The New York Times: Золотая эпоха
“The New York Times”
"The Golden Age"
Алан Фойер

Можно было бы подумать, что теперь, 43 года спустя после того, как президент Ричард М. Никсон отказался от золотого стандарта, роль золота как экономического инструмента закончилась. В конце концов, могучий металл, который когда-то господствовал в мировой финансовой системе, должен был к этому моменту сведен к роли лишь еще одного актива, которым торгуют в интернете.
Но на самом деле в последние недели золото переживает своего рода возрождение, без лишнего шума снова став центральным элементом небольшого количества инициатив в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Голосовавшие 1 декабря швейцарцы должны были одобрить - и в конце концов отвергли - популистский план, чтобы заставить свой центральный банк покупать золото для стабилизации своей валюты. Россия и Китай попали в заголовки СМИ в связи с тем, что приобрели огромные запасы золота. В конце ноября Марин Ле Пен, французский политик националистического толка, призвала правительство начать запасаться золотом, за этим последовали Нидерланды, сообщившие на той же неделе, что они вернули домой собственное золото стоимостью 5 миллиардов долларов из банковского хранилища в Нью-Йорке, принадлежащего Федеральной резервной системе.
Даже "Исламское государство", судя по всему, заинтересовалось золотом. Заявив в прошлом месяце, что оно хочет избежать "финансовой системы тирана", группа опубликовала заявление, в котором сказано, что она планирует заказать изготовление золотых монет.
Что же происходит? Как почти в отношении всего, что касается золота, эксперты расходятся во мнениях. Некоторые интерпретируют мини-возвращение драгоценного металла как признак того, что приближается финансовый Армагеддон под видом галопирующей инфляции. Другие принимают эти недавние шаги за символический способ для центральных банков и правительств продемонстрировать свою силу в нервно-изменчивый экономический период.
"Обладание золотом для людей и правительств отражает нашу тревогу в отношении будущего", - сказал Майкл Бордо, профессор экономики в университет Ратджерса, специализирующийся на истории денежного обращения и денежной политики. "Даже если это может показаться несколько ретроградным, для многих инвесторов иметь золото под рукой означает безопасность".
Во времена, когда центральные банки по всему миру пытаются стимулировать экономический рост посредством агрессивного печатания денег, что теоретически может обесценить государственные валюты, требования правительств вернуть обратно их запас золота может помочь создать "культуру стабильности", сказал профессор Бордо. Но с другой стороны, просто накапливание запасов золота не гарантирует здоровья экономики, а некоторые аналитики говорят, что такие идеи о стабильности часто являются больше психологическими, чем полезными.
Например, швейцарское предложение касалось требования к центральному банку, чтобы его национальные резервы содержали как минимум 20 процентов золота. В то время как целью референдума было частично успокоить швейцарских граждан, обеспокоенных стабильностью их валюты, некоторые историки приводят доводы, что даже при принятии этого предложения оно бы не оказало ощутимого воздействия на стоимость франка.
"Это было по большей части символическим шагом", - сказал Ричард Силла, профессор истории финансовых рынков и институтов в Нью-Йоркском университете. "Что не означает, что предложение было бредовым или необоснованным. Швейцарцы в действительности заявили голосованием по этому предложению, что некоторые из них будут чувствовать себя намного лучше, если у них будут тонны золота в их банке".
Остается вопрос о том, почему золото традиционно служит экономическим эквивалентом вкуснятины для "заедания" стресса. Согласно профессору Бордо, золото является, прежде всего, крайне ликвидным активом, который легко обменять на другие валюты.
Кроме того, добавил он, когда его использовали как часть золотого стандарта, его контролируемые поставки служили для того, чтобы ограничить печатание центральными банками денег и приостановить расточительные бюджетные расходы.
Стоит ли говорить, что в эпоху, когда балансы многих центральных банков выросли до небывалых масштабов, происходит множество дискуссий этих двух последних тенденций, что заставило группу пессимистов среди экономических экспертов предсказать грядущую катастрофу из-за планов репатриации (золота) и увеличения объемов его закупки Москвой и Пекином.
"Покупая золото, Китай и Россия дают понять, что они понимают, насколько нестабильной является ситуация, и что они готовятся к краху доллара", - сказал Джеймс Д. Рикардс, автор книги "Смерть денег: грядущий крах международной финансовой системы". "В то же самое время другие страны наблюдают за тем, что они делают, и говорят сами себе - "Если все действительно настолько плохо, тогда нам лучше получить обратно свое золото", так как собственность - это девять десятых закона".
Конечно, не все экономисты интерпретируют возвращение золота как предвещающее геополитическую катастрофу.
По мнению Джошуа Айзенмана, профессора экономики и международных отношений в университете Южной Калифорнии, любительский интерес к золоту является, главным образом, попыткой банкиров и чиновников послать сообщение миру, сообщение, которое указывает на жажду власти или передает желание бросить вызов сопернику. "Я сомневаюсь, что китайцы или русские в действительности верят, что золото является такой уж замечательной инвестицией с точки зрения чистой прибыли", - сказал профессор Айзенман. "Но если они пытаются дать понять, что они недовольны долларом или что они хотят стать глобальным игроком, то тогда золото очень эффективно.
"Эти инвестиции являются символом", - объяснил он. "Они делаются в политических, а не финансовых целях".
Алан Фойер является городским репортером "Нью-Йорк Таймс".
Комментарии