
«Мы никогда не прекратим борьбу за Крым», – заявил в интервью немецкому изданию Rheinischen Post министр иностранных дел Украины Павел Климкин, уточнив, что борьба эта будет вестись не военным, а «политическим путем».
Интервью министра вышло 14 ноября, а днем ранее уполномоченный президента Украины по делам крымскотатарского народа и депутат Рады от «Блока Петра Порошенко» Мустафа Джемилев заявил в Киеве на пресс-конференции, что «обсудил с Петром Алексеевичем вопрос создания военного крымско-татарского объединения южного направления, потому что в Херсонской области весьма тревожная ситуация». Что же готовится против перешедшего к России полуострова?
В начале октября Джемилев, недавний многолетний (1991-2013 годы) лидер Меджлиса крымскотатарского народа, сообщил, что новая Верховная Рада может передать часть Херсонской области в состав Автономной Республики Крым (АРК). «Речь о том, – сказал Джемилев, – чтобы присоединить прилегающую территорию [области], где проживает довольно много татар, [а конкретно] Генический район, к Автономной Республике Крым, а потом создать там свободную администрацию вместо оккупированного Крыма».
Логика достаточно проста – уподобить Автономную Республику Крым Донецкой и Луганской областям, в которых сохраняется украинская администрация, так как какая-то их часть остались под контролем Киева. Далее, такое «правительство Крыма в изгнании» могло бы выступать на международной арене, оспаривая легитимность существующего в Симферополе. «В Геническе, – отмечают этой связи журналисты «Украинской правды», – могут открыться и закрытые после оккупации консульства иностранных держав в АРК».
Это «правительство в изгнании» с прицелом на крымскотатарский народ, составляющий около 13% населения полуострова, могло бы стать мощным маяком для притяжения всех его недовольных, базой для пропагандистского радио- и телевещания. Наконец, что самое главное, и на что указывают украинские СМИ, возможное вторжение украинской армии на полуостров при наличии такого марионеточного (так оно прямо и называется авторами «Украинской правды», этого рупора рукопожатности Незалежной) правительства «может выглядеть как восстановление власти украинской АРК на всей территории автономии».
Поэтому-то ему и активно лоббируют передачу Генического района, где проживает около 7 тысяч крымских татар, то есть порядка 10% всего населения этой административной единицы. В двух населенных пунктах – поселках Партизаны и Новоалексеевка – доля крымских татар в населении приближается к половине. «Правда, – отмечает «Украинская правда», – часть тех, кого записывают в крымские татары в Новоалексеевке, это урмачелы – одна из групп крымских цыган».
Есть также подозрение, что «для удобства» статистики Меджлиса объединяют вместе крымских и волго-уральских татар. По другим данным, в районе проживало 2 тысячи крымских и 5 тысяч волго-уральских татар, а народы эти, несмотря на общую принадлежность к тюркской группе, совсем разные.
Впрочем, на что не пойдешь ради создания помех России в Крыму! Даже на то, чтобы местное славянское население, преобладающее в районе, вновь отдать под власть этакого нового Крымского ханства (что у тех же журналистов «Украинской правды» вызывает негативную реакцию в духе «Разве за это мы боролись на Майдане?»). Много шума наделал случай, когда в селе Терпенье соседнего Мелитопольского района Запорожской области крымский татарин Смаил Меметов, прибывший в конце октября на побывку домой из зоны АТО, открыл в населенном пункте средь бела дня огонь из «Калашникова» по машине односельчан.
Тем более, как вполне оправданно опасаются киевские журналисты, с воцарением меджлисовцев в Геническом районе и превращением его в некий «малый Крым», те будут «непременно добиваться того, что так трудно им давалось в большом Крыму – выделения земли для расселения крымцев». Тем более, что плотность населения в степных районах Херсонщины очень мала, а в двух соседних с Генических районах области – Ивановском и Нижнесерогородском – вообще одна из наиболее низких по Украине. И туда могут массово хлынуть крымскотатарские мигранты, получая от властей финансовую и иную поддержку как «беженцы от российских оккупантов».
В том же Мелитополе в мае в центре города появились билборды с портретом Джемилева и заявлением: «Мы не община крымских татар, а крымско-татарский народ, который живет на своей земле».
Хотя, маловероятно, чтобы мнение херсонцев и мелитопольцев в данном вопросе кого-то заинтересовало в Киеве, а «Правый сектор» всегда готов, как уже бывало не раз за последние месяцы, избить и разогнать любых протестующих.
С радикалами же из числа крымских татар у украинских националистов на антироссийской и «антисепаратистской» почве понимание и тесное сотрудничество еще с 1990-х годов...
Нельзя не заметить и резкую активизацию в украинском медиапространстве интереса к батальону «Крым», сформированному на территории Украины в июне (набор в его ряды бойцов, «с приоритетом из жителей Крыма и Донбасса» анонсировал командир батальона «Донбасс» Сергей Семенченко) и признанному в июле Джемилевым. Батальон «Крым» был практически полностью уничтожен ополченцами 31 августа при попытке прорыва из окружения под Иловайском, и с тех пор о нем ничего не было слышно.
И вот 7 октября на телеканале «Социальна Краина» вдруг появляется репортаж о том, что батальон набирает новых бойцов, фактически, формируясь заново. Ветераны военных действий в Донбассе, отметила журналистка, в части есть, но упор делается именно на максимально быструю подготовку инструкторами молодой смены.
«Надеюсь, за очень короткий срок они смогут усвоить базовые моменты», – говорит инструктор. Откуда такая спешка – в Донбассе же, вроде бы, с начала октября перемирие? «Наша тактическая цель – получить боевой опыт, натренироваться, – откровенничает командир батальона, закрыв, как и его бойцы, лицо вязаной балаклавой. – Конечная цель, разумеется, – освободить от оккупации Крым».
16 октября выходит новый репортаж – в теленовостях канала «1+1», который принадлежит олигарху Игорю Коломойскому. Место съемки указано на видео в репортаже следующим образом: «Крымский фронт». Вот так – ни больше, ни меньше!
О численности батальона в настоящий момент можно только предполагать. Журналист «1+1» упомянул, что в ее составе «бойцов с полуострова около полусотни». Остальные – навербованные в него обычные украинцы, не имеющие отношения не только к крымским татарам, но даже к мусульманам и крымчанам вообще. Например, герой репортажа «1+1», не скрывающий своего лица – 17-летний Евгений Гончаренко из Кировограда. По видео «Социальной Краины» также несложно заметить, что у замкомандира батальона – вполне славянские черты лица и голос. Для представительских функций некоей армии автономии, готовящейся к освобождению полуострова, за представителями крымских татар сохранен пост командира части – им является сейчас некий Иса.
Финансирование батальона, как туманно сообщают его представители, осуществляется со стороны «волонтеров и благотворительных фондов». Аналогичные фонды, связанные с Коломойским, финансировали сформированные на управляемой им Днепропетровщине батальоны «Днепр» и «Донбасс». Щедро перепадало из этих же источников и «Азову» – об этом несколько месяцев назад во время публичного «наезда» на олигарха со стороны Ляшко, пытавшегося опереться на поддержку добровольческих батальонов, напомнил в Facebook’е заместитель Коломойского на посту днепропетровского губернатора Борис Филатов.
Судя по всему, оттуда же «подкармливали» и батальон «Крым», ибо, как прямо заявил на днях Джемилев, еще летом они «заключали соглашение с Коломойским, где был отдельный пункт о создании этого батальона». Видимо, поэтому «Крым» в собственной группе в Facebook и СМИ он именовался еще с лета отдельной «сотней» (подчиненной единицей) в составе батальона «Днепр-1».
Как уточнил экс-глава Меджлиса, «сейчас, по нашим оценкам, отдельного батальона нет». Именно поэтому перед Порошенко и ставится вопрос о формировании на рубежах российского Крыма не только марионеточной версии АРК, но и аналога никарагуанских «контрас» из числа многочисленных мигрантов-татар.
Важность «крымского фронта» очевидна для всех. «Крым наш» стал этой весной своего рода собирающим моментом для спайки российского общества вокруг своего президента. В случае, если в итоге окажется, что «Крым не совсем наш», это способно разрушить единство России, причем в самом прямом смысле этого слова. «В интересах Запада, – заявил еще в августе в эфире промайданного Еспрессо.TV Джемилев, – чтобы Крым еще глубже зашел в Украину, поскольку за этим последует распад России, крах этой страны». Поэтому-то и ставки в «большой игре» вокруг судьбы полуострова максимально высоки.
Комментарии