Русские ереси
На модерации
Отложенный
Первыми русскими еретиками в полном смысле слова (как христиане, которые по каким-то причинам не нравятся официальной церкви) стали знаменитые стригольники. Возникновение стригольнической ереси относится к 1350-м годам. Ересь поразила Северо-Западную Русь, а именно: Новгород и Псков. Эти города были крупными торговыми центрами с внушительной прослойкой посадского (торгово-ремесленного) населения.
Необычным названием первое русское еретическое движение обязано своему лидеру — некоему Карпу, он был стригольником — на старорусском это означало «цирюльник», «парикмахер». По профессии вождя и всё движение стало называться «стригольническим».
Казнь стригольников. Источник: Wikimedia Commons
Они были представителями мелкого предпринимательства и мечтали о «дешёвой» церкви. Многочисленные поборы (официальные и неофициальные), которые господствующая церковь вытягивала из своей паствы, — раздражали и озлобляли горожан. Открытая торговля церковными должностями (симония) вызывала всеобщую ненависть.
Отмена симонии, ограничение поборов и плат за требы и службы — таковы были желания всего посада. Но стригольники отрицали священство (как какого-то необходимого посредника для общения с Богом) и монашество.
Из этих двух «системных» пунктов вытекали и другие: отрицание церковных таинств и обрядов (исповедь, причащение, заупокойные молитвы и так далее), конфискация церковного и монастырского имущества (движимого и недвижимого); отмена вкладов «на помин души» и завещаний мирян в пользу церкви и так далее. По сути, это было настоящее протестантское движение.
Такого покушения на свои устои (материальные) церковь, конечно же, допустить не могла. В 1375 году вожди стригольников — дьякон Никита, цирюльник Карп и какой-то третий безымянный мирянин — были казнены в Новгороде типичной новгородской казнью. Их избили дубинами и сбросили с моста в Волхов.
Второй крупнейшей ересью русского средневековья стала так называемая ересь жидовствующих (в советской литературе её, из соображений политкорректности, называли новгородско-московская ересь).
Всё началось с того, что в 1470 году в Новгород прибыл учёный еврей по имени Схария (в русских летописях — «Захарья Евреин») и всё еретическое движение, охватившее сначала Новгород, а затем и Москву, получило наименование «жидовствующей ереси».
Казнь жидовствующих. Источник: Wikimedia Commons
«Жидовствующие» отрицали божественную природу Иисуса Христа; утверждали, что Бог Сын не равен Богу Отцу. Кроме того, они не признавали иконопочитания (что сближало их с византийскими иконоборцами). С точки зрения церковных канонов это была вопиющая ересь.
В 1490 году наиболее видных еретиков предали в Новгороде позорной казни: ересиархов сначала возили на кобылах по городу (для всеобщего «осмеяния»), затем на их головах сожгли шутовские берестяные колпаки, после чего били кнутом и отправили в заточение.
С московскими «жидовствующими» расправились ещё жёстче (там вдохновителем расправ был небезызвестный Иосиф Волоцкий — игумен Волоколамского монастыря). В 1504 году троих из них сожгли (чем не испанская инквизиция?), а остальных посадили в темницы.
Обычно еретиками — как в Европе, так и в прежней Руси, — считали тех, кто уклоняется от старых, традиционных норм и обрядов. В Москве же еретиками одним махом были объявлены те, кто от традиционных канонов нисколько не отдалялся, а напротив — упорно и рьяно их отстаивал.
Исходной точкой, вызвавшей самый крупный идеологический конфликт допетровской Руси, стал «украинский вопрос». Присоединение Украины (её «гетманской» части) в 1654 году раскололо не только украинское, но и русское общество.
Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. Источник: Wikimedia Commons
Во второй половине 17-го века Украина стала частью Российского государства. Но украинское православие в своей обрядовой части сильно отличалось от московского (и было почти тождественно греческому).
Чтобы создать действительно единое государство, нужно было или Украину заставить изменить свои обряды (что в разгар тяжёлой войны с Польшей за эти самые украинские земли было бы довольно рискованным шагом), или измениться самим. Был выбран второй вариант, который Никон (Московский патриарх с 1652 года) и стал решительно претворять в жизнь.
Детали этой реформы (троеперстие, трегубая «Аллилуйя», крестный ход посолонь, написание «Иисус» вместо «Исус» и так далее) хорошо известны. Главное, что огромная часть русского общества предложенные нововведения категорически не принимала.
В течение двух с половиной веков приверженцы «старого обряда» являлись главными еретиками в глазах официальной православной церкви. В первые десятилетия раскола взаимная ненависть достигала особенной остроты. Много раскольников было сожжено властями (как знаменитый протопоп Аввакум в 1682 году). Ещё больше сожгли себя сами, чтобы не быть обращёнными в «дьявольское никонианство» (так называемые раскольничьи гари). В этих изуверских гарях в 17−18 веках гибли тысячи старообрядцев.
Путешествие протопопа Аввакума по Сибири. Источник: Wikimedia Commons
Драконовские законы против старообрядцев (такие, например, как смертная казнь за совершение раскольничьих богослужений) действовали вплоть до восшествия на престол Екатерины II.
18-й век принёс с собой новые ереси, но ни одна из них уже и близко не достигала того размаха, что достигали ереси древних времён: стригольников, «жидовствующих», старообрядцев. Из наиболее любопытных стоит отметить секты хлыстов и скопцов.
Первые получили своё название за пристрастие к самобичеваниям. Во время своих встреч (так называемых радений) члены секты устраивали ритуальные танцы и песнопения, доводя себя до экстатического состояния. Увлечение хлыстовством проникло в высшие сферы Российской империи. Хлыстам симпатизировал сам министр народного просвещения (в 1816—1824 годах) князь Александр Голицын.
Радение хлыстов. Источник: Wikimedia Commons
Скопцы считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью с помощью оскопления. Скопцов было немного, но в их руках были внушительные капиталы: отказ от «мирских соблазнов» позволял им целиком сосредоточиться на материальном накоплении.
Отношение властей к еретическим движениям и сектам постепенно смягчалось в течение всего 19-го века. Окончательно все ограничения для сектантов были сняты в 1905 году (указ «Об укреплении начал веротерпимости», 17 апреля 1905 года). Но век «религиозного либерализма» не был долгим. Приход к власти большевиков в 1917 году ознаменовал начало новой эпохи Большого террора.
Комментарии
Греческое слово «ересь» означало «выбор» или «школа». Теперь оно означает – отступление, ошибочное толкование доктрины. Для православного, к примеру, языческий шаман, иудей или мусульманин – не еретики, а иноверцы. Еретиком может быть признан лишь тот, кто принадлежал к Церкви – и с какого-то момента уклонился, перестал разделять те догматы, которым раньше был верен.