РКЦ: ничего личного только бизнес

РКЦ: ничего личного только бизнес

 

Редакция газеты «Выбирай в Серпухове» в очередной раз встретилась с хорошо известным нашим читателям Борисом Николаевым – председателем совета многоквартирного дома, кандидатом технических наук. Разговор пошел о МУП РКЦ ЖКХ.

Главный редактор газеты «Выбирай в Серпухове» Роман Юдин:Министерство ЖКХ области объявило о введении единого платежного документа ЕПД, то есть платежки, где будет всё. Оно обосновывает это большей прозрачностью коммунальных платежей. Судя по информации с официального сайта, МинЖКХ планирует собирать коммунальные платежи в основном через Мосэнергосбыт. Это логично: у организации есть сеть региональных отделений, там уже стоят терминалы оплаты, минимальные вложения. На сайте областного министерства ЖКХ размещен список, когда этот ЕПД будет вводиться – у нас в Серпухове с 1 июня по 1 июля. Но у нас платежи будут собираться через РКЦ. Получается, что как было, так и осталось. И возникает вопрос: если всё это делается для прозрачности, что, раньше этой прозрачности не было?

Борис Николаев: У меня с собой договоры. Они довольно хитрые. Вот, например, агентский договор (перечисляет множество пунктов договора):

Агентский договор

Вот это предмет договора. Объемный?

Юдин: Объемный.

Николаев: К чему практически этот договор свелся. Из общения с принципалом («Занарье ЖКХ»), мы, граждане для себя уяснили, что до 1998 года всё, что указано в договоре, выполнялось тремя бухгалтерами ООО «Занарье ЖКХ», и никаких претензий у граждан по этой работе к ООО «Занарье ЖКХ» не было.

И эта услуга (договор) была гражданам навязана. Никто не спросил граждан: а вам вообще нужен МУП РКЦ? УК мы задаем вопрос: «В соответствии с договором об обслуживании многоквартирного дома, исходя из предмета, вы обязуетесь нам поставлять коммунальные услуги, осуществлять расчеты и всё прочее. Я правильно вас понимаю?» «Да», – отвечает УК. «Тогда на каком основании, – спрашиваю, – появляется посредник и вот этот агентский договор»? На что мне УК говорит: «Нам это было навязано прежней администрацией города. Отказаться мы, находясь на данной административной территории, не можем. Нам сказали: либо вы принимаете условия, либо мы вас отсюда как ООО убираем».

Юдин: А откуда у вас эта информация?

Николаев: По известным причинам я не могу назвать вам имя этого человека.

Итак, появился этот кабальный агентский договор. Причем никто и не думает соблюдать все то, что прописано в этом договоре. Там красной линией прописано: УК обязуется на всех уровнях хозяйствующих субъектов представлять и отстаивать интересы собственников, вплоть до суда! А что получается? УК все понимает, но так как ей выворачивают руки, она ничего сделать не может. И за счет собственника, увеличивая его расходы на коммуналку появляется вот этот вот нахлебник, этот альфонс от ЖКХ, со штатом в несколько десятков сотрудников, с приличной зарплатой и с денежным объемом в 900 миллионов рублей в год! Когда раньше всё это делали три бухгалтера УК.

Юдин: Откуда у вас эти цифры?

Николаев: Это наши расчеты. Никто вам не даст эти цифры. Попробуйте обратиться в налоговую, вам эту информации не дадут. Хотя по закону это открытая информация. Попробуйте выяснить, с какой суммы платит налоги МУП РКЦ ЖКХ. Вас скорее убьют, чем дадут такую информацию. Но мы не вчера родились, мы сами всё рассчитали. Итак – какова цена услуги РКЦ? Цена услуги (агентского вознаграждения) начиналась с 2,39% – с каждого платежа и дошла до 1,35% (в том числе НДС). Что такое 1,35%? В масштабе города Серпухова денежный оборот в сфере ЖКХ - это 1 миллиард рублей. Возьмите калькулятор и посчитайте – что такое 1,35% от 1-го миллиарда рублей. Цифру, которую вы получите, и получает МУП РКЦ.

Юдин: 13,5 миллионов рублей в год? Получается, примерно 1 миллион в месяц?

Николаев: Как вам такая сумма? И ничего не надо делать!

Юдин: Какой аргумент был у администрации города при создании МУП РКЦ?

Николаев: Аргумент один: чтобы граждане обращались не в УК, разбросанные по всему городу, а в одну организацию.

Юдин: И в чем здесь удобство для народа?

Николаев: Да ни в чем! Более того. Гражданин приезжает в РКЦ с просьбой сделать ему перерасчет. А ему с удивлением отвечают: «Мы перерасчетами не занимаемся, это делает ваша УК».

И у гражданина сразу возникает вопрос: а вы тогда на что? Зачем вы мне нужны? За что я плачу вам 1,35% (а это около 100 рублей!) ежемесячно? Получается, если раньше я делал перерасчет в своей УК, то сейчас я должен сначала зайти в свое УК, написать там заявление, в течение 30-ти дней заявление будет рассматриваться, и после, «если УК согласится с вашими доводами, они пишут нам, РКЦ, письмо, в котором они нам дадут указание, что вам нужно сделать перерасчет». Но, если мои отношения ограничиваются одной УК, если вы делаете перерасчет только после того, как УК даст вам на то указание… зачем вы мне нужны, когда до вас бухгалтер УК все делал сам и в гораздо меньшие сроки, чем это происходит сейчас, и главное – он делал это бесплатно!

РКЦ же сделает всё, чтобы гражданин забыл и простил, чем за эти «копейки» терять свое время на беготню по инстанциям и заполнение бумаг.

Юдин: А во всех ли городах Подмосковья есть такие организации, как МУП РКЦ?

Николаев: Да вы что?! Количество городов Подмосковья, где работают организации подобные нашему РКЦ, можно сосчитать по пальцам – Власиха, Лобня, Лосино-Петровоское, Серпухов, Орехово-Зуевский муниципальный район, Солнечногорский район, плюс еще несколько городов. Для справки: с 2006 года на территории Московской области 378 муниципальных образований, из них 36 городских округов, 36 муниципальных районов, 114 городских поселений, 192 сельских и 5 закрытых административно-территориальных образований. И во всех за исключением выше перечисленных этим, как у нас до 1998 года, занимаются УК! И у УК, и у Мосэнергосбыта есть своя бухгалтерия! Вопрос – кому нужна бухгалтерия со стороны? Ответ прост: тому, кто учредил МУП РКЦ. А кто учредил РКЦ? Администрация города Серпухова. И вся та «коммерческая тайна» – что происходило в УК, МУП Теплосеть и Мосэнергосбыте, после создания МУП РКЦ ЖКХ – для администрации города перестала быть тайной.

Юдин: Получается, вот где прозрачность?

Николаев: Да! Вот здесь прозрачность! Для администрации наступила полная прозрачность! А для граждан полная туманность! И еще одни альфонсы, которых мы должны кормить. И эти альфонсы трубят во все СМИ о наполняемости городского бюджета! Мы наполнили бюджет! За счет кого вы заполнили бюджет, спрашивается? За счет вот этого 320-го договора.

Договор №320

На качество услуг этот договор не влияет, зато он влияет на цену услуг. Ничего личного – только бизнес. И если раньше деньги текли мимо администрации, то с 1998 года деньги текут через администрацию. Для чего?

МУП РКЦ заинтересовано в просрочке платежей. Зачем РКЦ тянуть время и ждать не месяцы, а годы, чтобы предъявить человеку требование на оплату коммунального долга? Всё просто – человек платит вовремя, РКЦ стрижет с него «всего» 1,35%, а с должника – уже гораздо больше. Прибыль очевидна.

Человек умер. РКЦ должно дать отчет в УК, что человек умер, и взимание с него коммунальных платежей прекратить. Но РКЦ накапливает эту задолженность, и аккурат к окончанию срока давности – это три года – предъявляют иск к УК, так как УК – коммерческая организация, и у нее есть и другие доходы, и судебная практика показала, что РКЦ выигрывала у УК подобные дела, и УК платила РКЦ. А УК потом пусть сама придумывает, как ей вернуть эти деньги с собственников жилья. И эта порочная практика набирает обороты. Если 30% задолженностей – это неплатежи от граждан, то РКЦ решила эти неплатежи собирать с УК: «ресурсникам» вы заплатите, а как вы потом будете с граждан собирать деньги – это уже ваше дело. И стравливание УК с собственниками уже работает, и работает серьезно. Цель очевидна – развалить УК руками собственников. И останутся одни МУПы. Вот, если коротко, цель сегодняшней политики ЖКХ. А убрав ненужное звено, такое, как УК, администрации городов могут спокойно без посредников собирать с граждан деньги, забирая всё только себе. Вот он венец политики, проводимой в сфере ЖКХ!

Вы думаете, мы одни боремся за свои права? Год назад, в феврале 2013 года, Верховный суд Башкирии признал незаконной монополию администрации Уфы по сбору коммунальных платежей с населения. Лишним посредником в цепочке сбора платежей суд счел муниципальное Управление жилищного хозяйства (МУП УЖХ) (аналог нашего МУП РКЦ ЖКХ прим. ред.).

В Подольске 7 августа 2013 года судья Подольского городского суда Митрофанова Т.Н. приняла заведомо неправосудное и незаконное решение, взыскав с собственника квартиры коммунальные платежи в пользу МУП «ИРЦ ЖКХ г. Подольска» (аналог нашего МУП РКЦ ЖКХ прим. ред.). И Мособлсуд 16 сентября 2013 года вынес решение, отклонив иск МУП «ИРЦ ЖКХ г. Подольска» о взыскании коммунальных платежей с жителей. Основание к отмене решения Подольского суда было таково: МУП «ИРЦ ЖКХ г. Подольска» не обладает никакими правами к собственнику: ни правом требовать, ни правом взимать. Все организации, подобные нашему РКЦ, сегодня находятся вне правового поля. Все их действия направлены на одно – прикрытие противоправных действий администрации.

Как иллюстрацию, приведем историю пенсионерки Татьяны Данченко:

В сентябре 2012 года был суд, – Татьяна Данченко показывает целую пачку документов. – УК «Ремонтник» и РКЦ дали справку, что квартира в доме по ул.

Ворошилова д.165 принадлежит мне, и я обязана оплатить задолженности по коммунальным платежам за эту квартиру. Хотя квартира по этому адресу аж с 1994 года мне не принадлежит.

Итак, в 2012 году был суд. Но ни повестки, ни письма мне никто не прислал. И в августе 2013 года вдруг мне приходит половина положенной мне пенсии. Я пошла в пенсионный фонд – решила, ошиблись, исправят. Нет, – говорят, – это не ошибка. Половину от вашей пенсии удержали в качестве штрафа, идите в РКЦ. Прихожу в РКЦ, и меня там ошарашивают, – у вас долги по квартплате за год, вы злостная неплательщица. Какие долги? – удивляюсь, – Я всегда платила месяц в месяц. Вот, – говорят мне, – аферисты, заимеют 100 квартир и не платят! Отвечаю, – это не моя квартира. Ничего не знаем, – кричат, – идите разбирайтесь к судебным приставам! Пошла к приставам. Там Олейник Ирина Александровна. Она говорит, – да, ваши деньги у меня, вот документы. Я уже ей говорю, – квартира не моя. Какой документ вам мог дать РКЦ? Почему я этот документ вижу впервые? Год прошел. Ничего не знаю, – говорит Олейник, – вы докажите, что это не ваша квартира. Чего доказывать, – говорю, – возьмите справку в регистрационной палате – и все доказательство. Пошла я в суд. Судила судья Глаголева. Что вы хотите, – говорит она, – за жилье надо вовремя платить. Я говорю, – вы издеваетесь? Это не мое жилье. Нанимаю адвоката, составляем письмо, что квартира не моя, что это ошибка. Ничего не знаем, – отвечает судья, – разбирайтесь с РКЦ, – и заявление брать не хотят. А через неделю из суда же приходит письмо: время прошло, надо было вам раньше заявление подавать. Я опять в суд. Говорю, – как раньше? вы же даже повестку не присылали. Присылали, – говорят. Ладно, я пошла на почту. На почте говорят: мы не имеем права давать такие документы, получали вы повестку или не получали. Уговорила их проверить. Проверили всю почту, признали, – повестки из суда не было – ни на Ворошилова не было, ни на мой адрес не было. Я пошла в Регпалату, взяла выписку, пошла в РКЦ. Мне в РКЦ говорят, – что вы здесь хамите! у нас ошибок не бывает! – и послали меня куда подальше – в суд. И всё. Замкнутый круг. В суде заявление не берут, пересматривать ничего не хотят. Я пошла к адвокату. Адвокат пошел в суд, и дело мое сдвинулось. А деньги с моей пенсии всё высчитывают – половину. Суд три раза откладывали, ни РКЦ, ни «Ремонтник» на суд ни разу не явились.

В конце концов суд вынес-таки решение – отменить. А я четыре месяца получала полпенсии – 5000 тысяч рублей. И, конечно, появились долги уже за мою квартиру. И деньги вернули только за один месяц, а за остальные три, когда мне платили половинчатую пенсию, деньги зависли у судебных приставов. Их хотя бы перечислили в РКЦ в счет моего уже долга уже за мою квартиру. Прихожу к приставу, она говорит, – а я вам верну только за два месяца. А за третий? – спрашиваю. А за третий, – говорит, – они не должны были у вас вычитать, не имели права. Но вычли, – говорю. Не знаю, – говорит, – у нас этих денег нет. Я в пенсионный фонд, говорю, – дайте справку, сколько у меня высчитали денег. Справку дали, приношу ее судебному приставу. А где же ваши деньги? – спрашивает она у меня. Вы это у меня спрашиваете? – спрашиваю я у нее. Спустя месяц, мои деньги нашлись, и нашлись у… приставов. Мне их вернули, но потом и по частям. А деньги мои зависли у приставов, как невостребованные, потому они и не могли их найти. В итоге мне все вернули. Кроме денег, уплаченных мною адвокату. Это хорошо, у меня хватило сил и здоровья бегать по инстанциям, терпеть их хамство. А если такое случись со старенькой больной на ноги бабушкой? И заплатила бы она этому РКЦ всё до копейки за чужую квартиру.

Всё верно – за прозрачность надо платить.

Хорошо, что мы читаем газеты, и, благодаря СМИ, знаем, ЧТО от нас каждый раз пытается скрыть власть и подконтрольные власти чиновники. А скрывают они одно – правду. И то, что директор МУП РКЦ ЖКХ Дмитрий Акимушкин не отмахнулся, не сделал вид, что он не имеет к этой коммунальной истории ни малейшего отношения, а согласился ответить на наши вопросы, – поступок для чиновника такого уровня действительно мужественный.

С директором МУП РКЦ ЖКХ Дмитрием Акимушкиным встретился главный редактор газеты «Выбирай в Серпухове» Роман Юдин.

Юдин: Когда и для каких целей был создан РКЦ? Чья это была инициатива? Кто учредитель?

Акимушкин: Первое постановление о создании РКЦ было подписано в 1998 году. Как МУП РКЦ мы работаем с лета 1999. То есть в этом году 15 лет.

Инициатива была администрации города. Учредитель – администрация.

Для чего РКЦ был создан? В то время было 4 или 5 МУПов, каждый обслуживал сферу ЖКХ в каком-то районе города. У них были паспортисты, бухгалтеры. То есть были люди, выполняющие одну и ту же функцию в своей управляющей организации. Для того, чтобы это систематизировать и уменьшить затраты, часть людей была сокращена, часть передана в РКЦ. То есть были минимизированы расходы на единицу жителя.

Дальше – для единообразия форм и отчетности. И это даже актуально не тогда было, а сейчас. В городе Серпухове единый платежный документ есть с 1999 года.

То есть РКЦ был создан для унификации, оптимизации и для единообразия.

А сейчас становится актуальным вопрос «прозрачности» платежей и автоматизации распределения платежей населения между поставщиками ресурсов и управляющими компаниями.

Наше РКЦ является одним из первопроходцев по решению всех этих вопросов, которые только недавно поставлены, как актуальные, на уровне всей страны и Московской области.

Практически все Постановления правительства МО и решения Губернатора, работающие в системе ЖКХ, расчетно-кассовые центры выполнили давным-давно! Остается только привести в соответствие с Постановлением форму единой квитанции (ЕПД). Что мы уже и сделали, тем более что большинство рекомендованных параметров в нашей старой квитанции уже было!

Важная функция РКЦ – он не дает возможности управляющим компаниям, которые имеют помыслы пожульничать, не платить ресурсоснабжающим организациям.

В нашей квитанции порядка 11 строк. Есть, например, содержание и ремонт жилого фонда. Вот эту строчку получает четко управляющая организация. Деньги проходят через наш счет. Они проходят, как через сито. Пришла квитанция. Человек заплатил за все услуги, или он заплатил не за все услуги. И мы на его лицевом счете все отмечаем.

Юдин: Нам жалуются читатели на РКЦ - хождение в УК и обратно к вам, потерянные заявления на перерасчеты…

Акимушкин: Мы отвечаем более чем на 6 тысяч запросов в месяц. Из них более 4 тысяч – перерасчеты, которые мы осуществляем на следующий день после предоставления заявителем заявления и документа, подтверждающего право на перерасчет. У нас 60 тысяч лицевых счетов. У нас пропасть ничего не может. Все проходит через секретаря, она фиксирует каждый документ.

Человек должен уйти из РКЦ полностью удовлетворенный, решив все свои проблемы. Или же мы должны ему подсказать, как эту проблему можно решить. Если человек пришел с проблемой, которая не наша, это не наша задача решать ее, но мы знаем, как помочь: мы человеку скажем, куда обращаться. Может, это вопрос управляющей организации, а не наш. Мы говорим – мы можем это сделать после того, как УК даст нам распоряжение. Иногда мы на письмо отвечаем долго, потому, что мы должны запросы послать УК и «ресурсникам».

Юдин: Агентское вознаграждение РКЦ – 1.35% от суммы платежа. Это так?

Акимушкин: Агентское вознаграждение меньше 1,35%. Какое – не скажу, коммерческая тайна. Добавлю, что этот процент с начала 2012 года не увеличивался. Сама цифра процента менялась, но она менялась пропорционально увеличению платежей по жителям. Мы корректируем свое агентское вознаграждение в процентном отношении, чтоб номинально оно не менялось.

Номинально наше вознаграждение не увеличивается. И за этим четко следит отдел экономики администрации. У нас есть финансовый план, город нас контролирует и позволяет нам собирать деньги и зарабатывать на этом не больше, чем нам позволительно. Мы контролируем УК в плане финансовой дисциплины, а город контролирует, чтобы мы не обирали УК, чтобы мы на них не наживались. У нас все регламентировано: и доходы, и расходы, и норма прибыли.

Юдин: В случае если жители просрочили платежи, агентское вознаграждение увеличивается?

Акимушкин: При просрочке платежа процент агентского вознаграждения не увеличивается. Только начисляются пени на сумму долга. Вот и все. Причем, пени смешные. И начнут они начисляться только через три месяца. Сейчас сделают через два месяца.

Юдин: От чьего имени действует РКЦ?

Акимушкин: РКЦ действует от имени управляющих организаций. Мы – агент, мы подаем в суд, если человек не оплачивает счета. Но перед этим мы делаем все возможное, чтобы человек заплатил в досудебном порядке.

С 2012 года ответственность за своих жителей несет УК. За то, что они не заплатили ей. То есть ресурсники спрятались за УК. Теперь компании будут постепенно банкротиться, потому что не все жители платят. УК становится без вины виноватой.

Сейчас ни одна УК не сможет ужулить ни рубля с воды, отопления, водоотведения. Физически не может. Потому что они эти деньги руками не щупают. К нам пришли на расчетный счет деньги, мы все распределили. УК получила свою «верхнюю» строчку. А мы от имени этой УК заплатили ресурсоснабжающим организациям.

Юдин: Министерство ЖКХ говорит, что ЕПД создается для большей прозрачности.

Акимушкин: У нас в городе в системе ЖКХ все сделано ровно и прозрачно. Прозрачно для жителя, для кого угодно. Человек заплатил по одной единственной квитанции – за него все отдали. За содержание и ремонт – УК, за воду – водоканалу, за отопление – теплосети, и так далее… Будет добровольное страхование – отдадим и страховой компании.

Это мнение и позиция чиновника, возглавляющего МУП РКЦ ЖКХ. Выше вы видели мнение и позицию некоторых серпуховичей, на чьи деньги РКЦ существует. На чьей стороне вы – выбирать вам.

Автор: Роман Юдин.