Троллинг
Почему это занятие оказалось таким восстребованным, таким популярным?
Потому что дало множеству людей еще одну возможность сойти за умного. Раньше такая возможность у этой категории людей была только одна – молчать. При живом общении в комапании другого варианта и нет – глупость там очень быстро становится очевидной, стоит только открыть рот. Ну, конечно, глупость относительная – глупость относительно характерного для данной компании уровня ума.
Интернет же предоставил категории людей, о которой я говорю, еще одну взможность сходить за умных. И не только предоставил возможность, но и создал соответствующую коммуникативную технологию.
Основу этой технологии составляют два принципа.
Принцип первый – отказ от разговора по существу. Интернет не место для дискуссий.
Принцип второй – атака. Объект атаки – слова (но ни в коем случае не смыслы) "оппонента" или его личность. "Ну, ты дурак!", "А ты кто такой?", "Нет, вы только послушайте!" и десятки других готовых к употреблению словоформ делают троллинг занятием самым общедоступным. И от того – очень популярным.
Почему я стал писать об этом, казалось бы, таком частном, внутриинтернетовском явлении? Потому что интернет-культура давно уже утратила статус субкультуры и вся наша культура в некотором смысле интернетизируется. И троллинг из форумного феномена превратился в атрибут, и, к сожалению, часто главенствующий атрибут общественной дискуссии в целом.
Вот, например, идет какое-нибудь ток-шоу. В принципе, такого рода передачи должны были бы раскрывать перед зрителями сложность обсуждаемых проблем, делать зрителей умнее. Но, как вы понимаете, владельцам СМИ нужно совсем не это. И вот начинается бесконечный троллинг – отказ от разговора по существу и поливание оппонента грязью.
Вот идет какая-нибудь пресс-конференция. По идее, задача журналиста здесь – вытащить из Очень Важного Лица его понимание сути тех или иных проблем. Некоторые журналисты, в самом деле, пытаются этим заниматься. Но вооруженное технологией троллинга Очень Важное Лицо легко их попытки пресекает: в суть задаваемых ему вопросов не входит, а вместо этого поливает воображаемых или реальных противников грязью.
Я уж примеры приводить не буду. Вспомните любую пресс-конференцию. Ну – какая быстрее вспомнится.
Интервью. И все то же самое.
Что получается в результате? Ну, прежде всего – дураки незаметны. Но это еще полбеды. Беда в том, что незаметны и умные. Беда в том, что общественная дискуссия выхолащивается, становится бессмысленной. Из средства сделать общество более умным она превращается в средство сделать общество, во-первых, более злым, а во-вторых – менее адекватным. Мы не только не понимаем своего положения, но мы не понимаем своего непонимания: будучи дураками, мы считаем себя умными и тем самым лишаем себя возможности умнеть.
Чем всё это чревато? Ну, это сегодня даже не вопрос, потому что ответ у нас перед глазами – чревато именно тем, что мы видим – ростом агрессивности и падением адекватности. Авторы такой политики надеются, что смогут сохранять контроль и что слепое разъяренное общество на них не кинется. Но такие надежды просто показывают, что потеря адекватности распространилась и на верхние этажи общества.
Что в этой ситуации можно делать? Как и со всеми другими нашими бедами – совсем немного. Делателей мало и они никак не организованы – так много не сделаешь. Но кое-что можно.
Можно пытаться создавать зоны свободные от троллинга. Зоны, в которых троллинг просто игнорируется. Это для него самое страшное – игнорирование троллинг убивает. И зоны, в которых обсуждение ведется только по существу.
Для того, чтобы создать такие троллинг-фри зоны, необходимо определенное самоограничение участников разговора. Ведь мы не делимся на троллей и не-троллей: те или ине элементы троллинга встречаются и у вполне адекватных людей. Но одного самоограничения здесь мало. Нужны и дополнительные функции софта социальных сетей, которые позволяют высвечивать троллей и отключать их от дискуссий.
Но даже и это вторично. А прежде всего нужно другое. Нужно понимание общественной опасности троллинга. И нужно желание с ним бороться.
И неважно, чей это троллинг – Не Очень Важных Лиц или Очень.
Комментарии
Не зря проницательный Владимир Владимирович Путин мудро заметил, только малюсенькая грань отделяет троллей от национал-предателей,
и многие из здешних троллинг-комментаторов её уже перешли.
Это прежде всего Буфетон и его пернато-жидоватая гей-банда.
Считаю, что этим подонкам не место на патриото-православных ру-ресурсах, пускай убираются в ком и уа.
Такие тролли довольно легко вычисляются. И надо их просто игнорировать. Не попадаться "на их крючок". Увидел ник такого тролля, и проходить мимо. Не читая подготовленную "для ушей лапшу".
А "толстый" троллинг - это примитивное хамство с хулиганством.
Насчёт того, что троллят с целью выглядеть "вумными", не согласен. Очень коварен приём, когда действительно умный "косИт" под дурака. Люди с Востока в этом преуспели, и поэтому часто весьма просто достигают желаемого.
Подозреваю, что желание "с ним бороться" у многих присутствующих носит декларативный характер "опереточного" негодования...))
Троллинг в российском Интернете-это спец.операция российского же ФСБ по подавлению правдивой,объективной,антипропагандистской информации.И на эту спец.операцию пуКинская Россия тоже тратит приличные "бабки".Такие ваши с ПуКиным дела...
Пламенный привет с Ближнего Востока! Ваш Поэль.
А в обыкновенном бескультурье, невежестве и неумении держаться в рамках.
Что характерно для подавляющего большинства обитателей интернета.
Сами же недовольные троллями легко срываются на методы и приемы троллей - чуть что не по ним. И ставят плюсики и аплодируют тем, кто троллит их оппонентов. Готовы "дружить" с любым г... , лишь бы оно воняло в их пользу.
А шутка часто тоже нужна - для разрядки международной напряжённости.)
Думаю, в нашем мире всё всё же образуется. Пока надеемся - живём.
И Вам взаимно удачи и всяческих благ!