Различия социумов и правящие "элиты" 3(3.1)

3. Социально-личностные черты правящих слоев и склонных к диктатуре личностей.

 

       3. 1. Личностная вера, как фактор жизнедеятельности

               и причина лидерства в социальных отношениях

                              

                  

 

   Рассмотрим правящую верхушку, с позиции индивидуального личностного мировосприятия и функционирования сознания (как командно-управляющего модуля) обуславливающего позицию активного субъекта в социальной жизни и выбор направленности приложения личностных усилий.

   К правящим группам отнесем тех индивидов (входящих в рассмотренные ранее выборки) которые проявляют склонность к лидерству наиболее ярким выражением перечисленных ранее качеств. По всем восьми качествам, их обладатели локализуются на краю распределений по интенсивности проявления (у отдельного индивида) данных качеств в личностной структуре (отдельного индивида).

   Подобная предрасположенность к проявлению таких качеств, обуславливает и направленность личностной активности в существовании, и «закладываемый» в неё смысл (на понятийном уровне), и используемые методы достижения лидирующих позиций, как проявления личностной мотивации к конкретным действиям и их практической реализации.

   Значимое превалирование в личностном устройстве отдельных качеств задает общий тренд (как некоторый поток) жизненной активности в её направленности. Этот поток канализируется (ограниченно формализуется) и неразрывно связан со структурой и функционированием сознания индивида.

Если представить структуру сознания, как некоторый «многоэтажный» лабиринт со своими стенками и тупиками, входами и коридорами, проходами и переходами с «этажа на этаж», то жизненный путь индивида – это прохождение, как заполнение (с той или иной мерой осознавания) этого лабиринта «своим присутствием» (на основе и посредством личностного опыта).

Индивидуальная структура (лабиринт, как отражение некоторой природной закономерности) сознания «закладывается» при рождении. «Прохождение» же этого лабиринта и есть проявление (как функционирование) индивидуального сознания, «подвигающее личность» на, те или иные, действия и поступки, как в направлении конкретных целей, так и в некотором общем тренде «видения грядущего». Сознание же выступает в роли перманентно изменяющегося «командно-управляющего модуля» личностного устройства, различающегося в той или иной степени для каждого отдельного индивида.

   В процессе личностной жизнедеятельности происходит «оцифровка» этого лабиринта, вносятся «указатели» и ставятся «зарубки» (реперные точки), отражая (формализуя таким образом) личностно накопленный опыт существования.

Личностно (неопровержимо) признанный опыт и составляет основы личностной веры.

   Таким образом, подкрепленный и закрепленный на практике личностный опыт, становится, по сути и/или по форме, элементом личностной веры (как в её однозначности, так и многозначности, в зависимости от типа личностного устройства). К вере относится все личностно признаваемое истинным, не требующее дальнейшей проверки, и служащее ориентиром в принятии решений и выработки мотивационного импульса (команды) индивидуальным сознанием.

В грубой аналогии – это заполнение электронной печатной платы набором элементов, с заданными параметрами и определенным образом (в их взаимосвязях) фиксируемыми на ней.

 

   «Оцифровка пройденного» выполнятся посредством сигнально-информационного воздействия со стороны материально-объектного мира (как изнутри, так и «снаружи» личностной структуры в её изменчивости), а также её (личностной структуры) «само изменчивости», в соответствие с личностным функционалом.

«Оцифровка» (как формирование веры) опирается на любые воспринимаемые личностью воздействия, начиная от прямых ощущений индивида, и заканчивая «наведенными» мысле- и чувство- образами.

   Подобное формирование личностной веры, во всей её совокупности, не прекращается на протяжении всей жизни индивида. Будет ли это некоторая религиозная убежденность или определенное вероисповедание зависит от соответствия личностного устройства (и накопленного опыта), тому или иному социально выработанному учению, как некоторому обобщению социально-личностного (исторически накопленного и закрепленного в том или ином учении) опыта, доведенного до сознания конкретного индивида.

   В отсутствии индивидуальной веры, сознание не сможет выполнять структурирование целеполагания и командование личностью, формируя ту или иную направленность её изменчивости. Отсутствие структурирования (хаотизация процессов управления со стороны сознания) приводит к «выпадению» его носителя (индивида) из существования (в понимаемых нами формах).

   Различия, имеющие место, как в структуре «лабиринта сознания», так и в его оцифровке (от индивида к индивиду) «задает» командиров и исполнителей (и тех, кто «не рыба не мясо» или просто - «перекати поле») а равно, самодостаточные личности (не нуждающиеся, по большому счету, ни в командирах, ни в исполнителях, поскольку в состоянии обеспечивать свое собственное существование, своей головой и своими же руками).

Эти различия «зашиты» и в индивидуальной личностной вере, которая может качественно различаться от индивида к индивиду, подталкивая отдельную личность в сторону коллективизма или индивидуализма, вообще, или в той или иной сфере социального сосуществования и индивидуально-социальной жизнедеятельности.

Личностная вера характеризует социально-личностную обусловленность её носителя – субъекта, как элемента социума во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях.

   К объективным предпосылкам веры, как атрибута сознания субъекта, можно отнести имеющую место (природную) ограниченность сознания в восприятии, чувствовании и понимании происходящего, окружающего и себя самое.

   Именно невозможность индивидуального сознания «охватить всё» и его же осмыслить, и является источником (личностной) веры. Благодаря чему, накапливаемый - личностный, и привносимый в сознание со стороны, социальный опыт, формирует в сознании устойчивые связи между блоками сознания (в процессе его функционирования).

   Устойчивость связей позволяет сознанию формировать «типовые» команды, как мотивацию к действию, в форме «стереотипа», или «извлечению» некоторого понятийного клише, как сформированного элемента понимания, которому подыскивается подходящее место в цепочке осмысления вновь появившейся информации.

Другими словами (личностная) вера - это своего рода индивидуально формализованный социальный опыт, как некоторая условно-инстинктивная реакция, позволяющая соответствовать текущему состоянию дел, без постоянной необходимости выстраивать всё «по новой», «начиная с нуля» (подобно тому, как это происходит при «появлении на свет»).

 

Вся совокупность индивидуальных вер, в их взаимосвязях и взаимодействиях, образует то, что можно назвать общественным сознанием (как некоторым, уже социальным «лабиринтом», в соответствие с которым и «протекает» жизнь общества).

И так же, как в индивидуальном сознании, но уже на социальном (объектно-материальном и функциональном) уровне, формируются ранее рассмотренные «маркеры» такого лабиринта, закрепляясь в различных социальных (в частности, государственных) структурах, с той или иной функциональной направленностью.

Устойчивость личностной веры большинства населения обеспечивает и социальную устойчивость в той или иной, соответствующей совокупности вер форме, как понятийно-идеологической (религиозной), так и функционально-объектной. Форма социальной структуры «заполняется» социальными субъектами, с соответствующими личностно выраженными качествами, в их функциональном проявлении, задавая, таким образом, соответствующее функционирование социума и его взаимодействие во вне.

   Необходимо отметить, что каждая новая личность, «появляющаяся» в социуме, возникает не на пустом месте, а в соответствующей социальной группе (со своей верой и со своей социальной функцией), что и определяет в значительной степени и привносимую ей веру и направленность в её дальнейшее социально-личностное существования (как по нормам и правилам, затвержденным «формально-официально», так и по понятиям, реально «лежащим» в основе взаимоотношений и собственно личностно-субъектном функционировании).

 

«По простому» - любая (личностная) вера – это тот набор «костылей» (как фундамент, как опора), на который опирается та или иная личность, деля или перекладывая «на него» ответственность, и собственно принятие тех или иных, личностных по сути, решений, обеспечивающих собственное существование в потоке происходящего (прохождение лабиринта в его личностном представлении).

   Если (для лучшего соответствия происходящему) таких «костылей» не хватает, то личность - либо добавляет их число, подстраиваясь, таким образом, под текущие изменения действительности, но оставаясь, в этом случае, в прежнем положении (личностная вера и личностное восприятие на уровне чувство-понимания, в принципе, не изменяется).

   Либо личность «изменяет» собственное положение (и в его понимании) в этой действительности. Вследствие чего (изменения личностной позиции и угла зрения), восприятие действительности видоизменяется (появляется иной взгляд на происходящее, учитывающий проявившиеся изменения) и соответственно появляются и видоизменения в личностной вере. Подобное видоизменение отнесем к разряду приспосабливаемости личности (как её трансформации в некоторое новое состояние). При этом возможно «переключение» личности на выполнение другой социальной функции (и выполняется поиск иного устойчивого положения).

 

   В модели личностной структуры (используемой в социально-личностной парадигме) вера формируется посредством и на основе двух ведущих блоков личностного устройства. Эти два блока задают

- систему личностных координат - самый насыщенный личностными качествами блок (та или иная сфера того или иного плана сознания), что позволяет «загружать в него», максимально возможный и личностно доступный для осознавания объем информации.  

- систему оценивания (второй по насыщенности личностными качествами блок).

Система оценивания «задает» (отражает) личностную позицию, в пределах которой происходит восприятие (и осмысление) поступающей информации. Она формирует «угол зрения», задающий направленность проекции, индивидуально-воспринимаемого в личностной системе координат, для его дальнейшего осмысления в сознании тем или иным способом (в зависимости от устройства личностного сознания).

   Можно выделить триединство и тройную направленность личностной веры

– на уровне понимания (интеллектуальный план ведущий) определенной ценностно-значимой конструкции, как некоторого эталона, которому надо или желательно следовать и который служит основным мерилом оценивания всего и вся на уровне принципов осмысления происходящего.

- на уровне чувствования (эмоциональный план ведущий) «толкающего» личность на, те или иные деяния, как основу личностной мотивации на приятные «душе и сердцу» результаты собственной активности (включая осмысление происходящего), а также, отражающие стремление к чему-то новому, доселе неизвестному.

- на уровне ощущений (физический план ведущий) как отражения накоплено-закрепленного личностного опыта ощущений, от того или иного предметно-объектного воздействия.

   В зависимости от личностных качеств и, соответственно, личностной структуры и её функционала (обуславливающего её изменчивость), различия (при таком структурировании веры), показывают степень личностной обособляемости, как субъектности личностной натуры во всей её противоречивости (и веры, как источника и основы дальнейшего личностного развития и его направленность).

   Качества ощущений самые устойчивые и составляют межличностные различия бытового уровня (на вкус на цвет друзей товарищей нет) и поведенческих форм существования, как «типовой» реакции на то или иное (в том числе ожидаемое по простейшей аналогии) уже известное ощущение.

 

   Личностный же функционал (совокупная личностная направленность её изменчивости) может быть ориентирован

- на поиск новизны в чем-либо (экстравертность сознания) задавая, таким образом, устремление и ориентировку на будущее, в его многофакторности, … и «кто не рискует, тот не пьет шампанское».

- на удержание и укрепление текущего «статус-кво» и, таким образом, концентрируясь в амбивертности (состояния) сознания, с отслеживанием обратных связей для их поддержания и укрепления и ориентацию на настоящее (текущее «здесь и теперь») … и «лучшее враг хорошего».

- на возврат к прошедшему в том или ином отношении (интровертность сознания в её «зацикленности» на имеющемся прошлом опыте) и консерватизм как личностная убежденность, что «все новое – это хорошо забытое старое»… и «старый конь борозды не испортит».

   Таким образом, вера может быть ориентирована в будущее, направлена на «удержание» настоящего и стремящаяся «возродить» прошедшее (в частности, и путем «простого», личностно значимого оценивания на уровне осознавания и понимания текущего положения дел – как одного из элементов личностной апктивности).

 

В зависимости от личностного «устройства» в его функционировании, возможны четыре основные «типы» веры (связанные с её «локализацией» в том или ином личностном плане, как ведущем в личностном устройстве, вообще).

- Вера, в основе которой лежит материально-объектное (схематичное, по сути) восприятие мира, как набора ощущаемых форм. Это основа, которая может иметь множество нюансов, но в качестве основного приоритета (в этом случае) выступают – формы (объект-структуры), которые и «правят» миром (формируют мироустройство «от а до я»).

   Такая вера отличается тем, что для осмысления происходящего сознание рисует схему, а потом «начиняет» её некоторым содержанием (набором элементов, каждый из которых помещается на свое место) и «придумывает» взаимодействия между ними, которые могут «вдохнуть в неё жизнь».

Схема, в принципе, не является мертво рожденной 9 а отражает ту или иную видимость происходящего)

– вот проводник, в нем «сидят электроны», подадим напряжение и электроны «побежали»…

- вот государство с его структурой, в ней расположены те или иные субъекты, они предпринимают (проявляя волю или от безволия) те или иные действия, и государство, как «схема», ведет себя тем или иным образом.

   Специфика такой веры – жизнь, это материально объектное существование и ничего более. В мире и всем «заправляют» объекты, «различного пошиба» и самый «сильный» объект – самый могущественный. Таким образом, выстраивается пирамида, как форма мироустройства, проецируемая на социум, как пирамида власти. В которой - «делай, что должно и будь, что будет» отражает суть её функционирования. Но для устойчивого функционирования пирамиды необходимо субъектно-объектное воздействие её поддерживающее, и поэтому на каждом её уровне есть командно-организующий субъект, подчиняющийся «велению сверху» и транслирующий поступившие «с верха» команды «вниз». Что и отражает определенную позицию лидера, ведущего за собой окружающих (или диктующего им «свою волю», как команду для выполнения).

- Вера, в основе которой лежит материально-субъектное, по сути, восприятие мира, как набора тех же форм, но обладающих некоторым набором субъектных свобод. Личностная свобода интерпретируется как проявление «воли» субъекта, способного при необходимости «творить чудеса». Мироздание (и социальное устройство) опять-таки, представляется пирамидой, но построенной «волей» субъектов (как элементов) её составляющих. Иными словами, могущество объекта, определяется волей субъекта его формирующего или отражающего, и в частности – «мал, да удал» и «все пути для нас открыты».

   Такая вера отличается тем, что для осмысления происходящего сознание «берет» элементы и выстраивает из них схему, в зависимости от «придумываемого» взаимодействия между ними. Данная схема, в отличие от «чисто» объектной, не может быть мертворожденной «по определению». И, исходя из этого, каждый элемент, проявив недюжинные способности и волю, может взобраться на вершину пирамиды. А для того, чтобы она не «развалилась» (от подобной «суеты» внутри неё), требуется кто-то «всемогущий», ею управляющий (некоторая «божественная сущность» или её «наместник») или нечто подобное, имеющее форму «социального Закона», действующего независимо от человека (и выстраивающего всех по ранжиру).

В основе функционирования такой пирамиды лежит целеполагание индивида и его активность в достижении личностно значимой цели (под руководством «бога» или того кто его, по сути, олицетворяет в индивидуально-личностном его восприятии). А поскольку «всяк сверчок – знай свой шесток» и «выше головы не прыгнешь» то и выстраивается иерархия по чину, в зависимости от местоположения (в пирамиде) того или иного шестка. И командное воздействие со стороны соответствующих личностей реализуется не по воле обстоятельств (как в первом случае) а по «воле пославшего их» на то или иное «свято место».

- Вера, в основе которой материально-субъектное понимание мира, откуда – «знание –сила», и пирамида выстраивается «по понятиям», которые отражают не только объектность или субъектность элементов, но и их взаимосвязи (взаимодействия и взаимозависимости) между собой, по которым и строится пирамида. В частности, пирамида управления социумом (типичным проявлением такой пирамидальности является управление финансовыми потоками, как управляющим воздействием на субъектную активность) . Исходя из существующих связей (в их понимании), каждый объект или субъект не может занять произвольное место в этой пирамиде (ни какой «волею судеб»), а только то, которое ему соответствует, исходя из взаимодействий с остальными элементами. Функционирование такой пирамиды протекает естественным образом (в соответствие с природными закономерностями), но под управляющим воздействием со стороны активных субъектов, в меру их понимания личностной «свободы выбора».

- Вера, в основе которой нет какой-либо формализованной структуры – «все течет, все изменяется». Общая изменчивость всего и вся формирует, текущим образом, ту или иную действительность, к которой можно только приспосабливаться, поскольку подстраиваться не к чему («в реку нельзя ступить дважды»).

   Что может выливаться и в - «на всё воля божья», без какой-либо конкретизации, что такое «божья воля», вплоть до перехода - мы «люди маленькие» и идем по жизни, исходя из текущих обстоятельств (являющихся самодовлеющими, без какой-либо привязки к чему либо более «могущественному»). Последнее, смыкает носителей такого типа веры со всеми остальными типами. Но возможен и противоположный, мессианский взгляд, как стремление к некоторому идеалу, некоторой всеобщей гармонии, где каждый «бог и царь», но не входящий в противоречия со всеми остальными.

 

   Степень абсолютизации личностной совокупной веры отражает возможности (и направленность) личностного развития, поскольку, из объективного процесса изменчивости всего, вычленяет лишь некоторую долю для личностного текущего осмысления. Путем абсолютизации личностной веры формируются те или иные секты, которые становятся манипуляционным средством для удовлетворения (претворения в жизнь) интересов их сформировавших, посредством (в основном) личностно-бытовой веры в них входящих.

Личностная вера, далеко не всегда, цельно-замкнутая «совокупность взглядов» (как в своем сектантском проявлении). Поскольку, при превалировании сектантства, цивилизация не смогла бы существовать по вполне объективным законам, характеризующим изменчивость происходящего, а увеличение доли различных сект указывает на вырождение, и предстоящий качественный скачек в социальных отношениях и социальном устройстве (в частности, не исключена и самоликвидация, массовым «исходом в пропасть», подобно стаду, несущемуся за вожаком).