Экстремизм – что это такое?


О чем, собственно, речь? О противозаконных действиях в политической борьбе? О разжигании межнациональной и религиозной ненависти? О разжигании социальной ненависти? О терроризме?

Всё это разные вещи. И отношение к ним должно быть тоже разное. И причины у них разные. Соответственно, разными должны быть и методы борьбы. Но прежде, чем говорить об этих методах, надо сказать, что само понятие "экстремизм" искусственно. Оно лукаво объединяет вещи для общества вредные, вещи для общества полезные и вещи для общества естественные. Иными словами, есть разные "экстремизмы". И отношение к ним тоже должно быть разным.

Противозаконные действия в политической борьбе становятся неизбежными, когда законы и практика их применения исключают политическую борьбу, делают ее невозможной. В этом случае, противозаконные действия могут нравиться или не нравиться (хотя нравиться тут особенно нечему – что хорошего в насилии?), но от них никуда не деться.

Если общество искусственно лишают возможности политической борьбы в русле закона, то политическая борьба будет вестись в других формах. Узкрпировать власть можно, но нельзя сделать это навсегда. Хотите бороться с таким экстремизмом – меняйте весь строй политической жизни. Естественно, такое предложение звучит смешно. Но все остальное будет не борьбой с экстремизмом, а созданием почвы для него.

Разжигание межнациональной розни – безусловное зло.

Это очень плохой экстремизм. Но как относиться в этой связи к антиукраинской кампании? Как относиться к всплескам "патриотизма"? И ко многому другому.

С "религиозной рознью" ситуация много сложнее. Сюда попадает критика религии и церкви. В истории было много таких экстремистов. Начиная с Иисуса Христа. Нет, здесь нужно дорабатывать определение... Иначе все реформаторы религии окажутся экстремистами.

Еще сложнее с враждой социальной. Чуство ненависти любой разрушительно для человеческой души. Но когда целые социальные группы ведут себя так, что нравственное чувство протестует против такого их поведения? Что тогда? В каталажку? Так ведь не поможет... Или мы анализируем причины социальной ненависти, или мы ее сами разжигаем, отказываясь от устранения этих причин.

И с терроризмом ведь тоже самое. И это – способ действия тех, кому не предоставили других способов. И здесь борьба со следствиями не устраняет причин, а только загоняет болезнь внутрь. Терроризм может, конечно, на какое-то время затаиться. Но потом он выскакивает из-за угла в самый неподходящий момент. И иногда – в формах намного более разрушительных, чем первоначальные.

Вот такие разные экстремизмы. И борьба с ними должна была бы быть разной. Но это в теории. А на практике? А на практике речь идет про "держать и не пущать". Подготавливая такой будущий разгул самого экстремального экстремизма, не пущать который уже просто не получится.