Как организовано патриотическое воспитание в Китае
В тот момент, когда вам кажется, что Россия собирается пойти особым путем, оглянитесь, возможно по этому пути уже кто-то давно идет.
Недавно вице-премьер Ольга Голодец заявила, что весной в России примут Стратегию воспитания детей. Документ о том, как в ближайшие десять лет воспитывать юных граждан России в духе патриотизма, семейных и духовных ценностей, уважения к родителям и любви к спорту.
В Китае такой документ принят уже давно. Сегодня мы разберемся, как в патриотическом духе воспитывают юных китайцев.
После событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году китайские коммунисты поняли, что лодка под ними зашаталась, и решили, что пришла пора ввести в законодательство понятие мыслепреступления подтянуть идеологические тылы. Так и было положено начало кампании «патриотического воспитания».
Китайские коммунисты знали, как укрепить дух патриотизма. Мудрый Кац любит говорить, что самое главное — правильно преподавать историю. Китайской школоте стали объяснять, что Китай — это древняя цивилизация, которая подарила миру ну практически все. При этом страна на протяжении всей своей истории находится в кольце врагов и неблагодарных соседей.
Китайские школьники с проблемным зрением рассматривают свой герб
Под знаком национального унижения прошло все последнее столетие. Сначала были англичане, которые отымели Китай в опиумных войнах. Потом восемь держав отняли его исконные территории. Затем Поднебесную оккупировали японцы. Наконец, пришли коммунисты, благодаря которым страна стала подниматься с колен. Но враги не дремлют. Американцы и японцы. И еще индусы, вьетнамцы и филиппинцы. Все хотят, чтобы Китай не встал с колен.
Так националистическая повестка заменила собой теорию классовой борьбы, которая как-то не очень укладывалась в строительство капиталистического режима с чудовищным социальным расслоением под вывеской «социализм».
Но если доктрина классовой борьбы делала Китай победителем — ведь в нем рабочий класс победил, то теория вставания с колен в кольце врагов, напротив, сделала из Китая жертву. Логика такая: «Мы несем добро, а нас все ненавидят, хотят нас обворовать и использовать. Не дают нам вернуть наши исконные территории, наши сакральные острова Дяоюйдао, нашу „внутреннюю“ реку Амур, наши воды в Южно-китайском море». Ну, вы поняли, наверняка вам это все знакомо.
Одним из самых загадочных для внешнего наблюдателя является полное расхождение взгляда на Китай и его историю «изнутри» и «со стороны». «Со стороны» Китай выглядит гигантской страной, культурной доминантой в азиатском регионе, которая со спокойствием слона давит своих маленьких соседей. «Изнутри», для собственного народа от простых граждан до руководства, Китай выглядит слабым и унижаемым. «Как мы можем на кого-то давить, если нас все обижают?»
Китайские пионэры держат баннер «Не забудем мать родную о национальном унижении!»
Чтобы поддержать чувство национального унижения, китайские идеологи разработали целую программу преподавания. По всей стране появились «базы патриотического воспитания», куда вывозят школьников и студентов клясться «не забывать национальный позор».
Именно так делают со школьниками, которых возят на остров Даманский, где в 1969 году произошли советско-китайские приграничные столкновения. Надо ли говорить, что покитайской версии войска КНР были вынуждены отвечать на советскую агрессию? Кстати, тема отнятия Россией у Китая 1 440 000 кв. км земель в школе тоже преподается.
Оккупированные Россией 1 440 000 кв. км исконных китайских земель на этой карте обозначены синим и зелеными секторами. Там написано, что «синий сектор — 600 000 кв. км — отняли тогда-то, зеленый сектор — 400 000 кв. км, отняли тогда-то и оранжевый 440 000 кв. км. Всего 1 440 000 кв. км
У одного знакомого моего знакомого была такая история. Ребенок ходил в китайскую школу.
В один прекрасный день (по-моему, классе в 6-м) учитель истории говорит ему: «На следующий урок тебе можно не приходить». Ребенок был доволен, на урок не пошел. А уже после этого урока ни один из его китайских одноклассников не хотел с ним общаться, а если и снисходил до обращения, то начиналось оно со слов «убийца» или «агрессор».
В последние годы китайское правительство активно придумывает новые форматы по повышению местного патриотизма. Например, во время недавнего обострения китайско-японского противостояния за спорные острова Дяоюйдао (Сенкаку) с Японией в 2012 году китайские Киселевы по телевизору с утра до вечера рассказывали о японских зверствах в ходе нанкинской резни. В результате китайское общество вошло в состояние тотальной истерии. Частыми были случаи нападения на японские рестораны и японские автомобили. Попадало и своим, которых общество считало не патриотами. На этом видео, например, китайцу, пытавшемуся защитить свою «Тойоту», проламывают голову:
Чтобы хоть как-то защитить свои автомобили японских марок, люди стали вешать на них наклейки «Машина японская, а сердце китайское!» или «Дяоюйдао наши!"
Апологетикой китайского патриотического воспитания стала статья профессора Чэнь Сянькуя в газете «Хуаньцю Шибао», в которой тонко намекалось, что патриоту необходимо положительно оценивать работу партии. Вот, например, небольшая цитата: «В современном Китае любить родину и любить партию — это одно и то же!» Тем, кто пытался робко возразить, что любовь к родине и партии — это, возможно, может быть, иногда случается, что не одно и то же, была дана жесткая отповедь: «Некоторые интеллигенты с промытыми мозгами пытаются отделить любовь к партии от любви к родине! Эти непатриоты — настоящие дегенераты, отбросы общества! Так что же они тут торчат, а не едут в свою любимую Америку? Не нравится — никто не держит!». Ну, вам это все знакомо, правда?
Чтобы поднять патриотический дух нынешний председатель КНР Си Цзиньпин решил ввести в календарь новые патриотические праздники. Среди них и День Победы (2 сентября), и День памяти жертв Нанкинской резни. День победы, имеется ввиду победа во Второй Мировой!!! Устали китайцы смотреть, как мы с каждым годом все пышнее отмечаем свою победу, и решили, напомнить своим гражданам, что во Второй Мировой победили китайцы.
Новым для Китая стало празднование Дня Конституции, который в этом году отмечался впервые. Был, правда, небольшой нюанс. Согласно службе «Вэйбоскоп», отлеживающей цензуру в китайском интернете, в этот день самым зацензурированным словом в Китае было «конституция». Оно и неудивительно. Китайская пятая колонна не поняла, что в День Конституции нужно торжественно клясться в любви Родине и партии и решила отметить этот день цитированием 35-й статьи Конституции КНР, которая гарантирует свободу слова и собраний.
Китайские школьники клянутся исполнять конституцию. По крайней мере, ее обложку.
Попадались и совсем наглые нарушители спокойствия. Так, буквально накануне празднования Дня Конституции разгорелся скандал вокруг китайского режиссера-документалиста Шэнь Юнпина, который снял фильм «100 лет китайского конституционализма». Трейлер фильма начинался с фразы «Борьба за свои права означает борьбу за Конституцию от имени народа». Фильм назвали незаконным, режиссера обвинили в «слабом понимании идеи верховенства закона» и возбудили против него уголовное дело.
В результате программы патриотического воспитания патриотизм в стране поднялся до небывалых высот. Согласно опросу, почти половина состоятельных граждан Китая мечтают об эмиграции.
Китайским идеологам патриотизма не дано понять смысл стихотворения древнекитайского поэта Е Футу:
И вновь соловьи под Линьу поют, В Пекине зады, по-прежнему, лижут. Я Родину свою люблю, Но государство — ненавижу.
Видимо, все дело в том, что в Китае для слов «страна» и «государство» используется один и тот же иероглиф.
Комментарии