100 лет Туру Хейердалу

6 октября 1914 года родился путешественник, ученый, писатель, антрополог и гуманист Тур Хейердал.

«Я не ищу приключений ради самих приключений, — как-то сказал Хейердал. — Полнота жизни не обязательно связана с преодолением стихий — работа мысли, достижение гуманной цели украшают ее сильней. Я органически не способен считать людей, живших тысячелетия до нас, ниже себя, и мне претит, когда я сталкиваюсь с таким часто даже подсознательным пренебрежением к тем, кто жил до нас и не владел нашей техникой».

Ум, честь и красота,

Величие души и сердца,

Доброта и смелость —

Все в образе твоем.


Тур Хейердал был сыном Тура и Алисон Люнг Хейердал. Он родился в норвежском городке Ларвик. Мать работала в антропологическом музее и была ярой сторонницей теории Дарвина. Это, по мнению Тура, и повлияло на его дальнейшие интересы естественными науками.

Тур Хейердал был яростным противником прогресса и мечтал попробовать жить в гармонии с природой, без различных излишек, как первобытный человек. На самом деле Тура ещё со школьных год посещали мысли о том, что цивилизация порядком надоела ему. Он пытался как то раз выразить их своему другу, но тот лишь усмехнулся над ним, и Тур решил больше ни кому не говорить ни слова, по этому поводу. 

В 19 лет Тур поступил на естественно-географический факультет университета в Осло. В эти годы он познакомился с норвежским путешественником Бьёрном Крепелином, который жил на острове Таити. Бьёрна очень уважали местные вожди и он собрал большую коллекцию литературы о Полинезии. Сокровенные мечты Тура очень заинтересовали Бьёрна и тот разрешил ему изучать весь материал, принимая его, как сына. Так он начал поглощать всю информацию о Полинезии и полинезийцах. Тур очень загорелся идеей путешествия и ему захотелось заняться исследованием Полинезии самостоятельно.

Тур составил проект и предложил его в университете. Проект предполагал личное посещения отдалённых островов Французской Полинезии самим Туром, и исследование флоры и фауны на этих островах. Он должен был изучать, каким путём могли попасть на эти острова те или иные виды растений и животных.

В своё путешествие он решил взять с собой свою давнюю знакомую Лив Кушерон-Торп, с которой он познакомился ещё до поступления в университет, и которая так же разделяла его взгляды. В 1936 году, в канун Рождества, Тур и Лив поженились.

Сразу же после своей женитьбы, уже в новом 1937 году, не долго думая, молодожёны отправились в своё незабываемое путешествие в Полинезию. Они долго выбирали подходящий остров, забраковав множество островов Полинезии. Тур и Лив просто достали карту, и ставили крестики на неподходящих островах, браковав один за другим. Остановились они на архипелаге Маркизские острова, что во Французской Полинезии, и там выбрали остров Фату-Хива. Прочитав про него, он сразу же понравился молодым путешественникам и они отправились туда. Преодолев тысячи миль, на другой конец земного шара в жаркую, солнечную и такую яркую Полинезию!

Фату-Хива, бухта Ханававе

Тур и Лив прибыли на Таити, в то время на острове насчитывалось около 20 тыс. жителей, в основном полинезийцы. Через некоторое время молодожёны познакомились с вождём острова - Терииероо. Как только он узнал, что перед ним стоят друзья Бьёрна Крепелина - он обрадовался и принял их, как своих детей. После чего даже усыновил.

Терииероо обучал их навыкам выживания, необходимыми для жизни на тропическом острове. Они всюду ходили с ним по лесам и горам Таити и обучались. Вождь всячески отговаривал их ехать на Маркизские острова, но Тур упорно твердил о желании жить, как первобытный человек, в полной гармонии с природой.

После проведённых дней на Таити, Тур и Лив отправились на свой вожделенный остров. Капитан корабля тоже всячески пытался отговорить их от этой затеи, но они не слушали его, предвкушая свою высадку на Фату-Хива.

После высадки на острове, они принялись искать для себя укромный уголок, где бы не было местных жителей. Жить с местными они не хотели по нескольким причинам: первая - это желание попробовать жить автономно, как первобытный человек и вторая - это то, что среди местных была широко распространена слоновая болезнь, страшное заболевание, которое переносят комары. От него опухают конечности и становятся похожими на лапы слона.

Так, как вся земля на остров кому-либо принадлежала, то бесплатно найти укромное местечко они не смогли, и им пришлось арендовать подходящий участок земли у местного жителя. Так же они наняли местных для постройки бамбуковой хижины.

Хижина Тура Хейердала и Лив Кушерон-Торп.

Жизнь Тура и Лив была просто сказкой, и многие просто мечтают о таком времяпровождении в тропическом раю, такого чудеснейшего острова. Первое время они не знали практически ни каких забот и полностью отдались природе, её ритму и всем её циклам.

Фату-Хива, да и все Маркизы, на удивление очень богаты своей флорой. Леса острова - это настоящий Эдем, принадлежащий в данный момент только им двоим. Любящим друг друга молодым Адаму и Еве. Они собирали плоды хлебного дерева, бананы разных сортов, манго, ананасы, апельсины. Собирали опавшие с кокосовых пальм орехи, потому что лазить не умели. Пили лимонный сок. Принимали освежающие ванны в ручье, вода которого бежит с высоких гор Фату-Хива. Ловили раков и мелких рыбёшек. Природа острова имела свой первозданный вид, практически не тронутый цивилизацией, что так сильно нравилось им. Это были счастливейшие дни в их жизни. Тур и Лив прожили полтора года в бухте Уя.

Бухта Уя, восточный берег острова Фату-Хива, 1937 год

Несмотря на столь беззаботную жизнь, Тур был направлен на Маркизские острова всё же с другой целью. У него в багаже был эфир и баночки, в которые он должен был собирать различных букашек, пойманных на острове. Чем они с Лив и занимались, время от времени.

Но со временем интересы Тура к биологии резко сменились и его увлекла антропология. Его заинтересовало происхождение полинезийской расы. До этого он читал в авторитетных изданиях, что по официальной версии, полинезийцы являются прямыми родственниками малайских и индонезийских народов, и приплыли на эти острова из Азии. Но многочисленные находки не давали ему поверить в эту теорию, точнее он её попросту отвергал. Тур придерживался теории, что потомки современных полинезийцев-каннибалов приплыли на самодельных лодках из Южной Америки, использую пассаты и течения. 

 Позже он смог доказать возможность такого перехода, совершив путешествие на самодельном плоту из бальзовых деревьев, под названием Кон-Тики. Он проплыл 6980 км от побережья Ю. Америки, до атолла Рароиа, в архипелаге Туамоту, Французская Полинезия.

 Кон-Тики

Название плота было выбрано не случайно, Тики - герой полинезийских мифов, согласно которым он, со своими соратниками приплыл с востока и основал на островах поселения. Так же нечто подобное встречалось и у индейцев Южной Америки.

Бог Тики, остров Нуку-Хива

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ни чего не нашли.

Пришлось лететь в глубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору, так как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Так же из бамбука была построена небольшая хижина, в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.


Экипаж Кон-Тики : Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции. (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна. (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански. (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист. (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист. (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения. (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

Бывали случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но к счастью всё обошлось без каки-либо травм.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, по скольку была вероятность нападения акул.

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли кокосовые пальмы. Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним, и стали помогать команде Кон-Тики гребсти. Но после этого они пошли ещё дальше и на 101 день увидели землю в 3-ий раз.

Маршрут Кон-Тики

Борясь с волнами и океаном они доплыли до кораллового атолла Рароиа, и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров, и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.


Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музеи, в Осло.


В 1969 была построена лодка из папируса, на которой Хейердал попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой берег Марокко (Африка). Лодка, была спроектирована по изображениям лодок Древнего Египта, и названная «Ра». Ее создателями были строители с озера Чад, а камыш доставляли из Эфиопии. Через несколько недель плавания, в связи с техническими проблемами, повлекшими гибелью «Ра», команда вынуждена была эвакуироваться.

В 1970 году была построена доработанная версия «Ра», которую назвали «Ра-II». В ее строительстве, принимали участие мастера с озера Титикака. Выйдя из того же порта что и «Ра», лодка успешно достигла Барбадоса, продемонстрировав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя Канарское течение. Экипаж «Ра-II» был международным. Нашу страну представлял Юрий Сенкевич.

Ра-2

В 1977 году была построена ещё одна тростниковая лодка, названная «Тигрис». Целью путешествия было доказательство, что между Индской цивилизацией и Месопотамией могли существовать торговые, а также миграционные контакты.

Лодка "Тигрис"


Последний проект Хейердала подробно описывается в книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Тур Хейердал рассказывает про поиски древней цивилизации Асгарда. Согласно его теории, родиной асов (древних жителей Скандинавии) была территория северного Приазовья и Азербайджан. Пытаясь доказать свою теорию, основанную на исландских сагах XII и XIII веков, Хейердал начал археологические раскопки у древнего города Танаис на берегу Азовского моря.

Преклонные годы своей жизни Тур Хейердал провел в итальянском городке Алассио, в окружении своей семьи. На родине (в Норвегии) ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме был открыт музей.

Смерть Тура Хейердала наступила 18 апреля 2002 года. Восемь дней спустя состоялись похороны Хейердала. Путешественник скончался в своем имении, там же находится и могила Тура Хейердала. Причиной смерти Хейердала стала опухоль головного мозга. Еще при жизни путешественника на его родине был установлен памятник Хейердалу. Памяти Хейердала был назван фрегат «Thor Heyerdahl», вошедший 18 января 2011 года в состав ВМС Норвегии. В доме Хейердала сегодня находится его музей, в котором собраны суда и предметы, использовавшиеся путешественником во время экспедиций — в том числе и плот «Кон-Тики», лодки Хейердала «Ра» и «Ра II» и другие.


Его любимые выражения:

«Я не боюсь смерти. Но я ненавижу терять мою жизнь».


«Человек — раб маленького механизма, который отмеряет время и твердит: пора делать то-то и то-то, торопись, не мешкай».


Источник: Открытые сайты интернета