Сюжет простой: в некотором царстве, в некотором государстве считалось, что чем больше начальник вреда делает, тем больше Отечеству пользы принесет. И вот вредил такой ретивый начальник, вредил, а вверенный край никак не процветает. И тогда он собрал на совет самых главных мерзавцев, чтобы выработать программу действий. И те посоветовали: “Необходимо снова закрыть Америку!”
Кто посоветовал Александру Лукашенко “снова закрыть Америку”, я не знаю. Но когда в январе 1994 года 42-й президент США Билл Клинтон приехал с визитом в Минск, это означало, что самая влиятельная страна мира, денежный центр, а главное — центр самых современных технологий и идей протягивает нам руку дружбы. Потому что просто так президенты США в визиты не ездят. Это важный знак, большой аванс, это шанс, который нельзя упустить.
Но потом к власти в Беларуси пришел Александр Лукашенко и начал все делать по-своему. Как в той сказке: правил, правил, а процветания в Отечестве нет... Итогом нашего “мозгового штурма” стал по-настоящему грандиозный международный скандал.
Если вспомнить те события, то они, конечно, больше похожи на гротескные сюжеты Салтыкова-Щедрина. Но все происходило в реальности.
В 1998 году ряду послов (в том числе послу США) было предписано срочно освободить занимаемые резиденции в Дроздах. Мол, канализация подтекает. Послы оказались людьми непонятливыми, изъявили готовность потерпеть, остаться в резиденциях и даже оказать помощь в ремонте. Но все-таки канализация чрезвычайно беспокоила белорусского лидера, он был непреклонен. Вскоре у дипломатов отключили воду, электричество, телефонную связь... И послам ничего иного не оставалось, как покинуть Минск, со скандалом вернувшись в свои столицы.
Кстати, именно тогда в отношении белорусских руководителей впервые были введены визовые санкции.
Постепенно все, естественно, поулеглось, с “квартирным вопросом” разобрались. Но потом у нас случились такие выборы, что после них цивилизованные страны вновь не пожелали видеть у себя ряд высокопоставленных чиновников белорусского государства. А также не захотели, чтобы некоторые наши предприятия, особо важные для удержания у власти действующего режима, работали с их банками и фирмами.
Мы закусили удила и почему-то особенно обиделись на Америку. Дипломатам, работавшим в американском посольстве в Минске, пришлось вновь паковать чемоданы, потому что разрешение на работу получили всего пять человек. И понеслось...
Смешно, конечно, звучит, но Беларусь фактически объявила США “холодную войну”. В Вашингтоне это взяли на заметку, хотя наверняка улыбнулись. Да и как еще реагировать, когда моська начинает лаять на слона (еще один сюжет из классика, оказавшийся актуальным)?! К тому же моська, которая не может похвастаться даже мировыми запасами торфа.
Белорусская власть упорно рассказывала, что враждовать с США — это в наших интересах. Что нам помогут Россия, Китай, Венесуэла и тому подобные.
Вот только все китайское у нас почему-то плохо работает, хотя стоит уже недешево. Венесуэла так “расцвела”, что в стране дошло до дефицита туалетной бумаги. А Россия на примере Украины ясно показала, какую плату хочет за свою помощь...
В общем, искала наша власть “пятую колонну”, а нашла пятый угол. И теперь ничего иного не остается, как по-новой открывать Америку.
Премьер-министр Михаил Мясникович в эти дни находился в Нью-Йорке, где проходил первый белорусско-американский инвестиционный форум.
По иронии судьбы вновь открывать Америку поехал тот самый Мясникович, который был главой Администрации президента, когда американского посла выкидывали из его резиденции! Тот самый, который был убежден, что канализация важнее цивилизованного лица!
Сейчас Мясникович в США приехал душкой, почти европейцем, рассказывал, как легко и просто работать в Беларуси, как выгодно вкладывать сюда деньги.
И это после того, как, в первый раз прилетев в нашу страну, едва ступив с трапа самолета на белорусскую землю, гражданин США Эммануил Зельцер был арестован нашим КГБ и оказался в белорусской тюрьме.
И это после того, как у гражданина США Марата Новикова просто отобрали успешно работавшую фабрику “Коммунарка”.
Мясникович уговаривал американцев работать с нами, хотя не создано даже элементарной правовой базы для такого сотрудничества. Между Беларусью и США нет ни соглашения о взаимной защите инвестиций, ни соглашения об избежании двойного налогообложения, ни даже договора об оказании правовой помощи. Мы же 20 лет воевали с Америкой, искали в Вашингтоне врагов, не до того было.
20 лет упущенных возможностей, 20 лет испорченных отношений, 20 бессмысленных лет самоизоляции от развитого мира! А каков итог? Присмотритесь внимательно: после украинских событий у Александра Лукашенко глаза человека, пославшего любовное послание не по тому адресу. Он рассказывает, что все хорошо, все спокойно, все под контролем, но будто заговаривает беду.
Видимо, кто-то в окружении Лукашенко внимательно читал Салтыкова-Щедрина, коль подсоветовал ему на взлете карьеры закрыть Америку. Впрочем, как и многое другое, что первый белорусский президент воплотил в жизнь и что не позволяет ему смотреть в будущее уверенно. Цитирую все ту же “Сказку о ретивом начальнике”.
“А программа наша вот какова. Чтобы мы, мерзавцы, говорили, а прочие чтобы молчали. Чтобы наши, мерзавцев, затеи и предложения принимались немедленно, а прочих желания чтобы оставлялись без рассмотрения. Чтоб нам, мерзавцам, жить было повадно, а прочим всем чтоб ни дна, ни покрышки не было. Чтобы нас, мерзавцев, содержали в холе и в неженье, а прочих всех — в кандалах. Чтобы нами, мерзавцами, сделанный вред за пользу считался, а прочими всеми, если бы и польза была принесена, то таковая за вред бы считалась. Чтобы об нас, об мерзавцах, никто слова сказать не смел, а мы, мерзавцы, о ком вздумаем, что хотим, то и лаем! Вот коли все это неукоснительно выполнится, тогда и вред настоящий получится”.
Разве не про нас?

Комментарии