Исчезнувший город Северная Помпея
На модерации
Отложенный
ХVII век оставил в российской истории неизгладимый след -- шло активное освоение Крайнего Севера, отряды вольных промышленников, служилых и крестьян продвигались с Русского поморья и от Урала на восток -- "встреч солнцу", к Тихому океану. Уже в 30-е годы XVII века на берегах Лены, Алдана, Вилюя, Индигирки появились острожки и зимовья, которые превращались постепенно в крупные остроги и крепости, а затем -- в города. В их числе был и Зашиверск, основанный более 360-ти лет назад. Этот город стал форпостом освоения русскими первопроходцами Индигирского региона.
История Зашиверска начинается с 1639 года, когда енисейский казак Посник Иванов с отрядом служилых людей достиг Собачьей реки (так в те годы называли Индигирку) и ниже её знаменитых каменных порогов-шиверов, примерно на 870-м километре от устья реки, построил зимовье. Это поселение по своему географическому положению занимало центральное место среди всех новых зимовий и острожков на севере Якутии -- оно располагалось посреди "Юкагирской землицы", которая, по словам П.Иванова, была "людна, а Индигирская река рыбна; в Юкагирской землице соболей много; и в Индигирь-реку многие реки впали, а по всем тем рекам живут многие пешие и оленные люди; да у юкагирских же людей серебро есть".
Зашиверск стоял на перекрёстке жизненно важных путей сообщения. По Индигирке плавали до самого "Студёного" моря и по его берегу плыли до Колымы и Чукотки, сухопутная же дорога от Якутска на Колыму ("царская дорога") пролегала также через Зашиверск. Это та самая дорога, по которой проезжали в своё время друг Пушкина А.Матюшкин, путешественники Ф.Врангель, Г.Сарычев и другие выдающиеся люди. Зашиверский острог из года в год становился многолюднее и оживлённее. Здесь отряды казаков, служилые и "охочие" люди останавливались на отдых, получали снаряжение, пополняли запасы продовольствия и боеприпасов. Отсюда отправлялись осваивать новые земли С.Дежнёв, М.Стадухин. Для освоения новых земель Якутское воеводство организует местную администрацию.
За казаками в эти отдалённые места шли приказчики, купцы, священники, сборщики ясака. Не всегда у вновь прибывших складывались отношения с коренным населением, издавно кочевавшим в этих краях. Часто чиновники при сборе ясака нарушали установленный порядок, допускали произвол, разоряли коренных жителей разными налогами и сборами. В ответ эвены и юкагиры отказывались от уплаты ясака, откочёвывали подальше, поднимали восстания и осаждали Зашиверск. Известны случаи осады острога ламутами и юкагирами в 1668 и 1679 годах. К этому времени, по-видимому, относится строительство деревянной крепостной стены, что ещё больше подняло значение Зашиверска как единственного укреплённого пункта на Индигирке.
В 1700 году здесь была сооружена Спасская церковь, которая стала центром распространения христианства на северо-востоке Сибири. Одним из первых священников в этой церкви был Алексей Слепцов, сын сосланного в Якутскую ссылку коменданта Москвы Ивана Слепцова. В своей просьбе о назначении его священником представители посада писали, чтобы новому священнику "...в другие места ни под каким видом не отлучатца и у той святой Спасской церкви жить до окончания живота своего". Этот наказ был выполнен молодым человеком: А.Слепцов служил здесь до конца жизни, умер в Зашиверске в 1783 году, будучи 74-летним старцем.
Дело отца продолжил его сын Михаил, о котором писал в 1820 году Ф.Врангель, попавший в Зашиверск проездом из Якутска на Колыму: "Здесь живёт 87-летний священник Михаил... Бодрость его нисколько не уменьшается с летами и доселе ежегодно, презирая все трудности и опасности, он объезжает верхом с лишком по 2000 вёрст свой приход... Ходит охотиться за дикими баранами и ловит силками куропаток. Короткое лето посвящает он своему необычному огороду, в котором при неусыпных трудах и внимании хозяина поспевают капуста, редька, репа". Встреча в этом поселении с М.Слепцовым оставила приятное чувство и в памяти Ф.Матюшкина, писавшего позднее, что "он заставил меня провести время с удовольствием в Зашиверске. И в Петербурге трудно найти столько образования в духовном звании". Местные жители -- юкагиры, якуты, ламуты, тунгусы, -- по словам Матюшкина, любили священника, почитали его. Об энергичной миссионерской деятельности М.Слепцова говорил и Врангель, подчёркивая особо, что Михаил был "вообще известен всей Сибири".
В 1783 году Якутская провинция была превращена в область Иркутского наместничества. Она состояла из Якутского, Олёкминского, Жиганского, Зашиверского уездов. Зашиверск из острога превратился в уездный город, началась новая глава истории этого заполярного поселения. Город становится административным центром, которому подчинялась огромная территория бассейна низовьев Лены, Верхоянского хребта. В Зашиверске появились земский исправник, земский суд, городская ратуша, питейные заведения. Город стал отстраиваться. Число его постоянных жителей доходило до 500 человек. В то время он считался крупным населённым пунктом. Городские чиновники начали выполнять важные поручения правительства. Так, в 1788 году зашиверский исправник И.Баннер по поручению высоких властей вёл переговоры с чукчами, в результате чего правительство Екатерины II в 1789 году узаконило принятие чукчей в российское подданство и разрешило отпускать ежегодно по 500 рублей для приобретения подарков чукчам.
Огромную роль в жизни заполярного города, дремавшего от однообразной жизни, играли ежегодные ярмарки, проводимые здесь в начале декабря. По преданиям, на них с драгоценной пушниной собирались со всех концов этого края люди тайги, лесотундры и тундры. Навстречу им из ворот крепости выходили купцы в красочных одеждах, разукрашенных разноцветным ярким бисером, они несли на продажу различные изделия из железа, а также "огненную воду". Затем православный священник и шаман, каждый по своему, благославляли разложенные на снегу товары, после чего начиналась торговля. Предприимчивые купцы привозили из Якутска металлические изделия якутских и русских кузнецов, в которых очень нуждались юкагиры и эвены. Русские торговцы привозили также одежду, бисер, табак, муку, сахар, ткани. Кочевники и оседлые якуты, занимавшиеся охотой, сбывали на ярмарке драгоценные меха пушных зверей (соболей, лисиц, белок, колонков), а также кабарговую струю, мамонтовую кость. Для населения, скучавшего от отсутствия увеселительных заведений, ярмарки становились, конечно, красочным представлением. Это были лучшие годы процветавшего тогда города.
С конца ХVIII века из-за хищнического истребления пушного зверя сокращается поступление ценных мехов, уменьшается и число кочевого населения. Горожане, лишённые медицинской помощи, страдали от частых эпидемий. В архивных документах тех лет появляются сообщения об эпидемиях оспы и кори, в результате город постепенно терял своё экономическое и административное значение.
В 1803 году по указу о сокращении количества уездов и штатных городов Сибирского края в этот список попал и Зашиверский уезд, все административные учреждения которого были перенесены в Верхоянск. В 40-е годы ХIX века Зашиверск представлял собой жалкое зрелище: "Божий храм да три юрты, священник с причетником, улусный писарь с пером и станционный смотритель без лошадей составляют всё народонаселение". После эпидемии оспы в городе в 80-х годах оставалась лишь одна юрта да пустая церковь.
Согласно легенде, однажды во время ярмарки, увидев богато окованный сундук, шаман приказал немедленно вырубить во льду Индигирки прорубь, а затем бросить в неё этот сундук. Но священник сказал, что скорее бросит в прорубь самого шамана, чем тот сундук, полный сокровищ. Когда сундук был открыт, все бросились к нему и расхватали блестящие украшения, цветные ткани и различные драгоценности. Назавтра в городе появилась страшная гостья -- чёрная оспа. Вымерли все зашиверцы, уцелела только одна маленькая девочка.
..
.Прошли годы, десятилетия. Здания, составлявшие некогда процветающий город, постепенно ветшали, гнили, превращаясь в бугры, заросшие бурьяном, сливаясь с окружающим ландшафтом. Но на этом печальном фоне смерти и запустения как символ вечности и красоты, как вызов времени, как память о былом история и природа сохранили для потомков удивительное по красоте и чистоте первозданности прекрасное произведение древнерусского деревянного зодчества -- Спасо-Зашиверскую православную церковь, с которой были связаны расцвет Зашиверска, самые насыщенные страницы его немногословной, но по-своему яркой летописи.
И спустя полтора столетия после безлюдия и заброшенности на древнюю землю Зашиверска пришли люди -- участники экспедиции Сибирского отделения Академии наук СССР под руководством академика А.Окладникова, которые произвели обмеры церкви, провели археологические раскопки, обследовали дельту Индигирки. И в начале 70-х годов Спасо-Зашиверская церковь, как последняя сохранившаяся шатровая деревянная церковь Сибири, единственный в своём роде памятник древнерусской архитектуры во всём пространстве от Урала до Тихого океана, от Кижей до Индигирки, была разобрана и перевезена в формирующийся тогда историко-архитектурный музей под открытым небом близ Новосибирского Академгородка. Точной копией этой церкви сейчас можно полюбоваться в Музее-комплексе "Дружба" в Соттинцах.
Так нашла своё логическое завершение трагическая история Зашиверска -- некогда самого древнего северного города нашего края, сыгравшего важную роль в освоении северных пространств на востоке Сибири. Обо всём этом и ещё о многом другом свидетельствуют документы фондов Зашиверской Спасской церкви, Зашиверского уездного суда, зашиверского городничего и частного комиссара, хранящиеся в Национальном архиве Республики Саха (Якутия). Богатый фактический материал этих фондов представляет большой научный и познавательный интерес для исследователей, историков, краеведов, обогащая наши представления об истории родного северного края.
Комментарии