Банк ВТБ разрушил Детский мир...
На модерации
Отложенный
«Внутри от старого "Детского мира" вообще ничего не осталось»
В декабре знаменитый на весь мир магазин для детей на Лубянской площади откроется после шестилетней реконструкции. Об архитектурном символе общечеловеческих ценностей и хрущевской оттепели БГ поговорил с внучкой архитектора здания, профессором МАРХИ Натальей Душкиной
Эскиз архитектурного решения атриума
ОАО "Детский мир"
С фасадов "Центрального Детского магазина на Лубянке" – бывшего "Детского мира" – наконец сняли леса. Очень скоро знаменитое здание, построенное в 1957 году по проекту Алексея Душкина и ставшее одним из символов хрущевской Москвы, откроется после шестилетней реконструкции.
Универмаг вырос на месте старого московского квартала, полностью снесенного в 1953-57 годах, и стал декларацией послевоенного триумфа Советского государства и победы мирных, общечеловеческих ценностей. В 90-е годы ценности поменялись: в здании "Детского мира" обосновались банки, магазины, автосалон и другие недетские организации.
В 2008 году его состояние признали аварийным и закрыли на реконструкцию (работы ведет компания "Галс-Девелопмент", принадлежащая банку ВТБ). Предмет охраны сооружения, утвержденный московскими властями еще в 2005 году, не включал знаменитые интерьеры универмага и уцелевшие сводчатые помещения Лубянского пассажа. В результате внутреннее убранство "Детского мира" полностью утрачено.
Собственники намерены вернуть легендарному зданию статус главного детского магазина страны. На седьмом этаже обновленного "Детского мира" появится "Музей детства" - коллекция старых советских игрушек, купленных здесь в разное время.
БГ поговорил с историком архитектуры, профессором МАрхИ, внучкой знаменитого советского архитектора Алексея Душкина, автора проекта "Детского мира" Натальей Душкиной об истории легендарного магазина и том, что от нее сегодня осталось.
- Что вам в детстве больше всего нравилось в этом здании?
- Поражала вся эта громада. Казалось, в одном месте было собрано все на свете: от тетрадей, ластиков до кукол и елочных игрушек. Преддверие Нового года было любимым временем, когда все искрилось и сияло как в сказке. Все, кто хоть раз был в "Детском мире", помнит бесконечные кукольные ряды, наверное, самые длинные во всем Советском Союзе.
Но поражали не только прилавки с игрушками. Лестницы располагались вплотную к четырехэтажным окнам-витражам. Днем оттуда была видна панорама города: чем выше ты поднимался, тем грандиознее открывался вид. Вечером, наоборот, интереснее было заглядывать в окна: все нутро здания сказочно светилось через эти огромные многопролетные арки.
Часто приходится слышать, что "Детский мир" в советские времена был ужасным местом, где люди часами стояли за колготками и сапогами, в духоте и тесноте. Но это не относится к самому зданию. Было время тотального дефицита – все куда-то стояли. Теперь оно закончилось, и то, что стало с "Детским миром", говорит о сегодняшнем дне даже больше, чем бесконечные очереди – о советской эпохе.
- С каким чувством вы ждете открытия здания после реконструкции?
- Сложное чувство. Я внимательно наблюдаю, как здание сбрасывает пелену, постепенно открывая свои фасады. В процессе тотальной реконструкции удалось сохранить керамическое покрытие фасадов. Очень хорошо, что восстановлена деревянная столярка. Пока неясно, что происходит с витражами – они все еще в процессе монтажа. На одном или двух я увидела штампованные элементы декора, похожие на те, что были. На моих глазах сохранившийся гранитный цоколь обдирали и облицовывали новым камнем, а это значит, что фасады частично потеряли свою подлинность.
Главное, что противоречит утвержденному предмету охраны, и без того сильно усеченному, – изменение параметров здания, его первоначального силуэта. В верхней части, над карнизом, появились стеклянные колпаки, высотой в несколько метров. Их не видно вблизи, а так – практически отовсюду, они резко контрастируют с арочным мотивом фасадов. Мне кажется, установка этих конструкций – большая ошибка, не говоря уже о прямом законодательном нарушении. Такие формы фигурировали в самых первых проектах реконструкции "Детского мира", когда еще предлагалось сломать его и затем отлить из железобетона.
Ясно, что внутренний двор должен накрываться куполом, но если бы он был пологим и менее громоздким, здание бы от этого только выиграло. Но пошли по наименее затратному пути. Многочисленные письма по поводу этих нарушений были, по существу, проигнорированы.
- Москва получит очередной "Военторг"?
- Нет, конечно, такого ужаса мы не увидим. Все-таки история с "Военторгом" получила колоссальный резонанс и заставила власти соблюдать минимальные приличия. Но в целом, да, произошло очередное уничтожение памятника архитектуры и, что важнее, целой эпохи в жизни людей, страны.
- Интерьеры погибли полностью?
- К сожалению, внутри от старого "Детского мира" вообще ничего не осталось. Хотя, первоначальный утвержденный предмет охраны, от которого власти под давлением застройщика отказались, включал сохранение атриума, входной части со стороны Лубянской площади, декоративного убранства. В связи с этим не случайно, что магазин, вполне метафизически, утратил и свое историческое название, потому что символом "Детского мира всегда был именно этот атриум со своим неповторимым декором, авторской прорисовкой перил, балясин, литыми торшерами.
Все это обещают вернуть, но ясно, что будет воспроизведено и надето на абсолютно чужеродное тело.
В свое время Владимир Ресин сказал, что здание "Детского мира" морально устарело. Сейчас, после реставрации фасадов, мы видим, что его архитектура благородна, она держит площадь, отвечает триумфальной оси, идущей по направлению к Манежу. Это мощное римское здание, выраженное языком ХХ века. Уверена, что если бы грамотно отреставрировали важнейшие композиционные узлы интерьера, Москва бы сохранила и могла бы предъявить обществу прекрасный пример исторического гранд-магазина.
- С чего началась история "Детского мира"?
- Решение о его строительстве было принято вскоре после смерти Сталина, в 1953 году. Для Москвы "Детский мир" был символом оттепели, послевоенного триумфа и возвращения к мирной жизни. Впервые были приоткрыты границы, в 1957 году состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на который приехали десятки тысяч гостей из множества стран. Властям нужно было предъявить все величие страны.
Сталинские высотки демонстрировали силу и восстановление Союза из послевоенной разрухи и были первыми небоскребами на европейском континенте. "Детский мир" стал олицетворением возрождения народа, посланием: мы продолжаем жить, рожаем детей, и мы построили для них рай. Центральный "Детский мир" стал самым большим магазином для детей не только у нас, но и во всей Европе. Символично, что он появился в таком страшном месте, на Лубянской площади.
- Решение строить "Детский мир" на Лубянке было обусловлено только этим символизмом или учитывались более практические соображения?
- Очевидно, была четкая привязка к месту– в самом начале Мясницкой улицы, при выходе на Лубянскую площадь, уже был знаменитый на всю Москву магазин детских игрушек. Вскоре он переехал в открывшийся "Детский мир".
- Я знаю, что сам Алексей Душкин не любил это здание. Почему?
- Для него это был очень тяжелый проект, в том числе, в силу его огромного масштаба. И потом, проектирование "Детского мира" было поручено архитектору [министром торговли Анастасом – БГ] Микояном. Никакого конкурса не было.
Начав работу, Алексей Николаевич оказался в центре конфликта, который развернулся между главным архитектором Москвы Александром Васильевичем Власовым и Иваном Владиславовичем Жолтовским, который в то время курировал этот сектор столицы, тогда он назывался Дзержинский район.
Из-за истории с "Детским миром" негласно (а гласно – из-за Сочинского вокзала, который ныне является одним из символов города) Душкин был включен в печально известный список неугодных архитекторов, который прилагался к хрущевскому постановлению "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" 1955 года. Больше всех, на мой взгляд, пострадали Леонид Поляков и Алексей Душкин. Строительство "Детского мира", которое длилось с 1953 по 1957 годы, как раз пришлось на эту кампанию травли архитекторов. Словом, время было очень трудное.
- Почему проектирование было поручено именно Душкину?
- Я почти уверена, что это было связано с его огромным опытом проектирования станций метро и знания московских "подземелий". "Детский мир" имел минус первый этаж, соединялся с метро, рядом Лубянка. Душкин имел так называемый "допуск", имел огромный практический опыт и известные всей стране постройки. Думаю поэтому ему и заказали этот проект.
- Известно, что из-за хрущевского постановления и развернувшейся "борьбы с излишествами" здание лишилось мозаичных панно Павла Корина. Было ли что-то еще, от чего также пришлось отказаться, по политическим или иным соображениям?
- Главное – это, конечно, панно, о которых вы упомянули. Павлу Корину были заказаны мозаики и уже подписаны договора, разработаны эскизы. С Кориным Душкин дружил, они вместе делали станцию метро "Новослободская". Но помешало то самое постановление о борьбе с излишествами.
Все разговоры о том, что Душкин хотел сделать атриум на семь этажей, но не смог сделать, документально не подтверждается. В проектах об этом нет ни слова. Здание строилось на очень сложном треугольном участке, вдобавок в этом месте сильное падение рельефа на один этаж, поэтому некоторые зоны были спроектированы неудачно. Сказалась и большая спешка, которая диктовалась свыше. Как раз эти зоны и должны были подвергнуться реконструкции. А наиболее ценные части нужно было сохранять как память об эпохе, стиле времени и о работе крупного архитектора.
- "Детский мир" в инженерном отношении оказался прорывным зданием – там много чего было сделано впервые. Память об этом удалось сохранить?
- Да, там были установлены самые крупные в Советском Союзе витражи высотой в четыре этажа – они остались. В декоративных целях использовался формованный алюминий, который в начале 50-х годов был новаторским материалом. Эти витражи специально проектировал замечательный архитектор-"витражник" Гордей Гордеевич Аквилев, с которым Душкин работал над зданиями южных вокзалов.
Именно в "Детском мире" были установлены первые в СССР эскалаторы, предназначенные для общественных зданий. Прежде они были только в метро. В этом тоже был вклад Душкина-метростроителя. Поразительно, что тогда, в отсутствии охранного законодательства, все же удалось сохранить уцелевшие фрагменты снесенного Лубянского пассажа – сводчатые помещения в подземном этаже. Они также входили в первоначальный предмет охраны, но потом были оттуда выведены.</dl>
Комментарии
А народ говорит просто Вовкин банк...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А если ломка может дать прибыль - то этот процесс становится почти неизбежным - независимо от того, ЧТО намечается устроить на месте сломанного.
"Экономическая эффективность" - главная мантра нынешнего режима - кажется, на первый взгляд, непобиваемым доводом в спорах.
Но 25 лет погони за этой химерой - "эффективностью" - показали её порочность и алогичность.
Мы убедились в справедливости мрачного наблюдения: "Каждый старается, как лучше, но в итоге получается то, чего никто не хотел".
Объяснение этого парадокса - в том, что каждый старается, как лучше для себя. В этом суть либерализма в понимании наших правителей.
"Думай о себе", "Делай, как лучше для тебя".
"Это бизнес, ничего личного".
И все причитания о невозвратимых утратах превращаются не более, чем ещё один источник дохода для журналиста.
Комментарий удален модератором
Поэтому и нашего Детского Мира не стало!
Прожорливый банк. Как утюги при Брежневе, который как радио, или телек, только включиш - там брежнев. Сегодня, что ни включишь - банк ВТБ. Еще немного и любимые девушками трусики будут с символом банка.