Тегеран меняет ливанскую карту на йеменскую в арабском пасьянсе
Повторят ли боевики-хутии сценарий Хезболлы в Йемене? Нельзя сравнить Сана и Бейрут и нельзя сравнить структуру населения в Йемене и Ливане. Но перед нами две страны, между которыми есть некоторая схожесть в нынешней политической ситуации и коалициях правящих сил, наряду с ослаблением страны, приближением ее к состоянию полного краха и усилением влияния извне тех же региональных игроков.
В сравнительно бедной стране, которая находится на побережье моря и океана и контролирует пролив Баб Аль-Мандаб , через который проходит 60% объема всех мировых поставок нефти и географически близок к основным нефтяным артериям, возрастают естественным образом аппетиты у других стран региона.
Страна только что прошла период революционного переворота, в результате которого, был свергнут режим президента Али Абдуллы Салеха , который правил страной более трех десятилетий, а незадолго до свержения возглавил список политиков-неудачников. В таком положении страна стала мишенью для многих других стран, в том числе и Ирана.
Ни для кого не секрет, какой объем помощи Тегеран оказывает для боевиков-хутиев, особенно в течение последних двух лет, после революции 11 февраля 2011 года. Береговой пограничный патруль Йемена задержал несколько иранских кораблей, перевозивших на своем борту самое современное оружие, которое предназначалось для хутиев.
В последнее время острота конфликта между Сана и Тегераном резко усилилась, и нынешний президент Йемена Абдельраббу Мансур Гади предупредил о недопустимости вмешательства Ирана во внутренние дела его страны. Иранский парламентарий Рида Закани , человек приближенный к духовному лидеру Ирана Хомейни, сказал: «Сана становится четвертой арабской столицей, которая становится сателлитом Ирана, после Бейрута, Дамаска и Багдада» , считая то, что происходит в Йемене – это продолжение исламской революции Хомейни.
Вхождение в орбиту Ирана усилит влияние хутиев в Йемене, что совершенно ясно из их заявлений. Кроме того, это увеличивает их шансы прийти к власти в Сане.
24 сентября президент Йемена издал указ, которым назначил двух политических советников, один из которых представляет хутиев, а другой представителей юга. Это соответствует мирному соглашению, подписанному накануне, после того, как столица оказалась почти полностью в руках движения хутиев. Ранее движение хутиев контролировало небольшую по площади территорию на севере страны.
Сегодня же движение достигло столицы, воспользовавшись несостоятельностью армии и системы безопасности.
Политические потрясения и межплеменные распри сильно повлияли на боеспособность армии.
Движение хутиев накопило большой опыт боевых действий, особенно в боях против регулярной йеменской армии в период с 2004 по 2010 годы. Таким образом, они получили хорошие военные навыки, которые впоследствии были отработаны с инструкторами революционной гвардии Ирана в тренировочных лагерях в Эритреи.
Таким образом, можно сделать вывод, что Иран стремится контролировать проливы в регионе. Баб аль Мандаб связывает Индийский океан с Красным морем и этим он привлекателен для них, как и Арабское море. Установив контроль над ними, Иран сможет контролировать большую часть мировой морской торговли и нефтеносные магистрали. Иран думает над тем, чтобы распространить свое влияние на север Йемена, создавая, таким образом, неудобства для Саудовской Аравии , и принимая во внимание тот факт, что союзник Ирана в Ливане Хезбалла может не продержаться долго. Тогда центр влияния можно будет перенести на север Йемена. Отсюда видно, что у этого движения не зря есть хорошее финансирование, они проходят путь, который уже подготовлен ранее и опробован, а те ошибки, которые были допущены в ливанском варианте, не повторятся в Йемене.
Многие эксперты арабских и западных спецслужб заметили сходство в ораторском искусстве лидера Абдель Малек Аль-Хути с руководителем Хезбалла Хасаном Насралла . Хутии хотели бы, чтобы президент Йемена исполнял свои обязанности исключительно номинально, в чем видна аналогия с полномочиями президента в Ливане.
То, что при подписании соглашения о перемирии в Йемене присутствовал представитель ООН, некоторым образом легитимирует их в политическом театре, но международное сообщество еще не поднимало вопрос об их вооружении, каналах, по которым хутии их получают.
Безусловно, Саудовская Аравия не останется стоять в стороне и в будущем еще сыграет свою роль, так как хутии для нее, как нож в спину . Для саудовского королевства это движение очень опасно, а оно контролирует районы на границе с Саудовской Аравией.
Нужно еще понимать, что влияние хутииев идет параллельно с влиянием Аль-Каиды, являющиеся их идеологическими оппонентами, что предполагает возможность эскалации межконфессионального конфликта.
Так или иначе, есть большая вероятность того, что Йемен будет распадаться, как государство.
Комментарии