«Один суп, три закуски» или как противодействует коррупции в КНР «товарищ Си»
Как противодействует коррупции в КНР «товарищ Си»
Председатель КНР Си Цзиньпин превратил борьбу с коррупцией в важнейшую часть стратегии «китайской мечты о великом национальном возрождении». Об этом говорит проведение в октябре нынешнего года Пленума ЦК КПК по "главным вопросам всеобъемлющего продвижения верховенства закона".
Борьба закона с беззаконием столь же стара, как борьба добра со злом, света с тьмой. Эта тема веками, тысячелетиями волновала философов разных цивилизаций, в том числе китайских мыслителей и правителей. В трудах Конфуция (551-479 до н.э.) можно найти рассуждения о цзюньцзы, «благородном муже», который своей приверженностью к высоким моральным принципам в управлении собой, семьей и государством противостоит сяожэнь, «человеку подлому».
Как и в других странах, китайские «человеки подлые» частенько поднимались высоко по ступеням власти. Во времена династии Цин (1644-1911) фаворитом императора Цяньлуна стал евнух Хэ Шэнь. Он торговал должностями и аудиенциями с Сыном Неба, брал взятки по любому поводу. Только после смерти императора в 1799 году высокопоставленный мздоимец был разоблачен и казнен. Конфискованное в казну имущество оказалось дороже всех ценностей императорского двора! Хэ Шэнь был не единственным сяожэнь -- «откаты» чиновникам при государственных работах, например строительстве дамб и ирригационных каналов, достигали 50–60%. Повальная коррупция стала одной из причин ослабления династии Цин, ее позорных поражений в Опиумных войнах с Англией и Францией (1840-1842 и 1856-1860), с Японией (1894-1895) и других столкновениях с империалистическими державами. Коррумпированность правительства партии Гоминьдан предопределила поражение в борьбе за власть с партией Гунчаньдан (Компартией Китая) в ходе продолжавшегося три десятилетия противостояния.
Неудивительно, что китайские коммунисты уделяли борьбе с коррупцией в своих рядах первостепенное значение.
НОВЫЙ ВЕЛИКИЙ ПОХОД КИТАЙСКИХ КОММУНИСТОВ
Борьба с коррупцией продолжилась при преемниках Дэн Сяопина Цзян Цзэмине и Ху Цзиньтао. В «нулевые» годы за взяточничество к различным наказаниям ежегодно приговаривалось порядка 20 тысяч чиновников разных уровней. В 2008 году после двухлетних судебных разбирательств бывший вице-мэр Пекина Лю Чжихуа был признан виновным в коррупции и проговорен к смертной казни.
В 2011 годув Китае стала проводиться идеологическая кампания под лозунгом восстановления славных традиций коммунистов старших поколений, искоренения злоупотреблений.
«Партия трезво оценивает смертельную опасность коррупции, которая возникла в условиях ее длительного пребывания у власти. Если решительно не покончить с коррупцией, то это может стоить партии доверия народа», - заявил генеральный секретарь 80-миллионной правящей партии Ху Цзиньтао.
В ходе развернувшейся пропагандистской кампании стало известно, что только в 2010 году Центральная дисциплинарная комиссия КПК расследовала 139 621 случай коррупции, к партийной ответственности были привлечены 146 517 членов партии, а 537 случаев переданы в правоохранительные органы.
Тогда же был опубликован сенсационный доклад Народного Банка Китая: с середины 1990-х годов около 18 тысяч чиновников, партработников, сотрудников органов безопасности и полиции, а также руководителей государственных предприятий украли и перевели за границу около 800 млрд. юаней (более 120 млрд. долл.), а сами сбежали за кордон.
Насильственный отъем участков у крестьян для продажи девелоперам стал одним из главных источников коррупции.
ДЕЛО БО СИЛАЯ
Всемирное внимание к борьбе с коррупцией в Китае привлекло дело Бо Силая, бывшего члена Политбюро ЦК КПК, бывшего секретаря парткома 30-миллионного города Чунцин. Это дело стало глобальной сенсацией не только из-за высокого места Бо Силая в партийно-государственной иерархии, его бывших постов (мэр города Далянь, губернатор провинции Ляонин и министр торговли КНР)
Неизбежность огласки ситуации была вызвана участием в ней иностранца, являвшегося по некоторым данным, сотрудником английской разведки.
Англичанин Нил Хэйвуд много лет жил в Китае, занимался всевозможными делами на стыке консалтинга, журналистики и иных видов сбора информации. Еще до переезда в Чунцин он помогал иностранным бизнесменам выходить на окружение министра торговли Бо Силая, затем стал основным поверенным в зарубежных делах влиятельной семьи. В частности, он обеспечивал учебу, безопасность и «красивую жизнь» их отпрыска Бо Гуагуа в университетах сначала Англии, а затем США, формировал необходимые для этого финансы, гасил скандалы.
В апреле 2012 года Центральный комитет КПК принял решение приостановить членство Бо Силая в Политбюро ЦК КПК и ЦК КПК и поручил Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД) начать расследование.
Злоупотребления членов партии в Китае сначала разбираются в «партийной контрразведке» ЦКПД, которой боятся больше органов госбезопасности.
22 сентября 2013 года Бо Силай был приговорен Народным судом города Цзинань к пожизненному тюремному заключению с пожизненным же лишением политических прав и конфискацией всего личного имущества за хищение государственных средств и злоупотребление служебным положением (было установлено получение взяток на 3 млн.долл.).
ТРУДНЫЙ СТАРТ НОВОГО ГЕНСЕКА
В первые же недели пребывания на высших постах он выдвинул очень эффектную «долгоиграющую» идеологическую концепцию «китайской мечты о великом национальном возрождении», которая, по существу, предусматривает превращение Китая в развитую страну к столетию КПК в 2021 году и державу мирового уровня к столетию КНР в 2049 году. В течение 2013 года председатель Си сформулировал сразу три внешнеполитические концепции, призванные укрепить позиции Китая в отношениях с США, а также со странами на традиционных торговых направлениях -- Великий шелковый путь и Морской шелковый путь. В том же году он подготовил программу нового этапа реформирования китайской экономики, которую рассмотрел, обсудил и утвердил III Пленум ЦК КПК.
Все это время Си Цзиньпин не выпускал из поля зрения борьбу с коррупцией/
Всего через неделю после завершения 18 съезда был выпущен пакет из 12 документов, которые запретили сотрудникам госбанков приобретать автомобили класса люкс и использовать средства компаний «для оплаты покупок личной жилой недвижимости, ремонта жилья или оплаты его аренды».
Вскоре эти меры распространились на военнослужащих.
Сотрудникам государственных компаний велели снизить затраты на приобретение предметов роскоши и банкеты.
Было введено правило «один суп, три закуски», ограничивающее банкетное меню.
В апреле 2013 года Си Цзиньпин принял участие в таком специфически китайском мероприятии, как коллективная учеба членов Политбюро.
Он сделал перед коллегами доклад «С помощью исторической мудрости продвигать борьбу против коррупции и за неподкупность партийного аппарата.
От правильного стиля правящей прослойки, неподкупности аппарата и борьбы против коррупции «зависит существование или гибель партии и государства».
В том, что борьба с коррупцией перестает быть «бумажным тигром» убедились не только тысячи мелких взяточников, прозванных «мухами», но и настоящие свирепые «тигры», высокопоставленные партийные функционеры и чиновники правительства. В июле 2013 года снятый со своего поста еще в 2011 году бывший министр железных дорог Лю Чжицзюнь был приговорен к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года. В сентябре 2013 года был арестован Цзян Цземинь, руководитель Комитета по контролю и управлению госимуществом (ККУГИ), в недавнем прошлом руководитель Китайской национальной нефтяной компании (CNPC). Этот арест и последовавшие аресты четырех высокопоставленных менеджеров CNPC означал начало не только массового отлова «тигров», но и конец привилегированного существования монополий государственного сектора, подобных нашим «Газпрому», «Роснефти», РЖД…
4 пленум ЦК КПК – КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕХОДИТ В КАЧЕСТВО
Расширение фронта борьбы с коррупцией и рост поголовья отловленных «тигров» пользуются поддержкой народа – это ясно не только из выступлений все более раскрепощенной китайской печати, но и миллионов постов в блогосфере. Более того, общество требует дальнейшего ужесточения наказаний «человеков подлых». Опрос, проведенный в 2014 году популярной молодежной газетой «Чжунго цинняньбао», показал: 73% респондентов поддерживает вынесение смертных приговоров коррупционерам.
Во-первых, комплекс нововведений по управлению государством на основе законов является важной составной частью реформы политической системы Китая.
Конституция объявлена "ядром системы социалистического законодательства с китайской спецификой». Ради обеспечения реализации принципов Конституции на практике и контроля более значимую роль будут играть органы законодательной власти.
Во-вторых, решения пленума подтверждают правящую роль Компартии в условиях политической реформы и насаждения конституционного порядка. «Лидерство КПК согласуется с социалистическим верховенством закона, -- говорится в коммюнике. Только если КПК будет управлять страной в соответствии с законом, права народа, являющегося хозяином государства, будут реализованы, а государственные и общественные дела будут осуществляться в соответствии с законом". Как видно, в Китае учли печальный опыт КПСС, отказавшейся от 6-й статьи Конституции СССР, которая утверждала руководство партии и обеспечивала ее системообразующую роль в управлении страной. Исключили статью – развалили партию – потеряли страну. Этот сценарий явно не устраивает Си Цзиньпина, осуществляющего политическую реформу шаг за шагом, а не методов «больших скачков».
В-третьих, правящая партия предоставила судебной ветви власти беспрецедентные возможности для достижения независимости
Разрушить сложившиеся схемы преступного взаимодействия судебных органов с местными властями и предотвратить создание новых, призваны региональные суды и прокуратуры, чья юрисдикция будет отныне выходить за пределы административных единиц. Органы прокуратуры смогут возбуждать иски по заявлениям граждан и общественных организации
В-четвертых, небывало высоко повышается уровень мишеней антикоррупционной борьбы.
По инициативе Си Цзиньпина и с одобрения Пленума активизировалась «охота на лис». Так прозвали коррупционеров, прячущих в иностранные «норы» свои богатства. Вывод активов в иностранные банки, вывоз членов семей за границу в последние годы принял масштабы, создающие угрозу национальной безопасности.
Борьба с коррупцией должна была перешагнуть границы Китая и это случилось.
«Партийная контрразведка» ЦКПД уже не первый год сталкивалась с международным измерением коррупции членов партии, руководителей государственных органов, предприятий. Но только при Си Цзиньпине Комиссия получила полномочия, как следует развернуть «охоту на лис.
Одна из пород «лис» -- это «голые чиновники», которые остаются на своих высоких и теплых постах в Китае, но жены, дети, родственники, любовницы уже переехали за границу, где закуплены квартиры, созданы подставные фирмы, открыты солидные счета в банках.
Масштабы трансграничного воровства колоссальны. Только экспертами Международного концерна журналистских расследований (ICIJ) в оффшорах найдено 22000 клиентов из КНР и Гонконга.
После 2000 года от 1 до 4 триллионов долларов было нелегально выведено из КНР. Западные эксперты убеждены, что общий объем взяток и откатов в Китае эквивалентен не менее чем 3% ВВП (более 200 млрд. долл).
В связи с этими предположениями стоит напомнить о докладе Народного Банка КНР: с середины 1990‑х по 2008 год около 18 тыс. чиновников и сотрудников госкомпаний вывезли из страны около 800 млрд нелегально заработанных юаней (около 120 млрд долл.).
Конечно, часть богачей добыли свои капталы честным «нечеловеческим трудом», но и мошенников, коррупционеров, воров среди них предостаточно. Именно против них и ведется «охота на лис». «Партийная контрразведка» налаживает официальные контакты с коллегами из антикоррупционных ведомств других стран.
В итоговые документы прошедшего недавно в Пекине саммита АТЭС вошло совместное заявление о создании в Тихоокеанском регионе новой международной сети антикоррупционных и правоохранительных учреждений (ACT-NET).
Офис этой сети будет находиться в Пекине, и действовать он будет под эгидой ЦКПД.
«Охота на лис» уже дает результаты. Агентство Синьхуа сообщило в сентябре о поимке на Филиппинах шести беглых коррумпированных чиновников. Число пойманных за границей «лис» только в нынешнем году достигло 180 человек, подчеркнуто в сообщении.
Уже пойманные, успешно сбежавшие за кордон, все еще действующие в своих кабинетах коррупционеры и их покровители составляют существенную и весьма влиятельную часть китайской элиты.
Решения 4 пленума обсуждены и одобрены на партийных собраниях всеми 80 миллионами членов КПК, в партийной печати, национальных и региональных СМИ.
«Тигры» были и остаются крайне опасными хищниками. Но самый большой вызов – это необходимость примирить строгую партийную дисциплину в духе революционной борьбы китайских коммунистов с философией безудержного обогащения, неотъемлемого от рыночной экономики, пусть даже « с китайской спецификой».
На фото: китайских коррупционеров приговаривают к высшей мере
Комментарии