Георгиевские Кавалеры. Глава 3. Самуил Карлович Грейг. Последняя война



Всем завистникам, усиленно распространявшим слухи о том, что Грейг был пожалован орденом Святого Георгия только лишь из – за того, что он был в фаворе у Алексея Орлова, адмирал достойно ответил во время очередной войны со Швецией.

Россия, только успевшая пережить восстание Пугачева, усмирение Польши и втянутая в затяжную войну с Турцией, казалась достаточно лёгкой добычей. Молодой шведский король Густав III решил отвоевать потерянное его предшественниками Балтийское побережье.
В июне 1788 года шведская армия начала осаду крепости Нейшлот (Финляндия) и захватила два российских фрегата. России были выдвинуты следующие требования:
Возвращение Швеции принадлежавшей Российской империи части Финляндии по Систербек, возвращение Турции полуострова Крым, заключение мира с Турцией при посредстве Швеции и немедленное разоружение Балтийского флота.
Вот так. Ни больше, не меньше. Очередная война действительно застала Россию врасплох. Как когда очень метко написал Валентин Пикуль: «Россия никогда не готова к войне». На финляндской границе почти не было войск, кроме крепостных гарнизонов, а морская деятельность направлена была, главным образом, на спешное приготовление Архипелагской эскадры Грейга. Между тем, боевая готовность сухопутных и морских сил неприятеля и близость его к пределам России возбуждали сильное опасение и за саму столицу, также вовсе не готовую к защите. Все бывшие поблизости войска двинули в Финляндию, торопясь пополнять их вновь набираемыми рекрутами. Из церковников и праздношатающихся в столице людей сформировали два батальона, а из ямщиков – казачий полк. Армии, составленной из таких разнообразных элементов и едва доведенной до 14 тысяч человек, предстояло бороться с 36 тысячами хорошо обученного регулярного неприятельского войска, предвидимого смелым и энергичным королем. По сути, Россию вынудили вести войну на два фронта.
Но даже в таком состоянии, русская армия собиралась победить. На предложение о сдаче крепости Нейшлот, её комендант, безрукий майор Кузьмин ответил:
Я без руки, не могу отворить ворота; пусть его величество сам потрудится….
Отправка произведенного в 1782 году в адмиралы, Грейга в очередную Архипелажную экспедицию, была отменена. Приняв командование Балтийским Флотом, Грейг получил под своё начало 20 линейных кораблей, 8 фрегатов и два бомбардирских судна. Кстати, возможно, России очень повезло, что Густав развязал войну, не дождавшись ухода эскадры Грейга в Средиземное море.
Это была очень нетипичная для России война. Основные боевые действия разворачивались на море, в связи с тем, что русская армия под командованием Мусина – Пушкина отразили натиск шведов и война на суше стала носить позиционный характер.

остров Гогланд
Шведский и русский Флота, в точном соответствии с тактикой линейного Флота, искали друг друга для генерального сражения. Они нашли друг друга в середине Финского залива, у острова Гогланд 6 (17 июля) 1788 года.

вот он, остров Гогланд, край русской Земли. После прохождения его западной точки перестает работать мобильная связь российских операторов
«Ветер был тихий, нам попутный... у нас держали все возможные паруса и в 4-м часу пополудни стали сближаться со шведским флотом, лежавшим в линии, на правом галсе, в числе 23 судов (15 кораблей 70- и 60-пушечных и 8 линейных фрегатов). В 4 часа, когда наш флот тоже выстроился в линию и начал спускаться, шведы вдруг поворотили на левый галс; мы тоже поворотили и снова стали спускаться, корабль на корабль, линия на линию, не покушаясь на хитростные движения: силе и мужеству противопоставляя силу и мужество.» (Морской сборник, № 2, 1849 год).

Гогландское сражение
Вот каким был боевой порядок русского Флота перед сражением, в скобках указано количество пушек):
«Дерись» (66-пушечный), «Память Евстафия» (66), «Кир-Иоанн» (74; контр-адмирал фон Дезин), «Ярослав» (74), «Виктор» (66), «Владислав» (74), «Изяслав» (66), «Ростислав» (100; адмирал Грейг), «Мстислав» (74), «Святой Петр» (74), «Святая Елена» (74 ; контр-адмирал Спиридов), «Родислав» (66), «Мечеслав» (66), «Вышеслав» (66), «Всеслав» (74; контр-адмирал Козлянинов), «Иоанн Богослов» (74), «Болеслав» (66).
До 15.00 шведы старались удалиться от русского флота, и только когда можно было определить соотношение сил и осознать свое количественное преимущество, пошли на сближение, прибавив парусов, в строю фронта; в центре шел корабль генерал-адмирала, на правом фланге – вице-адмирала, на левом – контр-адмирала. Русская эскадра также шла в строю фронта. На правом фланге был Фондезин, которому Грейг дал сигнал «Спуститься на неприятеля», остальным кораблям он сигнализировал позднее; однако по ошибке первый корабль Козлянинова «Болеслав», последующий «Мечеслав» и последний в кордебаталии «Владислав» двинулись вместе с арьергардом и оказались вне линии, ближе к неприятелю, тогда как второй корабль авангарда «Иоанн Богослов» капитана Вальронта оказался за линией.

В 16.00 находившийся под ветром шведский флот повернул и двигался навстречу русской эскадре; Грейг приказал идти на неприятеля, но корабли «Дерис», «Память Евстафия» и «Иоанн Богослов» повернули неверно и отстали от боевой линии. В то же время флагман Грейга «Ростислав» шел под всеми парусами впереди линии; он сигналами требовал от арьергарда вступить на свое место.
В 17.00 авангард контр-адмирала Козлянинова приблизился к противнику на 2 кабельтова (чуть более 300 метров) и первым открыл огонь. Располагая тремя кораблями, флагман вступил в бой с передовыми кораблями шведов; 4 корабля кордебаталии после первых выстрелов также открыли огонь, причем «Ростислав» оказался на дистанции картечного выстрела от генерал-адмиральского корабля. К этому времени флоты были между островом Стеншхер и мелью Калбодегрунд, на полпути от Гогланда до Свеаборга.
Команды 7 кораблей, воодушевленные примером Грейга и Козлянинова, вели бой против 12 шведских и вскоре нанесли им значительные повреждения. «Ростислав» вел бой с генерал-адмиральским «Густавом III». Грейг старался сокрушить противника, используя картечь. Против шведского арьергарда впереди сражались «Болеслав», «Мечеслав», «Владислав»; последний потерял большую часть рангоута и стал мишенью 5 концевых вражеских кораблей, тогда как 6 отставших русских кораблей издали стреляли по шведскому арьергарду. Оба флота, окутанные облаками дыма, медленно двигались на юго-запад.
К 18.30 на передовых шведских кораблях было заметно замешательство. «Густав III» на буксире укрылся за боевую линию, вышли из линии 2 передовых корабля и третий, между«Изяславом» и «Ростиславом»; прочие также спустились под ветер, смыкая линию; отступление противника вызвало восторженные крики и наступательный дух даже на отставших кораблях.
В ходе боя «Ростислав», воспользовавшись лучше сохранившимися парусами, обошел 2 своих корабля, стал пятым в линии и снова вступил в сражение. К 19.00 авангард, имея по одному противнику на корабль, энергично атаковал, кордебаталия поддерживала, и даже арьергард старался не отставать. Но ветер стихал. Около 21.00 шведский флот весь спустился и медленно стал поворачивать; русские также повернули и снова сблизились, причем оказались к врагу левым, неповрежденным бортом.

«Ростислав» вступил в жестокий бой со шведским вице-адмиральским кораблем.
В наступивший штиль дым окутал поле боя, и на закате стрелять можно было только с близкой дистанции. Шведы, пользуясь темнотой, удалялись, уклоняясь от боя. «Ростислав» картечью и ядрами заставил к 22.00 спустить флаг и сдаться вице-адмиральский корабль «Принц Густав». В 23-м часу сражение завершилось.
По окончании сражения шведы удалились в Свеаборг. Несмотря на одинаковое число потерянных кораблей, как будто уравнивающее боевой успех обоих противников, на самом деле полная победа была на российской стороне. Важнейшим следствием Гогландского сражения было уничтожение смелого до дерзости намерения Густава овладеть Петербургом, кстати, не таким уж и безумным. Рассчитывая, что русский Флот, потерпев полное поражение, укроется в Кронштадте, а при стянутых в Финляндию сухопутных силах столица останется без достаточной военной охраны, шведский король располагал, перевезя на судах гребного флота из Биорко к ораниенбаумскому берегу тысяч 20 лучших из своих войск, овладеть с ними беззащитным со стороны берега Петербургом. Но победа Грейга изменила дело.
Потерпевший важное повреждение шведский флот, исправлявшийся в Свеаборге и надеявшийся, что Грейг занят тем же в Кронштадте, никак не ожидал скорого появления русских и рассчитывал на полную безопасность своих крейсеров, высылаемых в море. Однако же и в этом случае энергичный адмирал не оправдал расчетов неприятеля. Хотя суда русского Флота имели также значительные повреждения, как например, в корпусе иных кораблей было до 120 пробоин, а корабль Козлянинова потерял весь рангоут, и общее число убитых и раненых доходило до 1300 человек, но Грейг не пошел в Кронштадт, а отправив туда четыре наиболее избитых корабля, остальные исправил у Сескара и, не теряя времени, двинулся к Свеаборгу (Хельсинки). Шведский Флот фактически был заперт. Перед ним замаячил призрак Чесмы, тем более, что выход в море преграждал Грейг….
За победу при Гогланде Грейг был награжден орденом Святого Андрея Первозванного. Но он, к удивлению царедворцев отказался её надевать до полной победы.
Лето и осень были тревожными для Грейга. Он держал главные силы у Ревеля, и при известии о выходе неприятельской эскадры флот спешно снимался с якорей. Адмирал являлся генератором идей. Он предлагал, в частности, овладеть Свеаборгом по льду; для этого требовалось держать эскадры в море до ледостава, не выпуская блокированный в Свеаборге шведский флот Однако организм флотоводца не выдержал. Грейг заболел и 15 октября скончался на корабле; о смерти его императрица сказала: «Великая потеря — государственная потеря».
Достойная жизнь и достойная смерть… 55 лет…
Грейга похоронили в Вышгородской Лютеранской, самой древней церкви Ревеля (Таллина). По приказу Екатерины II скульптор Мартос И.П. изготовил мраморное надгробие с надписью (по-латыни):
Самуилу Грейгу, шотландцу, главнокомандующему Русского флота, родился 1735, умер 1788. Его славят немолчной песнью Архипелаг, Балтийское море и берега, охраняемые от вражеского огня. Его славят его доблести и непроходящая скорбь великодушной Екатерины II
В память адмирала была выбита большая золотая медаль. Именем его были названы построенный в 1868 году броненосный фрегат и заложенный перед Первой мировой войной крейсер (перестроенный после революции в танкер «Азнефть»), бухта в Беринговом море и мыс на остров Хонсю в Японском море. Во время похорон адмирал едва сдерживал слезы тринадцатилетний участник сражения у острова Гогланд Алексей Самуилович Грейг будущий адмирал, Командующий Черноморским Флотом, кавалер ордена Святтого Георгия Победоносца….

броненосный башенный крейсер «Адмирал Грейг»
Награды адмирала Самуила Карловича Грейга:
Орден Святого Георгия 2-й степени за Чесменское сражение (1770 год);
Орден Святой Анны 1-й степени по окончании Русско - турецкой войны (1768—1774) (1774 год);
Орден Святого Александра Невского (1776 год);
Орден Святого Владимира 1-й степени (1782год);
Орден Святого Андрея Первозванного за Гогландское сражение (1788 год). (Википедия)
Война продлится еще два года и за это время русские моряки одержат еще не одну славную победу – Эландский бой, Ревельское сражение, сражение у Красной Горки, Первое и Второе Рончельсальмские сражения, Выборгское сражение…. Балтийцам есть чем и кем гордиться. Мы еще вернемся к этим сражениям, когда будем говорить еще об одном герое нашего цикла – адмирале Василии Яковлевиче Чичагове.

адмирал Самуил Карлович Грейг
Ссылки
http://heroesship.ru/goglandskoe-srazhenie-1788g/
http://wordweb.ru/istflota/07_02.htm
http://rushist.com/index.php/russia/2264-russko-shvedskaya-vojna-1788-1790
http://www.oldmikk.ru/Page3_let_rekrut_war_rsh1788.html
http://iamruss.ru/1788-1790-during-the-russian-swedish-war/
http://yandex.ru/images/search?tex
Следующий герой - адмирал адмирал Нассау – Зиген Карл Генрих
Начало цикла можно посмотреть по ссылкам:
Георгиевские Кавалеры. Введение
Георгиевские Кавалеры. Глава 1. Самуил Карлович Грейг. На российской службе
Георгиевские Кавалеры. Глава 2. Самуил Карлович Грейг. Архипелаг
Комментарии
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Трумпельдор,_Иосиф
«Что такое племя без системы своих религиозных и государственных идей? За что его любить? За кровь? Но кровь ведь... ни у кого не чиста... И что такое чистая кровь? Бесплодие духовное! Все великие нации очень смешанной крови... Любить племя за племя - натяжка и ложь»
К.Леонтьев
Приму перчатку от самого В.Леоньтева и с удовольствием прочту то, что он скажет в рамках отдельной статьи(и за спиной постою).
http://www.berncollect.com/израильская-россика/полный-георгиевский-кавалер/
"А...судьи, кто?" - раздался тихий и почему-то очень...голос из -под табуретки запасных.
Грейг сказал :"Оверштаг!" Орлов сказал, что он против ветра кое-что не делает, а Катя в воздух чепчик кинула, чем показала пример.
"Анемометр?" - мокрый палец парусной эпохи.
Спасибо подразумевается, но Доброе Утро, Страна!
На Флаг...!
(стою на коленях, с букетом мимоз :)