Приднестровье как повод для нового витка в противостоянии России и ЕС

В 1992 году Приднестровье в войне с молдавскими националистами завоевало право пусть пока что на непризнанную, но независимость. Как и сегодня на Донбассе, в 1989 году все началось с попыток запретить русский язык и навязать русскому Приднестровью молдавский. За неповиновение букве закона, продиктованной шовинистически настроенной молдавской «интеллигенцией», предлагалось карать административной и даже уголовной ответственностью. Все это привело к большой крови и закончилось введением миротворческого контингента в составе Вооруженных сил России, Молдавии, ПМР и наблюдателей от Украины.

Нормально жить, однако, приднестровцам не дают, вот уже более двадцати лет, оказывая постоянное экономическое и политическое давление. Как водится, когда речь заходит о регионах, затрагивающих геополитические интересы России, Запад предпочитает не обращать внимания на результаты референдума и игнорировать волеизъявление народа, а это, напомним, основа международного права.

В свете обострения отношений между Россией и Западом на фоне конфликта на Украине о Приднестровье опять вспомнили и решили использовать его для дестабилизации обстановки в регионе и усиления противоречий между Москвой и Брюсселем.

Украинские СМИ и политики начали тиражировать сообщения о том, что якобы ПМР сосредотачивает войска на границе с Украиной и «готовит вторжение», естественно, в угоду России и под ее же руководством. Многочисленные предложения Тирасполя приехать и посмотреть на происходящее в приграничных районах странным образом игнорируют и Киев, и представители ОБСЕ в Кишиневе.

Приднестровье 1992 г.
Приднестровье 1992 г.

Тем временем с украинской стороны границы техника и солдаты роют окопы, концентрируются войска, в том числе тяжелое вооружение. А из Кишинева звучат призывы пересмотреть положение о присутствии миротворцев в Приднестровье и ввести международный контингент, но уже без участия российских военных.

Я, как руководитель Приднестровья, не рекомендую никому из наших соседей рассматривать вопрос о применении силы. Это неконструктивный подход. Как показывает практика, иногда даже маленькие государства могут оказать очень серьезное сопротивление,<cite>заявил на это президент ПМР Евгений Шевчук.</cite>

Его обеспокоенность возникла не на ровном месте.

Румынский премьер Виктор Понта заявил, что в 2018 году Молдавия присоединиться к Румынии. С учетом неопределенного статуса ПМР, это может означать, что Бухарест претендует и на Приднестровье. По данным Тирасполя, в проекте документа о молдавско-румынском военном сотрудничестве, есть пункт, по которому румынские войска могут принимать участие в военных операциях на территории Молдавии. Уже сегодня румынские советники есть буквально в каждом молдавском ведомстве, в том числе и в военном.

Кроме того, румынские паспорта, по разным оценкам, имеют от 600 до 800 тысяч жителей Молдавии. А это означает, что эти люди, пользуясь избирательным правом, могут оказывать влияние на политику Бухареста. Учитывая существующее противостояние между частями бывшей Молдавской ССР, это чревато тем, что румынские политики начнут разыгрывать приднестровскую карту.

Есть определенные политические силы, которые пытаются на базе Приднестровья поддерживать напряженность между Российской Федерацией и Европейским союзом,<cite>считает Евгений Шевчук.</cite>
Заместитель председателя правительства РФ, спецпредставитель президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин и глава Приднестровья Евгений Шевчук.
Заместитель председателя правительства РФ, спецпредставитель президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин и глава Приднестровья Евгений Шевчук.
© Сергей Мамонтов/РИА Новости

По его словам, некоторые политики в Кишиневе сегодня проводят такую линию, дескать, Молдова борется не с Приднестровьем, а с «Большой Россией», и ей в этом должен постоянно помогать Евросоюз и другие западные партнеры. Все это вовлекает в конфронтацию между Кишиневом и Тирасполем новые страны, расширяя зону политического и экономического противостояния.

О военном противоборстве пока речи не идет, но, как мы видим, ряд политиков в Кишиневе, Бухаресте и Киеве, а возможно и в других столицах западных стран, не прочь обострить ситуацию. В связи с этим 1 октября на открытии выставки, посвященной ПМР, в музее Вооруженных сил в Москве, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не допустит начала боевых действий в регионе.

По его словам, Москва в соответствии с международными обязательствами будет выступать «надежным, стабильным миротворцем и партнером и в Тирасполе, и в Кишиневе». Он также предостерег горячие головы «не соваться в Приднестровье». «И не пытайтесь проверять нас на наше терпенье, на нашу силу», — заключил Рогозин.