда пришёл конец "столь долгой ночи" (навьего мира), тогда и "день настал" (мир Яви). Через девять месяцев младенец Руслан выходит из утробного пузыря на белый свет Яви. И в тот же миг Людмила, "воскреснув пламенной душой" в Яви, вселяется в предназначенное ей ретивое сердечушко новорождённого богатыря Руслана. По этому поводу всегда следует свадебный пир, который знаменует венец творения родительской семеюшки. Человек родился! Это событие и отражается в заключительных строках шестой песни: "Владимир в гриднице высокой запировал в семье своей".
Без святых слов ведической Руси, с которыми познакомила Пушкина его "любимая подруга" – Арина Родионовна, не реализовался бы гений Пушкина. В ноябре 1824 года Александр из Михайловского пишет брату Лёвушке: "Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" [5.IX]. Он восхищается фольклором, в нём он черпает своё вдохновение. Но он видит неприятие, ненависть дома Романовых и их исповедников к национальной традиции Руси. Поэт на стороне народа, он признаётся Дельвигу: "Мои элегии писаны против религии и правительства" [5.IX].
Романовы 300 лет намеренно уничтожали русскую культуру, ими насильно насаждалось образование и культура на западный манер. Однако Русь упорно сопротивлялась царским реформам. В этом противостоянии наиболее просвещённое дворянство обратилось к родному духовному источнику – к фольклору.
С XVIII по XXI век было опубликовано великое множество произведений фольклора. Кирша Данилов, М.Чулков, Э.Ленрот, И.Сахаров, П.Киреевский, В.Даль, М.Забылин, братья Ончуковы, П.Безсонов, В.Дашков, П.Рыбников, А.Афанасьев, А.Гильфердинг, Е.Барсов, И.Дахкильгов и многие другие собиратели правды истинной пожинали драгоценный урожай. Они записали миллионы песен, сказок, былин, легенд, загадок, пословиц, поговорок, причет, обрядов и заговоров. Названными исследователями сохранена мудрость прародителей. Это знание погружает читателя на глубину прошлых и будущих миллиардолетий: от начала творения нашей вселенной и до её ухода в вечность.
Собиратели жемчужин фольклора хранили первозданность народного языка. Но под натиском невежд и "западников" язык претерпевал изменения. Ныне, чтобы не было разночтения с литературными памятниками прошлого и в соответствии с духом живого великорусского языка, некоторым буквам и словам вернулось их прежнее написание. Так, через забвенье лет буква Ё сейчас по-прежнему с нами. Теперь стоит на очереди возвращение буквы З в слитных предлогах: без, воз, из, раз. Например, безсмертие, безстрастие; безсудь, безтолковый, возсияние, возсоздание, возстание, изследование, изстари, изсыхание, изсяк, разселина, разсказ, разспрос, разставание и некоторых других.
А.С. Пушкин не создавал русского литературного языка, как думают и утверждают некоторые критики. Такой труд не под силу одному человеку или научному коллективу. Язык – это результат всего народного творчества на протяжении тысяч лет. В поэме «Руслан и Людмила» автор озвучил дворянству одну из сказок, поведанную Ариной Родионовной. В Посвящении при описании картин вечности и ночи вселенной поэт специально употребляет два десятка слов "нашего метафизического языка". Если же посмотреть на все песни поэмы, то можно увидеть, что в них используются ещё сорок подобных слов. Здесь на примере текста Посвящения продемонстрировано, какими словами Пушкин образует метафизическую лексику. Знакомство с этим языком необходимо каждому носителю русской культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в трёх томах. – М., 1985
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-ёх томах. – М., 1994
3. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 1994
4. Карпенко Л.И., Нечаева-Зубец К.В. Словарь метафизического языка. – М., 2014
5. Пушкин А.С. Собрание сочинений в десяти томах. – М., 1981
*** сообщение Карпенко и Нечаевой-Зубец на XIX Международной научной конференции «Пушкинские чтения - 2014»
Комментарии