На пороге катастрофы: русские самолеты в воздухе, Запад разделен, Украина на грани

James W. Carden

The National Interest констатирует ухудшение ситуации на востоке Украины, несмотря на довольно дружественную встречу Обамы и Путина в кулуарах саммита АТЭС.

Пока Обама и Путин, казалось бы, вполне мирно беседовали в Пекине, из Донецка приходили сообщения об интенсивных артиллерийских перестрелках, в это же время украинская сторона заявила о готовящейся атаке на свой стратегически важный южный город-порт Мариуполь, захват которого станет первым шагом на пути создания "сухопутного коридора" к удерживаемому Россией Крыму.

Все вышесказанное происходит на фоне заметного ухудшения отношений между Россией и Западом. В течение всего октября большое внимание уделялось сообщениям из Стокгольма, где шведы занимались собственной охотой за "Красным октябрем". Тем не менее, все тревоги оказались напрасны: спустя неделю Швеция прекратила поиск неуловимого судна, сказав по сути - не берите в голову, российское министерство обороны опровергло обвинения в нарушении своей субмариной территориального суверенитета Швеции, назвав недельный поиск (и последующий цирк в СМИ) "трагикомедией".

Еще более серьезным обвинением являются утверждения, что российские истребители и бомбардировщики дальнего радиуса действия в течение последних нескольких недель оказались вовлечены в серийные вторжения в европейское воздушное пространство. Несмотря на то, что большинство полетов российских ВВС происходило в международном воздушном пространстве, нельзя исключать риск непреднамеренного повторения трагедии с гражданским лайнером "Малазийских авиалиний".

Между тем, разногласия внутри Запада из-за России становятся все более очевидными. Во вторник новоиспеченный верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини посетила Берлин, где пыталась надавить на главу МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера по вопросу ужесточения режима санкций против России. Но в тот же день немецкий канцлер Ангела Меркель выступила против дополнительных санкций, заявив, что основное внимание надо уделить надвигающейся гуманитарной катастрофе на Украине.

Санкции вносят раскол и между США и Европой, так как Америка фактически изолирована от любого сопутствующего ущерба от антироссийских санкций в силу того, что товарооборот между двумя странами, составляющий 38 млрд. долларов, в лучшем случае можно назвать слабым. Россия - 28-й по величине торговый партнер Соединенных Штатов. Последствия режима санкций гораздо больше сказываются на Европе. Франция была вынуждена отложить поставку России двух вертолетоносцев "Мистраль" на сумму в 1,6 млрд. долларов, а, согласно докладу, опубликованному этим летом немецкой торговой ассоциацией, санкции могут подвергнуть опасности 25 тыс. рабочих мест в Германии. Банк Германии спрогнозировал возможное падение из-за санкций экономического роста страны на целых 0,5%.

Корень проблемы в том, что Запад во главе с США старательно (и безрассудно) игнорирует неумолимый факт наличия у Путина более сильных козырей на Донбассе и его готовность воспользоваться ими. Помочь многострадальному населению Украины можно только путем переговоров, параметры которых хорошо известны: федерализация Украины, официальный статус для русского языка и, прежде всего, гарантии неприсоединения страны к НАТО. Запад должен убедительно заверить Москву, что Украина не вступит в альянс ни сейчас, ни когда-либо потом.

Военного решения нынешнего кризиса не существует, как бы сенаторы-республиканцы не давили на администрацию Обамы. Путь к миру начнется с признания того, что Украина для России значит гораздо больше, чем вообще когда-нибудь будет для Европы и США. Но пока на Западе это не признают и не начнут соответственно действовать, остается мало надежды на прекращение боевых действий на Донбассе.

The National Interest

Американский журнал, издаётся дважды в месяц. Основное внимание уделяется вопросам внешней политики, а также событиям культуры и экономики, связанным с мировыми трендами.

http://nationalinterest.org/feature/recipe-disaster-russian-planes-the-air-divided-west-ukraine-11660