Тяжела ты, шапка Мономаха

психотерапия и карьерный рост

Ох уж эти люди! Ох уж эти санкции! Еще ничего точно не вырисовалось, но народ идет в атаку. Друг на друга. Одни уверяют, что полки супермаркетов совсем скоро будут абсолютно пусты, что вот-вот наступит 91 год с очередями, талонами и синенькими номерками на руках. Другие возражают, что все мы всё равно не помрем, уж как-нибудь да выкрутимся, кормить себя опять же научимся вполне самостоятельно.

Первые голосят о том, что нас хотят именно умертвить и лучше заранее себе купить гроб, пока дешево, вторые впадают в пространное околопатриотическое резонерство. Мол, стыдно, товарищи, жить в такой огромной стране, богатой полями, водой, травой-муравою и ввозить из-за рубежа молоко, сыр, масло, мясо. Ну ладно оливки, омары и прочие маракуйи, но подсолнечник-то, раки и яблоки запросто у нас вырастут в нужном количестве, куда они денутся. Если конечно деньги в родную сельскохозяйственную промышленность вкладывать, а не на европейских фермеров тратить. Поддержать нашенского производителя надо, за ручку из болота подтянуть, а уж он нас попотчуют богатым столом. Потом. Вопрос только, почему наш крестьянин до сих пор сам без поддержки ходить не научился, но это детали. Не, ну мало ли, болел, крестьянин, вот и не сподобился…

Совершенно непонятно, что от этих жарких дебатов изменится в реальной жизни, но народу в принципе нравится ломать свои копья о чужие внешнеполитические амбиции и сливать личную энергию в пи... в одно нехорошее место лошадиное. В этом есть что-то очень психоаналитически-подсознательное, Эдипо-Электрическое. Младенческий страх пред отлучением от сиськи странным образом объединяет противников. Одни ругают папашу, вторые заискивают пред ним. Первые хотят убить родителя и занять, наконец, его место в материнской постели, вторые страстно жаждут лечь под него сами и таким образом получить стопроцентную защиту от всего и во всем. Плохо ли, хорошо ли, но с этой постоянной оглядкой на предка (в борьбе или любви) очень удобно существовать.

Для подавляющего большинства из нас нет ничего хуже, чем самим определять, что им делать на этом свете от момента рождения до последнего вздоха. Это обременяет, напрягает, выбивает из колеи, ведь завсегда надежнее, когда есть кто-то сверху, решающий и присматривающий. На него можно будет взвалить всё ошибки, если что не так пойдет-получится. Ругать деспотичного батю проще, нежели самому по своему живому резать.

А вот давайте сами попробуем побывать на месте такого отца-сатрапа. Не государственного уровня, конечно, помельче, но тем не менее. Прямо сразу и сейчас, без дополнительных телодвижений, вы становитесь директором небольшого филиала некой крупной финансовой или нефтедобывающей компании. Чем вы там занимаетесь, по сути, не важно, но вы в самом расцвете лет, у вас приличный кабинет, хороший оклад и весьма радужные перспективы на повышение. Готовится объединение двух подобных местных контор и вам пророчат видный пост во вновь открывающемся подразделении. Увеличение полномочий, влияния, благосостояния. Вам, как любящему родителю двух детей, нуждающихся в качественном заграничном образовании, это очень не помешает. Все почти на мази, совсем в кармане, только руки протянуть, проявить терпение и …. провести ряд санкций.

психотерапия об ужасах

Каких? Надо уволить не менее трех менеджеров среднего звена из имеющихся десяти. Но еще лучше четырех! С этими людьми вы давно работаете и прекрасно представляете, чем обернется для них ваш вердикт. Сурово? А что вы хотели, взрослость еще и способность жертвовать чем- или кем-либо во имя заветной цели. Жизнь есть жизнь, и вышестоящее руководство в купе с должностными обязанностями временами требуют от вас проявления самой жесткой хватки ради установления производственной дисциплины или проведения очень непопулярных реформ. Распределения сверхурочной занятости, например, урезания зарплаты, сокращения штата и тому подобное. Реорганизация на то и реорганизация, чтобы кого-то увольнять, тем паче дни наступают суровые. Не дефолт, конечно, но кто его знает. Вам спущен план, и те, от кого зависит ваше повышение, ждут смелых решений!

Список кандидатов с основными их характеристиками, обстоятельствами жизни и подводными камнями привожу ниже. Предварительно неизвестно, согласится ли кто-либо из них написать заявление на увольнение по собственному желанию, так что фактор встречной инициативы подчиненных исключается. Решение придется принимать вам единолично, соответственно вам же испытывать угрызения совести, если что, ведь человеческие судьбы не игрушки. Посему предлагаю читать описания внимательно и любой вариант взвешивать. Неплохо бы еще и обоснования для увольнения найти, ведь формулировка «просто получилось так, у нас сокращение» крайне неубедительна, особенно для суда.

1. Дерибатько Сосипатр Нажимович. 44 года, женат вторым браком, четверо детей, двоим из коих нет и пяти лет. Супружница в отпуске по уходу за детьми, выплачивает кредит за престижный внедорожник, старшие дети учатся в столичных вузах и требуют массивных финансовых дотаций. Ваш непосредственный заместитель. Отличный специалист, имеющий огромный опыт административной работы. Признаться честно, Дерибатько знает функционал гораздо лучше вас самого, пользуется недюжинным авторитетом в коллективе, энергичен, ответственен, при необходимости умело использует свои богатые личные связи для решения сложных вопросов и способен быстро «гасить» любые конфликтные ситуации. В общем, золото, а не дядька, входит в т.н. могучую тройку предприятия и увольнять его никак нельзя, только вот именно его вы мечтаете сократить в первую очередь. Поскольку это ваш основной соперник в борьбе за перспективное повышение и постоянный источник беспокойств за сохранность действующей должности. Вспомните, ведь именно вы обошли Дерибатько при назначении на должность руководителя этого филиала, причем не самым порядочным образом.

2. Тончавая Домна Гулиевна. 58 лет, вдова, дети взрослые, трое внуков. Начальница отдела кадров, который, после объединения двух-трех филиалов, естественно будет ликвидирован. Активная «молодая» пенсионерка. Работу свою знает довольно неплохо, но работой этой практически не занимается. Постоянно сама себя «отпускает» в город, «по делам фирмы», проводя много времени в массажном салоне, поликлинике и магазинах. Замечаний не слышит, вышестоящему начальству практически не подчиняется, с посетителями часто бывает груба и не выдержана. Уволить её мечтают многие, но Домна Гулиевна, как истинный кадровик со стажем, в курсе самых грязных сплетен и компрометирующих ситуаций на всех и вся за много лет, посему трогать её чрезвычайно опасно. Сама же она категорически против ухода с работы, видимо мечтая быть вынесенной из своего кабинета в гробу и похороненной за счет представительских расходов фирмы. Безусловно будет судиться, если вы её подвинете, тем более что её старший сын — успешный адвокат.

3. Налатынин Птоломей Римович 30 лет. Официально холост, проживает с родителями, но есть подружка (возможно не одна) с отдельной квартирой.

Добродушный, начитанный, хорошо образованный, обладающий тонким чувством юмора. Замечательный специалист, креативщик, удивительно эффективно внедряющий новые идеи в застарелые рабочие схемы данной организации. Как ни крути, а парень на все руки мастер, к тому же всячески избегает скандалов и склок в коллективе. Входит в могучую тройку филиала. Известно, что он вполне может согласиться на увольнение по собственному желанию, только попроси, после чего без особого труда найдет себе более выгодную вакансию. Но в силу его недюжинных способностей и нейтрального отношения к вам непосредственно, сокращать Птоломея почти самоубийственно.

4. Тыгдымска Сусанна Фиговна 40 лет, не замужем, детей нет, проживает одна, долгов и серьезных кредитных выплат не имеет. Местная рабочая лошадка. Умна, исполнительна, дисциплинирована. Способна как к автономной, так и к коллективной деятельности. Является административным резервом, неплохо заменяет обоих начальников, когда те уезжают в командировки. Отлично разрешает конфликтные ситуации и пользуется уважением коллег. Редко болеет, не имеет запросов на повышение, без проблем выходит на работу в праздники или выходные. И все бы хорошо, просто бриллиант, а не сотрудница, но Сусанна Фиговна имеет норовистый характер и уважает Сосипатра Нажимовича гораздо более, нежели вас. Не роман, конечно, но что-то вроде глубокой производственной симпатии. В любом случае, она во всем его поддерживает и мечтает в будущем оказаться замом Нажимыча, а не горбатится на вас. Реакция Сусанны на возможное сокращение непредсказуема, хотя говорила ранее, что побаивается в 40 лет остаться без работы. Замыкает могучую тройку конторы.

5. Плесневелый Васисуалий Арианович 59 лет, женат, дети взрослые, живут совместно. Супруга — инвалид 2 группы. Давний сотрудник сего предприятия, можно сказать местный патриарх. Работает в конторе с незапамятных времен, поговаривают, что едва не дошел до назначения на пост директора, но был погублен интригами Тончавой и продолжил заведовать мелким отделом. Неглупый, безвредный дядя, давным-давно потерявший интерес к службе и окружающему. Тихо попивает в выходные, не смотря на больное сердце и слабую печень. С нетерпением ожидает выхода на пенсию, до которой осталось около девяти месяцев и уж однозначно никак не может позволить себе уволиться прямо сейчас. В случае сокращения теряет некоторые льготы и доход на протяжении 9-10 месяцев, поскольку точно никуда не сможет устроиться по состоянию здоровья и возрасту.

6. Яхонтова Мирослава Орифлеймовна 32 года. Дама исключительно приятная во всех отношениях. Замужем, двое детей. Теоретически умна и ответственна, но заметить это окружающим мешают её великолепный бюст и шикарные ноги. На работе появляется редко, то отпуск, то больничный с ребенком, то опять отпуск, уже за свой счет. Увольняться не хочет, т.к. мнит себя самостоятельной женщиной, способной полностью обеспечить себя и детей. Систематически снабжает вас забавными презентами, якобы привезенными ею из дальних стран. Сократить Мирославу не проблема из-за обилия косяков и постоянных отлучек, но её муж крупный местный государственный чиновник, чья негласная поддержка очень помогла бы вам в предстоящем прыжке наверх. По любому, ссориться с Яхонтовой сейчас не время.

7. Нытикотяну Юрась Прихлебаевич 27 лет, холост, живет на съемной квартире. Парень простой, деревенский, ленивый, крайне чванливый да упертый. Работает в конторе около двух лет, но так и не смог ничему научиться, кроме как спать с открытыми глазами у монитора и мастерить незамысловатые коробочки-оригами из дармовой офисной бумаги. Вы бы, даже не задумываясь, занесли его в черный список увольняемых под номером два, но Юрась ваш дальний бедный родственник, матери коего вы клятвенно божились «довести парнишку до ума». В случае увольнения Нытикотяну никуда не денется, а лишь сядет на вашу шею еще плотнее, возможно даже переехав столоваться прямо к вам в дом. Либо вы пристроите двоюродного племяша в экстренном порядке на другую работу, судорожно размышляя, зачем же его вообще сокращали, либо согласитесь обеспечивать Юрася всем необходимым. Кстати, второе ему самому гораздо больше понравится.

психотерапия офисных войн

8. Причитаева Неврома Перетоптовна 38 лет, не замужем, проживает с престарелой матерью. Одна воспитывает сына, страдающего ДЦП. Преданна, неглупа, активна, усердна, но суетлива и абсолютно не самостоятельна в работе. Задает массу ненужных вопросов, постоянно требует дополнительных пояснений и внешней помощи, настолько часто, что бросившийся ей на подмогу в итоге выполняет чужое задание сам. Периодически плачет почти всю рабочую смену, отвлекая разговорами коллег, тревожится, отпрашивается домой пораньше, объясняя свое состояние депрессией, печальными мыслями о судьбе больного сына и необходимостью проходить с ним многочисленные лечебные процедуры. Справедливости ради надо заметить, что на б/л уходит крайне редко, оставляя с немощным ребенком свою мать. Сокращение может обернуться для Невромы настоящей катастрофой, т.к. является основным добытчиком денег в семье. Не исключено, что она тоже будет судиться.

9. Ханукович Мацебрай Форшмакович 35 лет. Женат, трое детей, благоверная с младшим ребенком в отпуске по уходу, четыре года назад взял ипотечный кредит. Ваш друг. Отличный работник, обладающий недюжинным интеллектом и завидной работоспособностью. Но это все в прошлом, так как ныне Мацебрай Форшмакович переживает сложные времена. Тяжело перенес смерть отца, вероятно, был против рождения третьего ребенка, опасаясь больших расходов и ухудшения семейных взаимоотношений, но супруга категорически отказалась делать аборт. Сейчас постоянно находится в мрачном расположении духа, часто просит занять денег до зарплаты, беспрерывно совершает банальнейшие ошибки и хронически проваливает все сроки выполнения любых заданий. За привычной пятничной чашечкой коньяку откровенно признавался вам, что жизнь ему кажется тяжким бременем и он часто подумывает о суициде. Возможно принимает антидепрессанты. Мужика откровенно жаль.

10. Аюрвердова Зубейда Хузуазатовна 24 года, не замужем, проживает с родителями, есть жених. Привлекательна и скромна. Работает в вашей конторе около четырех месяцев, была принята по протекции, но довольно сообразительна, вежлива, расторопна и легко обучаема. Конечно, сложно делать какие-либо серьезные выводы на счет её будущности при столь скромном стаже работы, но вполне могла бы стать ценным сотрудником.

Итак, со списком кандидатов на вылет вы ознакомились. Еще раз озвучу задание. Вам, как руководителю филиала, нужно принять решение об увольнении минимум трех, максимум четырех сотрудников. Кстати, с оставшимися вам работать, а сокращенным как-то жить. Думаем, предлагаем варианты, излагаем обоснование вашего решения.

Фамилии, имена и даже отчества наших героев вымышленные, любые совпадения — случайны.

Пост проиллюстрирован картинами художника Jeremy Geddes