Генерал Власов и Холокост

На модерации Отложенный

Ген. Власов и Холокост


(Мог ли ген. Власов симпатизировать Холокосту евреев
в Германии)

Российские СМИ, в том числе и якобы оппозиционные, очень не любят тему антикоммунистического движения времен войны (власовское движение). А если что и «ляпнут», то все больше не по делу. На один из таких выпадов я и отреагировал год назад письмом в адрес академика РАН Ю.С.Пивоварова. А так как ответа не последовало, то считаю возможным его обнародовать.

Уважаемый Юрий Сергеевич!
Как-то на телеканале «Культура» я видел и прослушал Вашу лекцию по истории, из которой в частности вытекало, что Ваше мировоззрение близко солидаризму. Посему, как солидарист, я счел себя вправе Вам написать, но по поводу уже другой передачи, «Цена победы» на «Эхе Москвы» от 15 июня 2013г. Там с 35-й минуты речь зашла о проблеме освещения в учебниках истории действий Власова. После нескольких слов оправдания власовцев Вы высказали буквально следующее:


«… С другой стороны начинается культ Власовской Армии… А Вы почитайте программные документы Власова и становится страшно. Это, например, продолжение Холокоста на территории. Это сведение к вопросу: евреи - коммунисты, коммунисты – евреи. Это совершенно нацистская вещь. И становится страшно и от этого… ».


Разрешите с Вашим мнением не согласиться. Приведу свои аргументы:


1. Нет никакого культа Власовской Армии. Где Вы его нашли? Есть, конечно, в Интернете положительные оценки деятельности власовцев, наверное встречается и необузданный восторг, но вот лично я его, этот восторг, не встречал, хоть я и убежденный сторонник Власова (пошел бы к нему, окажись я во время войны на оккупированной немцами, освобожденной от большевиков, территории). Кстати у меня дед по отцу еврей и я думаю, что в РОА мне было бы безопаснее, чем просто сидеть и ждать облавы СС. Что же касается власовской темы на ТВ, то там не то, что нет культа, там нет по этой теме пока ничего, кроме грязи. Конечно, если подключить сюда компанию экспертов, то может быть они что и наскребут, но только называть это нужно не культом, а робкими попытками оправдания тех, кого, несомненно, когда-нибудь оправдает история;


2. В любом тоталитарном обществе мыслящие люди, если конечно они хотят не только выжить, но и выполнить свой гражданский долг, вынуждены думать одно, говорить другое и делать третье. В нацистской Германии, в частности, нельзя было выступить ни с одним сколь-нибудь серьезным политическим заявлением, без проклятий в адрес коммунистов, евреев, масонов, либеральных плутократов и т.д. (Мы же в сравнительно спокойные брежневские годы даже на еженедельных политзанятиях регулярно обливали грязью «проклятый капитализм». А ведь это было оправданием коммунистической экспансии, несущей многим горе и смерть. Конечно, для лжи нет оправдания перед совестью, даже если человек находится в положении раба. Но и требовать от всех самопожертвования мы так же не имеем права.) Та же картина, что и в СССР, была в Германии, только с расовым уклоном. Так можно ли винить того кто живет не по своей воле с волками за то что он воет по волчьи? А как поведет он себя, вырвавшись из стаи, мы не знаем. Не будем его и обвинять заранее;


3. Почему мы должны подозревать Власова в поддержке холокоста? У Гитлера была своя цель (создание Великой Германии, в частности без евреев и коммунистов), а у Власова своя (освобождение России от большевиков). Внутренними силами свергнуть Сталина не представлялось возможным. Нужен был удар извне. Им и явилась война. А Власов лишь воспользовался ситуацией, предложив немцам союз. И если руководству Германии хватило бы ума принять это предложение, то Сталин был бы, несомненно, свергнут. Власов предлагал немцам именно союз, и в этом не было ничего странного. По крайней мере, часть руководства Вермахта это поддерживало, понимая, что невозможно победить большевиков, если не привлечь к борьбе русский народ на добровольной основе (не в качестве рабов). Но быть союзником еще не означает быть у кого то на поводу. Так например Италия и Финляндия хоть и были союзниками Третьего Рейха, но никакого Холокоста у себя не проводили. Нет так же и никаких оснований считать Власова антисемитом и, несомненно, в зоне его ответственности, если бы такая возникла при формировании его армии, он бы пресек все, что мешало бы выполнению его стратегической задачи. В подтверждение этого я бы посоветовал Вам ознакомиться с мемуарами соратников Власова А.Казанцева «Третья сила» и В.Штрик-Штрикфельда «Против Сталина и Гитлера».


4. Поставим себя на место Власова. Вот Вы живете в СССР, видите все, что творится рядом с вами, но сделать ничего не можете, так как для действий нужны соратники, а для их поиска нужна хоть какая то мизерная свобода, которой нет. И вот, наконец, начинается война, и Вы оказываетесь вне зоны контроля большевиков. Если бы Вы хотели отсидеться до конца войны в безопасном и относительно комфортном генеральском бараке, то и сделали бы это, как большинство других пленных генералов. Если бы Вы симпатизировали расовой теории нацистов, то предложили бы им создать в составе СС «русский» легион, выяснив «случайно», что среди русских иногда встречаются потомки какого то потерянного колена остготов, как это «выяснилось» в отношении казаков, воевавших в составе Вермахта. Но Власов вместо этих двух вариантов предпочел предложить немцам союз Германии и русского народа в борьбе с большевиками (не услуги на правах холуев, а равноправный союз). И вот Вы на месте Власова искали бы встреч с влиятельными людьми Германии, объясняя им свой план. А Вас бы на протяжении двух с половиной лет «кормили завтраками», подавая на десерт «Протоколы сионских мудрецов». Вы бы немцам – «В зоне вашего контроля миллионы русских призывных возрастов, многие из которых ненавидят большевиков. Дайте мне возможность сформировать армию, я проткну фронт и двинусь на восток как освободитель русского народа. Я гарантирую массовый переход населения и красноармейцев на мою сторону.

Другого разумного выхода у нас нет, да и тем самым Вы спасете жизни немецких солдат. (Ведь войну же проиграете, бараны. – Это, конечно же, подумали бы про себя)». А Вам бы в ответ – «Да, да, Вы правы. Надо еще раз подумать, обсудить, согласовать ... А вот Вы знаете, что евреи … (и понесло, как это обычно бывает с больными на голову)». А время бежит. Вот уже и фронт покатился на запад, снижая с каждым днем людской и материальный потенциал, которым можно было бы воспользоваться для развертывания Вашей армии. Но Вы же не робот. Вы человек, которому нужна надежда. Без нее жизнь Ваша теряет всякий смысл, опуская Вас до животного состояния. И вот у Вас отнимают последнюю надежду. Какие чувства Вы испытали бы при этом? Да Вы возненавидели бы Гитлера больше чем Сталина, а к евреям, как бы до того Вы к ним не относились ранее, прониклись бы если не любовью, так состраданием, только лишь за то, что их ненавидел Гитлер.


Но если бы Власов получил вовремя карт-бланш на создание полновесной армии, то неужели же он сопровождал бы свой освободительный поход расстрелами. Кого бы он расстреливал? Евреев, цыган, коммунистов, комсомольцев, политруков, чекистов? Как Вы это себе представляете? А если ты еврей? (Между прочим грабеж евреев в СССР, в отличии от их грабежа в Германии, ничего бы не дал Власову, так как они до этого уже были ограблены большевиками.) А если жена еврейка? А если отец или дед? А если неизвестно кто отец, а справки о том, что отец не еврей нет? А что если сосед пойдет в комендатуру и скажет, что твой отец вовсе не отец, а настоящий отец еврей и ты это знаешь, но скрываешь? (Поди, докажи, что ты не верблюд. Уж это то нам знакомо по советским временам.) А что если ты в комсомол или в партию вступил по убеждениям и в репрессиях не участвовал? А что если сегодня стреляют одних, а завтра начнут стрелять других, благо опыт есть? А что если ты, как русский, не шовинист и считаешь убийство тяжким грехом? Ну и кто же пошел бы добровольцем в такую армию? Разве что только живодеры. Но их ведь не так много. А для освобождения России от большевиков необходим был именно массовый переход на сторону армии Власова. Подобная схема «освобождения» могла родиться разве что в голове человека совершенно оторванного от реальности. Власов таковым не был, психологию своего народа знал, и уж как-нибудь освобождение то от порабощения отличить мог. Конечно, функционеров партии и чекистов пришлось бы задерживать для разбирательства, но ни о каких расстрелах на скорую руку не могло быть и речи. Для этого даже не надо было быть гуманистом, этого просто требовал здравый смысл. В противном случае власовцев встретили бы как бандитов, со всеми вытекающими последствиями.

Таковы мои соображения. Конечно это не математическое доказательство. Мы можем рассуждать лишь о вероятности того или иного развития событий. И так, мне представляется, что если и нельзя полностью исключить поддержку холокоста Власовым, то, по крайней мере, вероятность этого надо признать близкой к нулю. Иначе так можно обвинить в симпатиях к холокосту кого угодно.

И еще несколько слов об ответственности историков. Судьба любого народа, по крайней мере, великого народа, в значительной мере зависит от его историков. Именно они должны понимать, что история нужна не только для удовлетворения любопытства. Не в последнюю очередь ее задачей является поиск в прошлом примеров для подражания, дабы граждане, и в первую очередь молодежь, не бежали туда, где сытнее, а стремились бы приложить свои усилия к возрождению собственной Родины. Нужны примеры жертвенного служения, примеры творения добра и борьбы со злом. Причем периоду порабощения народа, массовых репрессий и геноцида в его наихудшем виде – стратоцида, должны соответствовать примеры именно вооруженной борьбы, а не держания «фиги в кармане», на что ни особого ума, ни мужества, как известно, не требуется. Антибольшевистское движение времен войны (или власовское движение) как раз и было оправданием русского народа в глазах истории. Если бы его не было, то русский народ можно было бы смело назвать скопищем унтерменшей, плебейским племенем, генетически неполноценной расой, не способной порождать ни гениев, ни героев, ни святых. А как тогда быть с героями прежних времен? А очень просто. Их не было. Их выдумали ангажированные историки и экзальтированные поэты. Именно такая логика и выстраивается в головах нашего либерально самодовольного, хотя и недовольного властью, большинства. Я не выдумываю. Сам это слышал, и не раз.


Но вернемся опять к Власову. Допустим, неопровержимые факты нам докажут, что он нацист и подонок. Тогда дайте нам других героев. Я не предлагаю притягивать за уши какие либо факты истории или творить новые мифы, но какой то вразумительный выход из сложившейся коллизии, согласитесь, должен быть найден. В самом деле, если у нас не было героев (вооруженной борьбы с большевизмом), если наш народ не стоит доброго слова, тогда зачем нам такая история, зачем нам русская (или российская) самоидентификация. Тогда уж лучше вообще забыть наше прошлое и начать новую жизнь с чистого листа, прицепившись к какой либо другой политической общности, к другому народу, рассматривая нынешнюю РФ как дойную корову, из которой можно без всяких угрызений совести высосать все соки и уехать.


Так что вопрос о Власове, как о символе, это не праздный вопрос, а вопрос, если хотите, смысла нашего национального существования, нашего нравственного оздоровления на относительно близкий нам период времени (времени возрождения России).


Посему я надеюсь, что Вы найдете возможность как то исправить в СМИ свой неосторожный (возможно и сгоряча) выпад в адрес Власовской армии.

С уважением, Панкратов Александр
Администратор сайта НТС http://nts-rs.ru/

(Письмо отправлено 09.2013г. и продублировано 10.2014г.)

P.S. Прошел уже год, но корифей нашей исторической науки так и не нашел время ответить, хотя бы в лице своей секретарши.
Впрочем, я не в претензии, ибо "в сравненьи с ним, в сравненьи с ним, с его сиятельством самим ...".)