Материальность человеческих эмоций.

В Первой мировой войне немцы начали применять на западном фронте газы – страшное оружие, против которого оказался бесполезен опыт бывалых солдат и предсмертные мучения от которого превзошли все виденное ранее. Это вызвало чрезвычайную напряженность в англо-французских войсках. Описан ряд фронтовых эпизодов, когда газы не применяли, но кому-то что-то казалось, и испуганный крик: «Газы!» – обращал в бегство целые батальоны.

Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективной паники позволили вычленить некий «усредненный» сценарий.
Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети, а в боевой ситуации – молодые и неопытные, не закаленные в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками – односложными фразами («Пожар!» «Танки!») или междометиями – выражением лиц и суетливыми телодвижениями.


Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.

Эпизоды паники совершенно ясно доказывают, что ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ  одних людей передается другим людям. Это доказывает, что ЭМОЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫ.

Передается не только страх, но и другие эмоциональные состояния: радость, религиозное благоговение, ненависть.

Быстрое распространение эмоциональных состояний среди особей характерно также и для животных. Стоит одному-двум животным испугаться хищника, как страх мгновенно передается другим и стадо животных обращается в бегство.