А информационную войну мы всё-таки проиграли

На модерации Отложенный

Тема острая, часто обсуждаемая. Как Россию переигрывают в информационном пространстве кажный божий день. Что не хватает структуры, напоминающей «Временный информационный Центр» времён Чеченской кампании, когда трижды в день проходили брифинги (с ответами на вопросы журналистов) нескольких силовых ведомств, Министерства Обороны и даже МЧС. Сегодня большинство населения, не найдя полноты информации в скучных сводках генерала Конашенкова и бестолковых ток-шоу центральных каналов, начало ловиться на удочки ЦИПсО и провокаторов в соцсетях.

Даже песчинку не брошу в сторону сбитых с толку сограждан, попавших под манипулятивные технологии. Для того, чтобы человек обладал полнотой картины, он должен видеть её в манере художников-реалистов Шишкина и Айвазовского. Не информационный авангард Шагала или надрывный сюрреализм в исполнении Скабеевой-Соловьёва, а понятные образы. Вопросы начались с самого термина «специальная военная операция». Потом народ завис, гадая над «денацификацией».

Со временем такая постановка приобрела больший флёр неопределённости, когда в боевых действиях были задействованы почти все виды конвенциональных вооружений и проведена «частичная мобилизация». Простите, в традиционном понимании ситуация трактуется «войной», вообще-то. Которую никто не объявил. Хотя, после Второй мировой даже резню во Вьетнаме и последующие конфликты тоже так не называли, но ожесточение было не меньшим, чем в 40-е ХХ века.

Ещё больше запутали обывателей меняющиеся «цели и задачи», которые на 13-е октября совсем иные, нежели в ночь на 24-е февраля. «Защита Донбасса» перешла в национально-освободительную борьбу за вошедшие в состав России территории, а то ли ещё будет... Главный «коршун» партии власти Дмитрий Анатольевич в марте скромничал и верил в «нормальное соседство» России и Украины, летом начав «жестить по-чёрному», завершив эволюцию собственных взглядов намедни «полным демонтажём политического режима» на сопредельной территории.

Можно накинуть Стамбульские договорнячки сразу после оглашения «целей и задач», «зерновые сделки» и остров Змеиный, бесконечные жесты доброй воли, налаженный бизнес с «не партнёрами» и врагом, ситуацию с трибуналом над наёмниками и «азiвцами»… много чего непонятного происходило и происходит.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Населению ничего, даже в общих чертах, не объясняют по прошествии месяцев, когда тема откровенно закрыта, либо стала третьеразрядной. Тем самым на хорошо унавоженную ципсошниками почву прекрасно ложатся конспирологии с предательством российских элит, «договорнячки с американцами» и даже рептилоидами-масонами.

Как ветеран информационного фронта и политических технологий готов резюмировать: с одной стороны — Президент пользуется безоговорочной общественной поддержкой трёх четвертей общества. Но есть парадокс, это самое общество расколото на несколько почти непримиримых групп. Одни предлагают «начать по-настоящему» и жахнуть, отринув вегетарианские методы СВО, другие рассуждают о «братском народе» и пользе любых переговоров, чтобы не лить близкородственную кровь.

Вот и вся дискуссия, в которой утонула Россия, живущая в информационном пространстве. Балансирует сей ад кромешный спокойная и сосредоточенная масса людей, которая ни в чёрта, ни в дьявола не верит. Просто работает. На себя и семьи, либо в рамках оказания помощи фронту. В дискуссии не вступает, влиянию социальных сетей не подвержена. Вопросы не задаёт, мудро рассуждая: начальству виднее, «пусть лошадка думает, у неё голова большая».

Кризис.

Ситуация была равновесной, пока не случились неудачи на харьковском направлении, даже самые стрессоустойчивые стали чаще заглядывать в телевизор или Интернет. Кто тихо зверел, кто впадал в депрессию. Ответов у начальства не было, а несущие диаметрально противоположное казённые люди… ввергали население в состояние ступора.

Информационный вакуум выходных дней заполняли не пойми кто, большей частью специально обученные анонимы, либо «национал-предатели», ударившие по тапкам ещё весной. Единого центра информирования и реагирования не оказалось, лишь скучный генерал Конашенков что-то бубнил о «перегруппировках» и очередных сожжённых «мотолыгах», танках и складах боеприпасов.

А с понедельника начинался лютый треш. Пресс-секретари всех ведомств доносили точку зрения собственного начальства, на марсианском языке лопотали государевы седовласые мужи из законодательных органов. А главные действующие лица Спецоперации: Министерство Обороны, Росгвардия и прочие силовики либо лежали в тине, либо пробовали солдатскую кашу перед официальными верноподданнически настроенными репортёрами. А над всем бардаком колотил в набат Владимир Соловьёв, по большей части, риторическими вопросами.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

В каждом наружу выполз русский человек с тысячелетней «Русской Правдой» и пониманием справедливости. Спросил баском «так, кто виноват?», более интеллигентный и утончённый уточнил «что делать?». Не получив от власти ответов, всяк по себе мнение сложил. Не очень приятное казённым людям. Хорошо, до яростного раскола дело не дошло, хотя призывы выйти на улицу и гневно потребовать «доколе!» звучали. От вполне патриотических граждан. Особенно после вопиющего бардака частичной мобилизации и массы вскрывшихся «перегибов на местах».

Информационная война, говорите. Знаете, как она ведётся на конкретных примерах? Вчера уволенный с должности заместителя министра Обороны по тыловому обеспечению генерал армии Дмитрий Булгаков… стал генеральным инспектором в Управлении инспекторов Минобороны. Тот самый Булгаков, благодаря которому собрать солдата на войну стоит 100 тысяч (и выше) рублей. Да, должность Генерального инспектора ничего не значит, без всякой ответственности генерал армии будет сидеть на учениях или летать в составе делегаций на военные форумы.

Но нашим врагам ничего не нужно в этот день писать плохого или провокационного о России, достаточно вот такого официального сообщения. Либо высказывания генерал-полковник Горемыкина, начальника ГВПУ (главного военно-политического управления) ВС России:

«Сегодня военнослужащие ВС РФ имеют всё необходимое в полном объёме, причём как в местах подготовки мобилизованного личного состава, так и в зоне проведения СВО».

Можно шкурную просьбу к товарищу генералу? Оплатить чеки аффтара этого канала, десятки миллионов других по всей России, которые расскажут в единицах снаряжения и амуниции, насколько всё есть «в полном объёме»? Что тип войны поменялся давным-давно, «передок» требует внештатных «тепляков», дронов, прицелов, обвесов на стрелковку, совсем другую обувь, аптечки, разгрузки, броники, шлемы, средства связи и т.д.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Если у генерала всё хорошо, может он под Артёмовск съездит, где «музыканты» ему покажут, как должен быть экипирован современный воин, чем вооружён и оснащён. Либо в Гудермес к гвардейцам Рамзана Ахматовича. Информационная война… На неё выходить стыдно, пока наши начальствующие [censored] либо врут напропалую, либо не владеют информацией. Разговаривают квази-идеологические лозунгами, кочуя из студии в студию, сотрясая воздух в государевых СМИ.

Ничего из себя не представляя зачастую, поскольку по системе «своих не бросаем» списаны в чуланы законодательных собраний всех уровней, бесчисленные Институты, Фонды, Центры, либо на инспекторские, ничего не значащие должности. Но именно они забивают, словно прокладки в канализационных трубах, любую дискуссию гражданского общества. Забалтывая проблему, а не предлагая пути решения.

Есть право и лево, земля и небо, чёрное и белое. На войне. Без дури и квази-идеологии. Светлейший Потёмкин, Суворов, Кутузов, Скобелев не заморачивались рассуждениями, просто воевали и расширяли пределы державы. Рядом с ними честно тянули лямку немцы с датчанами, шотландцы со шведами, армяне с грузинами, поляки с евреями. Всех вероисповеданий и политических взглядов служаки, с очень простым мировоззрением. Победить на поле боя, не посрамить честь мундира.

Как только власть начинала играться в спасение «братушек-славян» или закидывать иконами ничтожных турок и япошек… начинались великие беды Крымской, русско-японской и Первой мировой войн. Не нужно сложных идеологических конструкций, информационных изощрённых схем. Либо дерёмся, либо нужную рыбу в прибыль оформляем. Последнее вторично, должно находиться в тиши высоких кабинетов под толстыми коврами государевой тайны. Без болтовни лишней.

Крымский Мост, говорите. 23 тонны взрывчатки попали в Болгарию из Одессы? В рамках «зерновой сделки», вокруг которой вился некто Абрамович сотоварищи? Каким образом «паллеты строительной плёнки» относятся к борьбе с мировым голодом, кто конкретно из Министерства обороны допустил нарушение договорённостей, что только сухогрузы с зерном должны ходить из украинских портов прямиков в Проливы? Опять «договорнячки» по ходу пьесы? Конечно.

 
 
Маршрут взрывчатки (иллюстрация из открытых источников)
 
Маршрут взрывчатки (иллюстрация из открытых источников)

Бизнес отечественных и зарубежных олигархов и «социально ответственных бизнесменов» блюдём, пока русских в Купянске казнят и страна мобилизацию проходит, значит.

Никаких информационных войн не нужно, чтобы любую идею «русского мира» похоронить. Если из правил бытовой логики понятно: волосатые вороватые ручонки омерзительные бизнес-схемы отрабатывают вокруг Спецоперации, как ни в чём ни бывало. Духоподъёмно и возвышенно, мол… народ проглотит. Как знать, ведь системные нерешённые проблемы приводят к системным катастрофам, историю мы помним.

Все эти пикейные жилеты и маниловщина из курилок Госдумы, прочих высших институтов власти привели к общему кризису. Со свободными транзитными маршрутами откуда угодно, русским «авось» и всеобъемлющим раздолбайством, словно в мирное время живём, а не под смертным приговором, вынесенным России.

С бесконечными объяснениями о «гуманитарных аспектах СВО». Гаранта в том обвинять? Не решусь. Он взвешивает подаваемую по сотне источников информацию, принимает решения из консолидированного мнения советников, у некоторых из них «национальные интересы» перпендикулярны народным. Где истина искажается и забалтывается.

Информационная война — это простые обоснования целей драки. Как во вторую Чеченскую. Победить бармалеев международного разлива, нанятых на деньги англосаксов везде, вплоть до последнего нужника в кишлаке и ауле. Мочить и всё, точка. Одна простая фраза чётко формулирует «цели и задачи». Военным понятно, силовики уразумели, общество насторожилось и мобилизовалось, внутренний враг осознал: «договорнячков» больше не будет, пора драпать в Лондон.

Не нужно играть в чужие игры и противодействовать информационным психологическим операциям. Лишним станет, когда поимённо назван враг, на его истребление отряжены силы и средства. Кто не способен их обеспечить — «враг народа». Кто плохо командует, у кого солдат отвратительно экипирован, слабо подготовлен, как попало вооружён — «враг народа». В тылу, на складах и военных заводах кто-то набивает карман на завышении цен и прижимает нужное фронту — предатель.

А пытающиеся объяснить провалы тонкостями политических интриг и «сложной международной обстановкой»… пусть читают учебники, Уставы и Наставления. Как нужно правильно воевать, обеспечивать безопасность стратегической инфраструктуры и граждан, бороться с вражеской разведкой, террористами и диверсантами. И отвечать на вопросы, если к прессе подошёл, правдиво. Не нести «пургу», как минимум.

Большой политик-с оставьте немногочисленным специальным людям, пусть они жонглируют различными, порой сложными над- и под-национальными интересами. Выполнять собственные обязанности нужно, а не ждать личного приказа Главнокомандующего, который давно всё сказал. О Западе, Украине, построении нового миропорядка. Кто-то не понял или отказывается исполнять служебные тактические ходы в рамках общего замысла? Очень на то похоже, а как бороться с этим без оголтелой «ежовщины», даже Гарант не знает.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы.

Даже самому равнодушному потребителю информации стало понятно: единой государственной позиции на ход, ведение и перспективы Спецоперации не существует. А главный исполнитель, Министерство Обороны… не только пустые склады мобрезерва имеет и развалины учебных центров — ещё и информационной политикой не располагает.

В рамках прямых обязанностей не сумев даже сформулировать критерии для мобилизуемых, не прикинув требуемые ресурсы для их оснащения. Президенту пришлось два специальных Указа подписывать. Не перед мероприятием… после. А Правительство заполошно дюжину Постановлений наштамповало. Грустно всё это, но справились.

В разгар бардака позвонил бывшему сослуживцу, ныне щеголяющему полковничьими погонами в отставке. Немного пожурил выпускника военно-политического училища по специальности «военный корреспондент». Времена дремучие были тогда, советские. Но редакторы «Боевых листков» частей и соединений, всеми порицаемые поллитруки, замполлитры и агитаторы имели некий базис, умели наладить взаимодействия косноязычных генералов с гражданской прессой.

Что продемонстрировали в упомянутом Временном Информационном Центре начала «нулевых». Работу модерировали именно такие люди, вынесшие отрицательный опыт идиотского информирования народа о событиях в Афгане и Первой Чеченской. Сейчас таких профессионалов не осталось в строю. Вот и ответ на вечный вопрос «почему кто в лес, кто по дрова». Кадры разогнали или на пенсию выпнули, задач на восстановление структуры информирования не поставили.

А кто есть? Пиарщики. Которых надёргали из различных казённых или окологосударственных структур, ничего толком не объяснили, выпустили пастись в информационное поле. Каждый в силу собственного интеллекта и осведомлённости либо мелет чушь, либо пытается на основании скудных фактов выйти в равновесную точку «объективности». Получается не очень, поскольку вокруг сплошные «договорняки» происходят, картину непримиримой борьбы со смертельным врагом обрушивают.

Что такое информационная война? Во-первых… война. Простые и неумолимые законы, правила, тактические непрерывные действия. В рамках общего стратегического замысла. Идущая днём и ночью, во все времена года, без выходных и праздников. Цели просты — нанести максимальный вред противнику, принести пользу себе. Даже запретов не нужно на распространение любой информации, в современный век цифровизации и социальных сетей такое смешно и нелепо.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Только правда и детальное разъяснение причинно-следственных связей событий. Анализ и оценка угроз национальному информационному полю. Если ты не скажешь «А» самостоятельно, это произнесёт враг, добавит следом остальные буквы алфавита как ему выгодно и удобно. Но здесь таится парадокс и корень поражения наших оппонентов. Они постоянно лгут. Обслуживая интересы политических структур, создали единый информационный конгломерат «демократической прессы».

Он не обслуживает интересы национальных правительств и обществ, занят лишь собственными бюджетами и манипуляциями. Словно поздняя советская пресса замыливает реальные проблемы и выпячивает несуществующие идеологические химеры. Объясняет и обеляет ранее сделанное, не анализирует стоящие перед обществом вызовы.

Такое поведение является разрушительным, «учиться» таким информационным войнам нам категорически не следует, поражение заложено в самой сути процесса, желании обмануть или оправдаться. А что нужно делать? Ответа нет, увы. Вредно смотреть Соловьёва и его некоторых «экспертов», противно изучать ресурсы противника. В одном месте слишком много эмоций, в другом — катастрофически поверхностный анализ и ложь-ложь-ложь.

Настоящих штабных нет на нашей информационной войне, с их скучным, но объективным и разноплановым мышлением. Особый склад характера нужен, дисциплина, врождённая недоверчивость, интуиция и осторожность, умение планировать и последовательно контролировать каждый пункт задуманного. Военачальники нужны, нутром чувствующие положение на фронтах «инфо-войн», принимающие быстрые и правильные решения. Как полководцы в реальном изменчивом бою.

Поэтому информационных войн пока нет для России. Негде побеждать и некому. Противник занят деструктивной пропагандой, мистификациями и обманом, мы ведёмся, нелепо оправдываемся, несём «пургу» и ахинею, охаем и ахаем над раздутыми сенсациями. Хотя должны сосредотачиваться над простыми житейскими и профессиональными обязанностями. Забыв… Россия никогда не вела подобных войн, а лишь отбивалась от клеветы и грязной лжи. Проще нужно быть и мудрее...

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Смотрю на ситуацию вокруг Спецоперации с оптимизмом, хотите верьте, хотите нет. Слово «патриот» до 2014-го считалось маргинальным и неприличным, но Гарант (несмотря на лютое недовольство элит) устроил «Русскую весну», страной начали гордиться десятки миллионов униженных диким капитализмом людей. Упрямо Путин привёл Россию на поле боя с нашим смертельным врагом, хотя делал сотни предупреждений оппонентам, предлагая решить дело миром, оставить нас в покое.

Даже под грохот орудий несколько раз пытался угомонить «западных партнёров», пересмотреть подходы дальнейшего сосуществования, хотя бы в режиме «холодной войны», когда две системы не создают друг другу смертельных угроз ядерного взаимного уничтожения. Не понимают, не слышат, не останавливаются. А у нас клопами в коврах ползают «предприниматели» и коррумпированные чинуши со своими шкурными интересами, мечтающие вернуть прежнюю сладкую жизнь.

Без понимания: после выступления Гаранта в Георгиевском зале в честь принятия Новороссии — дверь диалога навсегда закрыта, возможны лишь этапы дальнейшей борьбы. Не исключено, с паузами и остановками, тактическими уловками. Но пока не будет наглухо заколочен вход в бедлам под вывеской «Запад», Владимир Путин не остановится.

Информационные войны закончены, началась Великая Отечественная. Осталось услышать конечную «цель» в ней. Тогда прекратятся судорожные метания чинодралов, суета миротворцев, болтовня непонятных патриотов и наши растрёпанные нервы каждый день. Мелочь осталась… где будем Знамя Победы водружать. Главнокомандующий пока решает, наверное, названия столиц перебирает. Ясную и понятную задачу ставит, которая всякие информационные войны прекратит.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)