Антихрист и Русский мир

На модерации Отложенный

Русское учение и представление об Антихристе -- успешно развивалось по двум основным руслам большой и мутной мистической реки. Первое учение, вполне чётко отражает евангельское представление и церковное предание о "чувственной" природе этого страшного претендента на чёрный трон своего сокрытого до времени отца. Второе, которое меня и интересует, развитое в старообрядческой литературе – федосеевцами, поморами Выготской пустыни и некоторыми керженскими авторами, говорит о "духовной" природе и генезисе антихристианского движения, как о невидимом мировом зле, положенном в мир от создания Универсума. Это интересное учение, вносит принципиально новый момент в рассмотрение антихристианской мифологемы, как духовного состояние мира на финальном участке его истории. Причем финал, есть не просто некая статистическая данность, а динамично-становящийся, вариативный процесс, растянутый в перспективе будущее-настоящее-прошлое.

Будущий Апокалипсис - катастрофа предсказанная в прошлом – актуализируется (в духовном плане) в вариативном настоящем. Зло, как духовное начало, разлитое в мире ищет и находит для своей персонификации медиумов сатанинских инспираций. Антихристы уже приходили, это и Нерон, Деций, Диоклетиан, Юлиан Отступник, Петр I (в русской старообрядческой религиозной литературе),  Наполеон (в синодальном православии), Ленин, Гитлер  и многие другие.

Апокалипсис постоянно стучится в дверь, он постоянно может реализоваться здесь и прямо сейчас. В этом смысле, представляется крайне интересным рассмотреть это учение на примере непростого генезиса и развития русской государственности. Государственные потрясения, социальные эксперименты, утопические реформы (или как сейчас любят говорить - модернизация, инновация и т.д.), военные и геополитические  неудачи, природные катаклизмы, социально-экономический хаос, эпидемии и современные убийственные вирусы, могут восприниматься и воспринимаются – религиозным сознанием ...  апокалиптически. Для ожидающих будущую парусию, это вполне нормально и предсказуемо. Мир не надёжен. Если внешние враги Отечества принимают облик и дух Антихриста (например, Наполеон, Гитлер), то тем паче внутренние носители чуждых и исторически-капитулирующих идей, облекаются в этот духовный образ без всякого права на историческую амнистию и народное прощение.

При этом, не важно, какую официальную позицию по отношению к этим несостоявшимся "героям" занимает государственная машина, сама облечённая всеми атрибутами и сущностынми особенностями (государство = машина насилия)  вселенского зла. Дело в том, что секрет русской политической власти изначально коренился и сакрализовывался в религиозном мире символов (в этом смысле, сегодня мало что изменилось). Сбой в идеократической сфере, с неизбежностью приводил и к сбоям во внешних механизмах управления. Можно обоснованно предположить, что не русское государство «пожирало» общество, а шел встречный процесс взаимопроникновения, формирования особого симбиоза государства и общества. Последнее в тех суровых условиях развиваться автономно от государства (т.е. с институтом частной собственности, с наличием не подконтрольных верховной власти экономических ресурсов), просто не могло.

Важно отметить, что формированию «служилого» государства способствовал ценностный консенсус народа и власти на базе единых православных универсалий, рождавших в сознании власть предержащих особую «политико-государственную имперскую парадигму» (И.Каспе). В этом смысле, не сакральная власть в России долго не просуществует.  "Как нам представляется, патриотизм, особый «дух государственного служения», энергетика подвижничества и высокой жертвенности, нацеленные на отстаивание суверенитета и национальной независимости страны, самих ценностей православия от внешних завоевателей, всегда играли в России выдающуюся мобилизующую роль. Стратегический выбор, сделанный Владимиром Святителем в пользу православия, с его полифонией и соборностью, во многом позволил на московском этапе развития отечественной государственности обеспечить процесс «собирания русских земель», а затем создать мощную державу, раскинувшуюся от моря до моря" /В. Мерзляков/.

Только мощное идеократическое государство с сакрально-освящённым монархом могло противостоять не менее мощным внешним врагам. В.Соловьев, И.Ильин, Н.Лосский подсчитали тяжкую хронику русских военных испытаний: «с 800 по 1237 г. на Русь военные нападения происходили каждые четыре года, с 1240 по 1462 год отмечалось 200 нашествий, с 1368 по 1893 (в течение 525 лет) было 329 лет войны, т.е. два года войны и один год мира». «Россия пошла по иному пути, чем западный мир, - пишет В.Межуев, причем в основу своей государственности она вслед за Византией положила не национальный и правовой, а конфессиональный и династический принципы (православие и самодержавие), в силу чего русские осознали себя не только светской, сколько православной нацией, единой в своей вере и служении Богу. Православие и национальное сливались в одно понятие. Претендуя на роль защитника и хранителя православной веры (Святая Русь), государство оспаривало здесь у Церкви право на духовное водительство проживающего на подвластной его территории народа. Оно видело в последнем не столько граждан, наделенных личными правами, сколько коллективного носителя определенного символа веры («народ – богоносец»), главной обязанностью которого является терпеливое исполнение своего религиозного долга по отношению не только к «граду Божьему», но и к «граду земному», т.е. государству. Оба града предельно сближались между собой. Само служение государству наполнялось религиозным смыслом и содержанием, свидетельствовало о приверженности православной вере. Отдавая жизнь «за веру, царя и отечество», русские люди не очень-то разделяли эти понятия в своем сознании. Отсюда свойственная им высота духовной мотивации в мирских делах, способность к самопожертвованию во имя «общего дела», с одной стороны и недостаток индивидуального самосознания с учетом собственного интереса, - с другой».

Вот к чему призывал перед битвой, от исхода которой зависела судьба страны великий князь Дмитрий Иванович (1380): «Отцы и братья мои, Господа ради сражайтесь, и святых ради церквей, и веры ради христианской, ибо эта смерть наша ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает Христос Бог, спаситель душ наших».

Наверно мы сейчас не в состоянии оценить всю глубину этого мировоззрения, когда сакральное вплетено тонкой и невидимой нитью в реальный мир. Более того, весьма трудно даже и сказать, а что реальнее? Духовный мир наполнен не только светлыми ангелами. Вселенское зло, от того, что его не видно невооружённым глазом, не становится от этого менее активным. Одно известно точно. Любой сбой в сакрально-бессознательной плоскости, с неизбежностью приведёт к ужасающим последствиям в профаном мире.

Когда то К. Леонтьев поразил своих современников зловещим предсказанием о том, что именно Россия породит Антихриста. "Без строгих и стройных ограничений, без нового и твердого расслоения общества…русское общество, и без того довольно эгалитарное по своим привычкам, помчится ещё быстрее всякого другого по смертному пути всесмешения и – кто знает? – подобно евреям, не ожидавшим, что из недр их выйдет Учитель Новой Веры, и мы неожиданно…родим того самого Антихриста, о котором говорит еп. Феофан, вместе с другими духовными писателями". Страшно и подумать о последствиях для государства и общества при распространении учения об императоре-Антихристе (при Петре I, через Преображенский приказ прошли сотни старообрядцев обличителей императора-Антихриста. Указ о веротерпимости 1702 г. был аннулирован указом 1716 г., по которому старообрядцев заковывать в "клетки двойного оклада"), а теперь и президенте-Антихристе (в простом  народе, один претендент уже на этот статус существует).

Как считает большинство церковных публицистов - Русская апостасия началась с Петра Великого. Его духовная слепота, в отличие от государственно, была просто поразительной. Запущенный при Петре процесс бюрократизации Церкви, через двести лет во многом предопределил в массовом сознании увядание самой идеи самодержавия, а также превращению РПЦ в нечто казенное и официальное. Он сознательно уничтожал сакральные символы-смыслы, противопоставив им новую идеологическую парадигму, суть которой сводилась к имперско-национальной идеи "Державы Российской". Можно обоснованно сказать, что в случае, когда сами цари или императоры (деятельность императора Николая II на фронте) показывали пример служения Отечеству, предложенная государственная идеологема обладала мобилизующей силой. Так перед Полтавским сражение Пётр обратился к войскам: «Пришел час, когда будет решена судьба нашей страны. Именно о ней вы должны думать, именно за нее вы должны сражаться… что касается Петра, знайте, что он не цепляется за свою жизнь, лишь бы Россия жила в славе и процветании». В то же время, любой сбой в механизме передачи личных качеств в династии, приводил к гибельным последствиям для государства. Ибо только выдающаяся личность могла выполнять с честью функции такого жертвенного служения находясь на вершине огромной инерционной государственной пирамиды при все убыстряющемся объективном беге времени.

"Когда в результате апостасии это соединение разрывается, человек вынужден перейти с управления Словом на какой – то другой вид управления. В принципе тут имеется всего два варианта: либо взять в качестве организующего бытия начала цифру, либо подчинить бытие лжеслову, слову с маленькой буквы, не Божественному Логосу, а идее, изобретенной конечно человеческим разумением. В Европе выбрали первый вариант, и там установилась плутократия, власть денег, получившая название капитализма. Мы стали на путь отпадения позже, а потому лучше помнили о Слове и склонились ко второму варианту, к идеократии, названной социализмом. То, что установившаяся над нами на десятилетия свою власть идея оказалась именно учением Маркса, не было случайностью. Это учение обладало большой притягательностью для уже расцерковленного, но еще хранившего в себе смутное дорогое воспоминание о Христе русского сердца. Как и Христос, Маркс обещал царство света и правды, только не на небе, а на земле, и в этом царстве, как и в обещанном Христом, последние должны стать первыми; как и святые отцы, он указал на три стадии духовного восхождения, только не индивидуального, а коллективного, более соблазнительного по своей легкости, - рабскую (рабовладельческая формация), наемническую (капиталистическая формация) и сыновнюю (социалистическая формация, высшей стадией которой будет коммунизм). И конечно, огромным достоинством марксизма было то, что он выдавал себя за научную теорию (абсолютно таковой не являясь), - наука обладала в то время высшим авторитетом». /В.Н. Тростников «Путь России в двадцатом столетии» «ИПК «Московская правда» М. 2001 г. С. 4-5./.

Так мы получили Апокалипсис революции и демонологию быта. Булгаковский Воланд не просто начал своё шествие по Москве, а начал проводить инспекцию успехов антихристового дела добровольно творимых поколением 30-х годов. Но это уже Апокалипсис Русской культуры. Наша отечественная культурная элита разродилась в начале XX в. произведениями типа: "Всадник (Нечто о городе Петербурге)" Е. Иванова, "Трилогия. Антихрист" Мережковского, "Конь Бледный" Савинкова, "Апокалипсис нашего времени" Розанова. Развернул деятельность союз "апокалиптиков" - "Братство Христианской Борьбы" (В. Эрн, П. Флоренский, А. Ельчанинов, В. Свенцицкий). "Краткая повесть…" Соловьёва вызвала замечательно подражание в сфере массовой беллетристики: двумя изданиями вышла поэма свящ. Е. Сосунова "Победа Христа над Антихристом". Гигантскую поэму-мистерию издал в г. Ташкенте В.М. Гаврилов под эпохальным названием "Антихрист". Как на реализующиеся царство Антихриста смотрит на Русскую революцию С. Аскольдов. По Г. Федотову имплантация в тело России чуждых ей коммунистических идей, есть духовное воплощение современного Антихриста. Мощнейшее оружие русского Антихриста – квазирелигиозные ценности будущей нон-религии успехи которой превзойдут всё, что строилось и созидалось до сих пор. Сильное центристское государство, с такой же монолитной идеологией и квазипатриотизмом окажется неспособной к созданию новых сакральных символов-смыслов. В стране властолюбивых, алчных дураков и голых королей просто не будут средств к выработки вакцины от легализованных средств Антихриста. "Ни в одной части света глубина Божьего попущения не достигала такой опасно удлинённой вертикали, как в России. Нигде, как на её пространствах, не осуществлялись до конца замыслы антихристова царства и нигде его антиутопии не воздвигались наяву на тщательно подготовленной почве и с таким размахом" /К. Исупов/.