Если многие евреи не понимают политику Израиля?

Даниэль Баренбойм: "Мир страдает из-за отсутствия лидеров"  В интервью DW по случаю 15-летия "Западно-восточного дивана" знаменитый дирижер и пианист анализирует последствия войны в секторе Газа - для политики, людей и его оркестра.

DW: В этом году оркестр "Западно-восточный диван" отмечает свое 15-летие. Как вы оцениваете итоги его работы за это время?

 

Даниэль Баренбойм: С творческой точки зрения - очень положительно. В начале своего существования он представлял собой молодежный оркестр, в котором собрались музыканты с разной степенью подготовки, но позже общий уровень повысился, репертуар расширился, выступления проходят сейчас на важных площадках - Зальцбургском фестивале, в Берлине, Лондоне. Меньше впечатляют немузыкальные итоги. Настоящей величины "Западно-восточный диван" достигнет тогда, когда сможет выступать в Ливии, Сирии, Иордании, Египте, Израиле, Палестине, Турции и Иране, то есть на родине играющих в нем музыкантов. В 2005 году мы дали один концерт в Палестине, но сейчас об этом не может быть и речи.

 

- Прошлым летом ситуация на Ближнем Востоке драматически обострилась. Это как-то отразилось на сотрудничестве музыкантов внутри коллектива?

 

- Некоторые были не уверены, следует ли им приезжать. Однако приехали все, хотя первые дни простыми не были, так как израильтяне и палестинцы смотрели на войну в секторе Газа по-разному, что приводило к сложным ситуациям. Трудно ожидать, что кто-то из палестинцев будет готов разделить опасения израильской семьи или что израильтянин будет переживать по поводу ужасных событий в Газе. Другое дело, когда речь идет о сочувствии. Симпатия и эмпатия - это эмоциональные реакции, а сочувствие - это моральный долг. Я сказал музыкантам: "Если здесь есть израильтянин, который не сочувствует палестинцам, или араб, который не сочувствует израильтянам, то ему не место в этом оркестре".

Интерпретация исторических событий и моральный долг сочувствия - две разные вещи.

 

- Между музыкантами возникали споры?

 

- Наш проект - не политический, а человеческий. Мы не стремимся к достижению политического консенсуса между членами оркестра, что было бы просто невозможно в таком коллективе, состоящем из 120 музыкантов из разных стран. Однако мы пытаемся понять точку зрения и взгляды других - прежде всего, если мы сами с ними не полностью согласны.

 

- DW некоторое время назад опубликовала интервью с израильским писателем Амосом Озом. Он начал беседу, сам задав следующий вопрос: "Как бы вы поступили, если бы ваш сосед на балконе, расположенном напротив, посадил бы себе на колени своего маленького сына и после этого начал стрелять из автомата по окнам вашей детской комнаты?". Господин Баренбойм, как бы вы ответили на него?

 

- Многие люди в Израиле, но не все, охотно задают вопросы, касающиеся обязанностей других, но никогда не спрашивают себя о своих собственных обязанностях. Если мы говорим об истории, то не можем ссылаться лишь на события прошлого июля, а должны смотреть намного дальше в прошлое. В данном случае, чтобы понять исторические рамки, начинать следует с Первой мировой войны, когда еврейское население Палестины составляло около 15 процентов. Что привело к тому, что у них сейчас есть собственное государство, а палестинцы стали беженцами в своей собственной стране?

....................................................................

--------------

Вся статья на  dw  Сссылка ниже