Компания Siemens Industrial Turbomachinery выигрывала конкурсы не честно?

ВзяткаВ Швейцарии готовится судебный процесс о подкупе должностных лиц и отмывании денег бывшим и действующим топ-менеджерами "Газпрома".

Швейцарская прокуратура ведет расследование в отношении:
бывшего члена правления "Газпрома" Богдана Будзуляка,
замначальника департамента "Газпрома" по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Александра Шайхутдинова,
бывшего президента представительства компании "АББ Россия" Михаила Чеснакова, бывшего руководителя "АББ Россия" и "Альстом Россия" Владимира Ушакова
"Дочка" концерна Siemens, компания Siemens Industrial Turbomachinery (SIT), в 2004-2006 годах, получая контракты на поставку турбин для газоперекачивающих станций газопровода Ямал - Европа, оплачивала консультации, в которых участвовали в том числе топ-менеджеры "Газпрома". Следователи считают, что консультации могли быть завуалированной взяткой.

Швейцарское расследование началось со случайной находки: в марте 2010 года, проверяя концерн ABB, правоохранительные органы обнаружили консалтинговые соглашения 1990-х - начала 2000-х гг. между "дочкой" ABB и некой кипрской фирмой Burlingame Consulting Limited (далее Burlingame). Найденные соглашения послужили основанием для возбуждения двух уголовных дел:
в отношении SIT, которая до 2003 года была частью швейцарского концерна ABB и французской Alstom,
в отношении Будзуляка, Шайхутдинова, Ушакова и Чеснакова, так как следователи отследили банковские проводки и установили, что деньги, заплаченные SIT кипрской фирме, перечислялись на счета трех первых фигурантов в цюрихском отделении французского банка Credit Lyonnais (сейчас это Credit Agricole).
Не дожидаясь суда, SIT признала, что "не контролировала должным образом" договоры на оказание консультационных услуг и готова заплатить компенсацию. Дело в отношении российских консультантов SIT продолжается. После его возбуждения средства на счетах подозреваемых были заморожены. Сами они стараются доказать свою невиновность.

В материалах дела SIT указано, что компании не удалось предотвратить организацию коррумпированной схемы и она могла пойти на подкуп для формирования выигрышной заявки на поставляемое оборудование. Соглашения, по версии следствия, были связаны со строительством трех компрессорных станций на польском участке газопровода Ямал - Европа ("Замбрув", "Шамотулы" и "Чеханув"), а также строительством компрессорных станций "Ухтинская" и "Вуктыльская" на его российском участке.

Контракты на строительство компрессорных станций на польском участке ABB получила с января 2000 года, выигрывая подряды заказчика этого участка - Europol Gaz. Строительство трех станций стоило $286 млн. За поставку оборудования для трех упомянутых станций SIT должна была получить $73 млн. Строительство велось в 2004-2005 гг. Если верить материалам дела, с августа 2004 г. по июнь 2006 г. SIT перечислила кипрской Burlingame за консультации $1,99 млн, или 2,7% от стоимости своих контрактов.

Получив контракты на поставку оборудования для компрессорных станций "Ухтинская" и "Вуктыльская" на $45,8 млн и $44 млн соответственно, SIT выплатила в 2004-2006 гг.

Burlingame за консультации, связанные с каждым из этих проектов, по $0,9 млн. То есть выплаты за консультации составили 2% от стоимости контрактов.

Следователи считают, что кипрская Burlingame не оказывала эффективных услуг SIT, поэтому выплаченные за консультации в общей сложности $3,79 млн рассматривают как взятку.

У фигурантов дела имеются свои претензии к расследованию, например существует ряд вещей, о которых в Швейцарии имеют слабое представление:
департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа (до 2008 года возглавляемый входившим в правление "Газпрома" Будзуляком и где Шайхутдинов работает заместителем начальника) разрабатывает, в частности, технические требования, которым должно соответствовать закупаемое для нужд "Газпрома" оборудование. Однако должности начальника и замначальника департамента "Газпрома" не являются решающими для заключения контрактов с газовым концерном. Закупками централизованно занимаетсядочерняя компания "Газпром комплектация", на которую упомянутый департамент влияния не имеет.
SIT побеждала далеко не во всех газпромовских конкурсах: она не была выбрана поставщиком оборудования для компрессорной станции "Береговая" проекта "Голубой поток", а это означает, что консультационные соглашения и участие экспертов "Газпрома" в консультациях не были определяющим условием для победы в конкурсах госкомпании.
консалтинговая работа шла по трем направлениям: освоение производства компонентов для газоперекачивающих агрегатов в России, подготовка технико-коммерческих предложений и реализации проекта, когда привлекались, например, специалисты по строительству фундаментов в условиях вечной мерзлоты. Оплата проходила "только как экспертам, которые выполняли свою работу во внеслужебное время", кроме них привлекали инженеров и академических работников. Целью исследовательских работ было освоение кооперированного производства газовых турбин в России, в таких проектах как электростанции для "Москва-сити" или энергоблока в Сочи.

Burlingame создали, чтобы платить всем этим экспертам. "Для того чтобы оплачивать работу экспертов или совещания, на которые приглашали людей из разных городов, приходилось как-то выходить из положения, к примеру на условиях заемных обязательств с последующим возмещением из разных источников, а порой и платить из своего кармана. А затем эти расходы возмещались на зарубежный банковский счет", - уверяет Ушаков.

В том, что на эту историю обратила внимание швейцарская прокуратура, нет ничего удивительного, подчеркивает директор Transparency International в России Антон Поминов: "Нам часто приходится объяснять, что такое "конфликт интересов", который тоже может являться признаком коррупции. Если должностное лицо госкомпании формирует технические требования к продукции и одновременно дает платные консультации поставщику этой продукции - здесь как минимум возможен конфликт интересов. Если госкомпания не устанавливает для своих сотрудников определенных ограничений, это всегда вызывает много вопросов и может способствовать некорректному поведению".

Представитель "Газпрома" ситуацию, связанную с расследованием в отношении Шайхутдинова, не прокомментировал.