Сергей Глазьев: Политика Банка России усугубляет антироссийские санкции

Решение Банка России 25 июля с.г. об очередном повышении базовой ставки кредитования до уровня 8% годовых совпало по времени с введением очередного пакета санкций против России со стороны США и ЕС. Оба этих решения имеют сходные последствия: ухудшение и без того неудовлетворительных условий кредита для российского бизнеса. И если мотивация американских законодателей понятна – нанести ущерб российской экономике, задыхающейся от хронического недостатка долгосрочных кредитов, - то мотивы Банка России вызывают вопросы.
Свое решение Банк о повышение процентной ставки Банк России мотивировал тем, что «возросли инфляционные риски, связанные, в том числе, с усилением геополитической напряженности и ее возможным влиянием на динамику курса национальной валюты, а также обсуждаемыми изменениями в налоговой и тарифной политике» (О ключевой ставке Банка России, 25 июля 2014). Таким образом Банк России пытается нивелировать независимые от него факторы, усугубляя их негативный эффект на и без того падающую деловую и инвестиционную активность. Как убедительно показывает опыт проведения подобной макроэкономической политики в России и других странах с переходной экономикой ее результатом неизбежно становится стагфляция – одновременное падение производства и повышение инфляции (С.Глазьев, 2004). Именно это и происходит в настоящее время: после предыдущего повышения ставки рефинансирования в апреле экономика страны окончательно погрузилась в депрессию на фоне оживления экономической активности в соседних странах.
Свое предыдущее решение о повышении ключевой ставки, которой руководство Банка России заменило ставку рефинансирования, оно связывало с «более сильным, чем ожидалось, влиянием курсовой динамики на потребительские цены, ростом инфляционных ожиданий, а также неблагоприятной конъюнктурой рынков отдельных товаров (О ключевой ставке Банка России, 25 апреля 2014). Хотя, как и в этот раз, оно объясняло свое решение действием внешних факторов, на самом деле первые два из них были порождены действиями самого Банка России, отказавшегося от таргетирования курса рубля и ограничившего тремя месяцами рефинансирование коммерческих банков, а также спровоцировавшего банковский кризис неожиданным отзывом лицензий у многих региональных банков.
Неадекватность политики Банка России задачам экономического роста уже стала привычным пунктом ее критики, на которое его руководство традиционно отвечает монетаристскими догмами. Но, если до сих пор платой за некомпетентность и догматизм денежных властей было падение производства и вывоз капитала, деградация структуры экономики, то с пресечением внешних источников кредита под вопросом оказывается само ее существование. Без кредита невозможно не только расширенное, но даже простое воспроизводство современной экономики. Политика привязки денежной эмиссии к приросту валютных резервов привела к тому, что основная часть денежной базы сформирована под иностранные источники кредита. Объем внешнего долга российской экономики превышает величину внутреннего кредита.
Упорное нежелание Банка России создавать внутренний длинный кредит вынудило крупнейшие банки и корпорации к заимствованиям за рубежом, преимущественно в ЕС и США. Прекращение рефинансирования со стороны последних грозит разрушением сложившихся в российской экономике механизмов воспроизводства. Чтобы этого избежать, Банк России должен был бы спешно разворачивать механизмы долгосрочного рефинансирования российских заемщиков, способные заместить обрываемые санкциями внешние источники. Эти механизмы должны быть сравнимы с европейскими и американскими, которые обеспечивают безграничное рефинансирование западных банков и корпораций на долгосрочной основе под символический процент. Вместо этого Банк России поднимает ставку процента и сужает разнообразие инструментов рефинансирования, ограничивая их преимущественно краткосрочными операциями по поддержке ликвидности. Тем самым он резко усугубляет негативное влияние западных санкций, обрекая благополучные пока еще отрасли российской экономики на сужение производства и сжатие инвестиций. Антироссийские санкции и волна ужесточения монетарной политики Банка России вступают в крайне опасный для российской экономики резонанс.
Комментарии
Это будет и одновременном ответом на санкции США.
И неплохим ответом.
Уверяю Вас, что это не так. ЦБ является органом-регулятором финансовой системы, то есть инструментом правительства, по определению.
Девальвация рубля - это вовсе не следствие украинского кризиса или европейских санкций. Это даже не следствие падения цены на нефть, поскольку нефть упала на 20%, а рубль на 50%.
Это вполне закономерная и целенаправленная политика правительства, целью которой является удержать на плаву основные государственные корпорации и переложить тяготы экономических потерь государства на плечи населения.
Доходы бюджетообразующих предприятий наподобие "Роснефти" или "Газпрома" падают. А социальные обязательства государства никто не отменял.
Где взять деньги?
Самый простой способ - уронить курс рубля. Ведь продажа ресурсов приносит доллары, а налоги и социальные выплаты исчисляются в рублях...
Таким образом, объективно предприятия платят меньше, а субъективно сумма в бюджет растет, есть чем платить зарплаты и пенсии.
А что на эти пенсии теперь ничего не купишь, правительство не волнует - буква соблюдена.
Так что менять нужно не Конституцию...
И думаю, это событие "не за горами".
Однако и правящая олигархия это понимает и принимает меры.
Всех пассионарных активно шлет на Украину, где их убивают.
Всех потенциальных лидеров сажает.
Законы подогнала под свои нужды полностью.
Так что будет непросто.
Это ведь дело пропагандистов - настроить пассионарных граждан на борьбу с чем-нибудь, чтобы они не начали борьбу с властью.
А кого посадили - не знаю. Ходорковского, к примеру, привлекли сразу же после того, как он начал скупать голоса в Думе, формируя собственную олигархию как альтернативный вариант.
Но посадили-то его за экономические преступления, которые совершает ежедневно любой крупный бизнес.
Точно так же и любых потенциальных лидеров элиминируют, не привлекая внимания.