Фурманов Дмитрий Андреевич Автобиография
Дмитрий Андреевич Фурманов автобиография

7 ноября 1891 - 15 марта 1926
Я свое раннее детство помню в жалких обрывках: годов до восьми. А тут пристрастился читать. И с тех пор читал много, горячим запоем, особо усердно Конан Дойля, Жюля Верна, Майн Рида, Вальтера Скотта и в этом роде.
Ученье: городское шестиклассное в Иваново-Вознесенске, там же Торговая школа, потом на Волге, в Кинешме, за три года окончил пятый, шестой, седьмой классы реального.
Засим Московский университет. Закончил по филологическому факультету в 1915 году, но не успел сдать государственные экзамены - братом милосердия с поездами и летучками Земсоюза гонял на Турецкий фронт, по Кавказу, к Персии, в Сибирь, на Западный фронт под Двинск, на Юго-Западный, на Сарны-Чарторийск.
В половине 1916 года приехал в Иваново-Вознесенск и вместе с близким другом по студенчеству, Михаилом Черновым*, работал преподавателем на рабочих курсах.
Ударила революция 1917 года.
Пламенные настроения, при малой политической школе, толкнули быть сначала максималистом, дальше анархистом, и казалось, новый желанный мир можно было построить при помощи бомб, безвластья, добровольчества всех и во всем...
А жизнь толкнула работать в Совете рабочих депутатов (товарищем председателя), дальше - в партию к большевикам, в июле 1918 года - в этом моем повороте огромную роль сыграл Фрунзе: беседы с ним расколотили последние остатки анархических иллюзий.
Вскоре работал секретарем губкома партии, членом губисполкома.
Потом с отрядом Фрунзе на фронт. И там: комиссаром 25-й Чапаевской дивизии, начальником Политуправления Туркестанского фронта, начальником политотдела Кубанской армии, ходил в тыл к белым на Кубани комиссаром красного десанта, которым командовал Епифан Ковтюх*. Тут контужен в ногу. Вместе с другими шестью за этот поход награжден орденом Красного Знамени. Потом в Грузию, из Грузии на Дон, с Дона в Москву. И здесь с мая 1921 года.
1917 - 1918 годы писал в "Рабочем городе" и "Рабочем крае" (Иваново-Вознесенск); годы 1919 - 1921 много писал публицистических и руководящих статей в военно-политических журналах; в то же время сотрудничал нерегулярно в газетах ("Известия ВЦИК", "Рабочий край", "Красное знамя", "Коммуна" и др.). С 1921 года, приехав в Москву с фронта, написал "Красный десант" ("Красная новь"), "Чапаев" (Госиздат), "В восемнадцатом году" ("Буревестник"), начал сотрудничать в московских журналах.
В начале 1925 года вышла новая моя книга - "Мятеж" (Госиздат), посвященная гражданской войне в Семиречье летом 1920 года. После "Мятежа" вышло еще несколько книжек. Теперь вот года четыре литературную работу считаю главной, основной. Писал я и раньше, писать начал давно, но тогда это было словно между делом. Теперь - иное. Даже совсем иное.
Д м и т р и й Ф у р м а н о в
Москва, 7 января 1926 года.
ПРИМЕЧАНИЯ
АВТОБИОГРАФИЯ
Написана по просьбе писателя Вл. Лидина для книги "Писатели", над которой Фурманов в то время работал. Опубликована посмертно в газете "Известия" 16 марта 1926 г.
Ч е р н о в М. А. - друг Фурманова, учился вместе с ним в Московском университете. В период Октября - меньшевик. В годы гражданской войны вступил в большевистскую партию.
К о в т ю х Е. И. (1890 - 1943) - руководитель похода Таманской армии 1918 - 1919 гг., командир красного десанта, действовавшего против Врангеля.
ФУРМАНОВ И ЕГО МИФИЧЕСКИЙ ЧАПАЙ
Дмитрий Андреевич Фурманов (1891-1926) - русский советский прозаик и политический деятель.
В дни своей юности Фурманов учился в Кинешемском реальном училище, там он решил посвятить свою жизнь литературе. После окончания училища он поступает в Московский университет на филологический факультет, который окончил в 1915 году, но экзаменов не сдавал. Принял участие в Первой мировой войне в качестве брата милосердия.
В санитарном поезде познакомился со своей будущей женой Анной Никитичной, урожденной Стешенко, которая также была сестрой милосердия. Поженились они уже после революции и вместо венчания в духе времени подписали документ с любопытным названием «Проект любовно-вольно-супружеских отношений».
Летом 1918 вступил в РКП(б). В Гражданской войне был комиссаром в дивизии Чапаева, начальником политического управления Туркестанского фронта. В одном из боёв был сильно контужен.
В 1924—1925 — секретарь Московской ассоциации пролетарских писателей.
Наибольшую известность из литературного наследия Фурманова получил роман «Чапаев» (1923). Поэтому в массовом сознании он предстает творцом Василия Ивановича, Петьки, Анки-пулеметчицы - колоритных образов, которые стали героями народных анекдотов.
Тем не менее, роман "Чапаев" был включён в программу школьного советского образования для обязательного изучения.
На деле эти образы вошли в советскую культуру не столько благодаря роману, сколько одноименному фильму, снятому в 1934 г. Г.Н. и С.Д. Васильевыми. Игра актеров и мастерство режиссеров дали персонажам выразительность, которой нет в литературном первоисточнике. Популярность талантливого, хотя и лживого фильма узаконила созданный Фурмановым «чапаевский миф». Реальный
Чапаев был не народным героем, а карателем уральских казаков; он не тонул в реке Урал; его ординарец Петр Исаев не погибал, защищая своего командира, и т.д. Писатель причастен к созданию советской мифологии, до неузнаваемости исказившей реальную историю Гражданской войны.
В своем дневнике Фурманов довольно откровенно описал любовный треугольник, который сложился после того, как его жена Аня неожиданно для него самого появилась в дивизии Чапаева и сразу стала объектом притязаний самого комдива.
Несмотря на то что «Проект любовно-вольно-супружеских отношений» предполагал известную свободу мужа и жены, ревнивый комиссар пожаловался на приставания комдива их общему начальнику Фрунзе, а самому Чапаю написал письмо, в котором назвал его «грязным, развратным человечишкой», «шарманщиком», обвинил в трусости и желании избавиться от соперника; в ответ Чапаев смачно называет Фурманова «конюхом».
Несмотря на все старания, Фрунзе так и не удалось помирить комиссара с комдивом, что, как скоро выяснилось, спасло первому жизнь. Обиженный Фурманов вместе с женой уезжает от Чапаева, через полтора месяца, летом 1919-го Чапай гибнет; а еще через четыре года Фурманов пишет роман «Чапаев», где нет и отголоска их реальных отношений, а есть лишь очищенный от реальности миф.
Жена Фурманова, Анна Никитична намного пережила своего мужа. К ней обращались братья Васильевы, когда стали снимать фильм о Чапае в 1934 году.
Умер Фурманов от менингита.
В Ивановской области в его честь город Середа переименован в Фурманов.
Комментарии
Комментарий удален модератором
народа появились свои герои Революции. Пусть и приукрашенные, но, от того,
ещё больше запоминающиеся и оставшиеся в памяти людей на долгие годы.
Спасибо, Павел, что напоминаете нам о достойных людях земли русской.
Когда погиб отец, ей было семь. И хоть воевал он в родных местах, дети (их было трое) редко видели тятьку. - Он все спешил воевать. А когда заезжал домой - привозил подарки: крестик или маленькую нагрудную иконку…
. Первую мировую начал с рядового, потом унтер-офицер, фельдфебель… - В энциклопедиях ошибка. У папы четыре Георгиевских креста, а не три. Он полный Георгиевский кавалер. К тому же нигде не указано, что Троцкий за самоотверженность и храбрость наградил его золотыми часами. Понятно, - вздохнув, сказала Клавдия Васильевна, - об этом нельзя было упоминать. Как и о многом другом.
http://chapai.narod.ru/statyavgazeteSobesednik-1991.htm
С годами Фурманов сгладил всё это, - чему, не в малой степени, способствовали природный ум и интеллигентность.
Спасибо, Василий, за прекрасные исторические снимки.
Без усов, папахи и сабли Чапаев неузнаваем
http://ria.ru/society/20101203/304015550.html
Комментарий удален модератором
Спасибо большое