Блицкриг.

Спешу поделиться с уважаемыми завсегдатаями сообщества «Военная история» радостью. Впервые мне довелось прочитать статью о блицкриге, добрую половину положений которой хочется горячо приветствовать.

В майском номере журнала «Вопросы истории» за этот год опубликована большая работа А.А. Кокошина «Исторические корни блицкрига». Андрей Афанасьевич Кокошин – академик, декан факультета мировой политики МГУ, депутат Государственной думы 3-5 созывов, секретарь Совета Безопасности в 1998 году (и, кстати, выпускник факультета приборостроения Бауманки).  Вероятно, его статью можно рассматривать как фиксацию общественно признанных достижений (и пробелов) в области «блицкриговедения». Кроме того, статья вызывает большой интерес тщательностью и дотошностью разработки ряда аспектов темы блицкрига (далее – БК).

Саму статью не выкладываю. Она велика по объёму и, всё равно, в Макспарке её никто читать не станет. А ссылочку – пожалуйста - http://aakokoshin.ru/nauchnye-trudy-i-publikatsii/item/443-%D0%B0-%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BD-%C2%AB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8-%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%C2%BB.html

Мне хотелось бы высказать свои соображения по поводу этой работы и, если удастся, инициировать её обсуждение в Сообществе (если я не ошибаюсь, такого обсуждения ещё не было).

Для придания обсуждению некоторой упорядоченности предлагаю провести его по следующему плану:

1.     Сущность БК .

2.     Предпосылки БК.

3.     Генезис БК.

4.     Инструментарий БК (технические средства, тактические приёмы, организационные решения). 

5.     Уроки блиц-кампаний.

6.     Анти-БК. Способы противостояния блицкригу.

7.     Дивергенция теории и практики «воевания» после Первой мировой войны.

8.     Пределы БК (хронологические, пространственные, культурные).

 

План этот родился при чтении статьи Андрея Афанасьевича и содержит как те вопросы, которые в статье подробно рассмотрены, так и те, которые подробно рассмотрены не были.

Сегодня я выложу соображения по первому пункту плана, а дальнейшие «пункты» буду обозначать через день (если будет отклик, а если не будет, то выложу сразу всё «одним куском», «чтоб добро не пропадало»)


1.     Сущность блицкрига.

 

В статье Кокошина нет «дефиниции», нет чёткого определения природы БК, но описания признаков этого явления настолько однотипны и красноречивы, что можно рискнуть это определение реконструировать.

Для начала я процитирую все фрагменты статьи, которые, как мне кажется, содержат указание на природу БК, а потом попытаюсь пересказать эти описания «своими словами» и дать определение.

Итак:

1)    “О том, что «механизация войск увеличила шансы разгрома главных сил противника без необходимости ведения крупных сражений», писал Лиддел Гарт. Он отмечал, что «разгром противника стал возможным благодаря нарушению механизированными войсками линий снабжения и управления противника, а также благодаря прорывам танков в глубокий тыл противника»”.

2)    “Именно идея парализовать нервную систему врага танковыми соединениями и частями с мотопехотой при тесной поддержке авиации стала одной из центральных в формуле блицкрига в 1939, 1940 и 1941 годах.”

3)    “В сочетании с массированным применением диверсионных групп в тылу противника, хорошей координацией действий сухопутных войск и ударов авиации танковые и механизированные войска вермахта нарушали, прежде всего, систему управления войсками противника, оказывали на него мощное психологическое воздействие, создавая во многих случаях хаос и панику.” (о кампании 1940-го года)

4)    “Как отмечалось выше, в оперативном искусстве вермахта ставка делалась не на физическое уничтожение массы людей противника, а на его дезорганизацию, на то, чтобы посеять панику, отсечь тылы, нарушить связь, управление; в конечном итоге окружить и взять в плен большое число людей. Расчет был также на то, что при этом снижались и собственные потери вермахта.”

5)    “Применение германских танковых соединений и объединений во вторую мировую войну было ориентировано, прежде всего, на глубокие прорывы в оперативный тыл группировок противника, с тем чтобы личный состав соответствующих частей и соединений испытал страх быть отсеченным от соседей и от тыла, испытал бы страх оказаться окруженным и уничтоженным.”

6)    “Сила воздействия глубокого проникновения танков в боевые порядки и оперативные тылы противника была представлена в одном из рассказов известного французского писателя и военного летчика Антуана де Сент-Экзюпери, наблюдавшего с воздуха действия танковых войск вермахта в 1940 г. Он писал: «Враг уяснил себе одну очевидную истину и пользуется ею. Люди занимают немного места на необъятные просторах земли. Чтобы построить солдат сплошной стеной, их потребовалось бы сто миллионов. Значит, промежутки между войсковыми частями неизбежны. Устранить их, как правило, можно подвижностью войск, но для вражеских танков слабо моторизованная армия как бы неподвижна. Значит, промежуток становится для них настоящей брешью. Отсюда простое тактическое правило: "Танковая дивизия действует, как вода.

Она оказывает легкое давление на оборону противника и продвигается только там, где не встречает сопротивления. И танки давят на линию обороны. Промежутки имеются в ней всегда. Танки всегда проходят"».

      Далее Сент-Экзюпери писал: «Эти танковые рейды, воспрепятствовать    которым за неимением собственных танков мы бессильны, наносят непоправимый урон, хотя на первый взгляд они производят лишь незначительные разрушения (захват местных штабов, обрыв телефонных линий, поджог деревень). Танки играют роль химических веществ, которые разрушают не сам организм, а его нервы и лимфатические узлы. Там, где молнией пронеслись танки, сметая все на своем пути, любая армия, даже если с виду она почти не понесла потерь, уже перестала быть армией. Она превратилась в отдельные сгустки. Вместо единого организма остались только не связанные друг с другом органы. А между этими сгустками, как бы отважны ни были солдаты, — противник продвигается беспрепятственно. Армия теряет боеспособность, когда она превращается в скопище солдат»

Эти оценки Сент-Экзюпери — весьма ценный элемент для понимания того, как на деле реализовывались идеи блицкрига.”

7)    “Использовались не только авиабомбы, но и сирены, во многих случаях эффективно действовавшие на психику подвергавшихся бомбардировке войск.”

8)    “В операциях германских танковых войск в войне против Польши делалась ставка, прежде всего, на быстроту действий, а не на использование огня с бронированных машин как средства подавления. Это требовалось, чтобы внести смятение в ряды обороняющихся поляков и подавить их волю к сопротивлению.”

9)    “Чисто военные операции вермахта против Польши сопровождались немецкими акциями «психологической войны» и массовым использованием диверсионных групп.”

10)    “В сочетании с массированным применением диверсионных групп в тылу противника, хорошей координацией действий сухопутных войск и ударов авиации танковые и механизированные войска вермахта нарушали, прежде всего, систему управления войсками противника, оказывали на него мощное психологическое воздействие, создавая во многих случаях хаос и панику.”

 

Итак, главное – разрушить нервную систему неприятельской армии и подавить в войсках волю к борьбе. Не ставится задача создать серией манёвров выгодные условия для боя и разгромить противника в правильном сражении. Сражения вообще быть не должно! Система управления неприятельскими войсками дезорганизуется, войска получают противоречивые и не соответствующие обстановке приказы (или не получают никаких, или, что ещё желательнее, приступают к выполнению подложных приказов!), блуждают без цели по просёлочным дорогам, бросая технику из-за поломок или отсутствия топлива. А души солдат наполняются ужасом от мысли, что противник давно уже прорвал фронт и отрезал их дивизию от своих. Поэтому и не нужны для БК тяжёлые танки с пушками большого калибра. Бензина много жрут, запас хода маленький и боекомплект так себе. А ведь стрелять тут надо часто, и не обязательно каждый раз попадать! Помните, как сборная команда несколько без приказа отступающих рассказала Синцову в «Живых и мёртвых», что одним танковым снарядом в лесу убило десять человек?

В принципе можно понять логику создателей стратегии блицкрига. Драться с использованием современных средств борьбы «кость в кость» - слишком дорого. Победитель несёт такие людские потери и материальные затраты, что победа обесценивается. А, с другой стороны, армия становится настолько сложным, громоздким и, в известном смысле, хрупким организмом, что очень заманчиво попытаться дезорганизовать этот организм, уклоняясь от решающего сражения с ним. Не самая рыцарская манера войны, но высшей-то расе можно!

Задача теперь – не ударить в челюсть, не бросить через бедро, а засыпать глаза табаком, ширнуть пальцем в глаз, кольнуть шилом в почку, дабы вызвать болевой шок. Задача облегчается тем, что наступающим войскам предлагается пересмотреть взгляд на противника. Перед ними не костно-мускульная система неприятельской армии, а нервная система и совокупность рецепторов, которые и должны быть поражены в первую очередь. Задача наступающего облегчается тем, что нервная система современной армии, достигшая изрядных размеров и большой сложности, никогда ранее не становилась первоочередным объектом поражения, а потому и не располагает достаточно надежными средствами защиты (и маскировки). Она подобна мозгу осьминога, заключённому в хрящевой мешочек, а не в надёжную черепную коробку.

Итак, армия, осуществляющая БК, избирает небывалый объект нападения (а, следовательно, внезапность ей гарантирована даже после долгого сидения в окопах и игры в футбол с неприятельскими солдатами на Западном фронте). Противник не в состоянии предвидеть наносимый ему ущерб, не в состоянии его оценить (ибо поражаются те органы, в задачу которых и входит, помимо прочего, это «оценивание»), не в состоянии его компенсировать и не имеет времени для того, чтобы выработать меры противодействия БК. А нарастание хаоса в системе управления делает эту систему невольной помощницей армии блицкрига в распространении настроений подавленности и деморализации.

 

        Блицкриг – это система мероприятий по захвату, разгрому неприятельских штабов или комплексной дезорганизации их работы. Поражение органов армейского управления ведёт войска к неизбежной и быстрой утрате боеспособности.

       Все прочие задачи БК являются подчинёнными по отношению к основной. Так, завоевание господства в воздухе вовсе не обеспечивается испепеляющим внезапным ударом, а достигается качественным преимуществом в управлении всей массы авиации и ускоряется по мере дезорганизации вражеских штабов. А достигнутое господство в воздухе в первую очередь используется для разрушения линий и узлов связи, для поиска и разрушения неприятельских штабов.

        БК по определению крайне рискованная краткосрочная кампания, состоящая из серии решительных наступательных операций, ведущихся относительно малыми силами и приводящих к быстрому и полному разгрому противника … или к катастрофе.


Продолжение здесь - http://maxpark.com/community/14/content/3098512#share