Чему их учат или «всё перечитаем заново»
На модерации
Отложенный
Чему их учат или «всё перечитаем заново»
Эпиграф
«И в моральном, говорю, моём облике есть тлетворное влияние запада».
А.Галич Красный треугольник
Случайно попала на передачу по ТВ.
Спецкурс "Лермонтов. Перечитывая заново". Александр Ужанков. "Герой нашего времени" - роман-портрет. Но портрет не одного человека, а образ, составленный из пороков целого поколения в полном их развитии. В своей лекции профессор, доктор филологических наук, проректор по научной работе Литературного института им. А.М. Горького Александр Николаевич Ужанков вместе со зрителями проанализирует неназванную болезнь современного М.Ю. Лермонтову поколения, на которую в своем произведении указывает автор.
Заинтересовало, как же теперь будет трактоваться образ этого «лишнего человека».
И вот после пересказа с комментариями последовал вывод (исподволь ожидаемый).
Печёрин, де, гедонист, на котором пробы ставить негде, ну а стал он таким (внимание!) под влиянием, естественно, запада.
Теперь осталось дождаться утверждения, что и зверства Салтычихи и утопление Муму произошли под тем же тлетвоным влиянием.
(Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает Г. разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму.)
Очень надеюсь, что слушатели, заинтересовавшиеся данным героем, прочтут и другие суждения.
«Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения. Как в характеристике современного человека, сделанной Пушкиным, выражается весь Онегин, так Печорин весь в этих стихах Лермонтова:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.»
В.Г.Белинский. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. С.-Петербург. 1840. Две части
Т.е. всё сложнее, т.е. «Понимать произведение искусства головой – все равно, что понимать его ногами».
Комментарии
В конце последнего урока
Учительница нам читала Блока.
.........
Шурша своей тетради жёлтой листиками,
Она нашла закладку наконец,
Сказала громко:
«В общем, это мистики
И декадентства яркий образец».
А мы недалеко ушли от детства,
И мы не знали слова «декадентство»,
Впервые нам она читала Блока,
Но мистикой не показалась грусть…
Вот с этого давнишнего урока
Я «Незнакомку» помню наизусть.
Алексей ПЬЯНОВ
Мой любимый пример - подтверждение данного утверждения.