Мусульманский сионизм.
На модерации
Отложенный
Мусульманский сионизм.
Мусульманский сионизм, в самом широком его смысле, определяется как поддержка со стороны отдельных Мусульман идеи самоопределения еврейского народа и создания независимого еврейского национального государства.
Мусульманский сионизм, в самом широком его смысле, определяется как поддержка со стороны отдельных Мусульман идеи самоопределения еврейского народа и создания независимого еврейского национального государства. В частности, это может относиться к представлению некоторых Мусульман о том, что возвращение Евреев в Священную землю и
создание на ней Государства Израиль отвечает учениям Ислама. В числе выдающихся последователей мусульманской веры, открыто поддерживающих сионистское движение, д-р Тофик Хамид [Tawfik Hamid], который, по собственному признанию, является бывшим членом бывшей террористической организации, а в настоящее время исламским мыслителем и реформатором,
шейх проф. Абдул Хади Палацци [Abdul Hadi Palazzi], директор Института культурологи итальянского исламского сообщества, Ташби Сайед [Tashbih Sayyed], пакистано-американский ученый, журналист и писатель и Сала Уддин Шоаиб Чоудхури [Salah Uddin Shoaib Choudhury], мусульманский журналист из Бангладеша и редактор еженедельной газеты "Weekly Blitz".
Средние века
Как утверждает поданный Великобритании имам Муххамад Аль-Хуссайни [Muhammad Al-Hussaini], толкователи традиционного направления, начиная с восьмого и девятого века, неизменно интерпретировали слова Корана как прямое свидетельство того, что Земля Израиля была дарована Богом еврейскому народу согласно его бессрочному завету. Хуссайни основывает
свою аргументацию на стихе Корана 5:21, в котором Моисей объявляет: "О, народ мой, войди в Священную землю, которую Бог предназначил для нас, и не оглядывайся назад на следы свои, чтобы не потерять имеющееся". Он также цитирует толкователя Корана Мухаммада ибн Ярир аль_Табари [Muhammad ibn Jarir al-Tabari], который считает, что это "Божья весть ... донесенная в словах Моисея... до его окружения из числа сынов Израиля, и его наказ им вступить в священную землю, переданный ему Господом". Он утвер ждает, что это послание евреям не имеет срока давности, и добавляет: "В ранний период распространения ислама ... не встречается упоминаний о религиозно закрепленных притязаниях на Иерусалим как на спорную территорию". Однако такая "бессрочная" интерпретация обещания, данного евреям, не является общепринятой среди толкователей ислама.
XIX век
В 1873 году во время своего путешествия по Европе шах Персии Нассер аль-Дин Ша Каджар [Nasser al-Din Shah Qajar] встречался с британскими лидерами еврейского сообщества, включая сэра Моисея Монтефьоре [Moses Montefiore]. При этом король Персии предложил евреям купить землю и создать на ней собственное государство для еврейского народа.
Наше время
По мнению шейха проф. Абдула Хади Палацци, изначально позиция суннитов, представляемая шарифом Мекки аль-Хуссейном, а позднее его сыном, Фейсалом, королем Хейяза, а затем Ирака, носила открытый про-сионистский характер, в то время как позиция ваххабитов была выражено анти-сионистской.
23 марта 1918 года в "Al Qibla", ежедневной газете, выходящей в Мекке, были опубликованы следующие слова Хуссейна бин Али [Hussein bin Ali], шарифа Мекки и короля Хейяза, сказанные им в поддержку Декларации Бальфура от 1917 г.:
"Ресурсом страны [Палестина] по-прежнему остаются плодородная почва, которая будет разрабатываться еврейскими иммигрантами (...) мы видим, как евреи из разных стран - России, Германии, Австрии, Испании и Америки - стекаются в Палестину. Причина причин не могла ускользнуть от внимания тех, кто наделен даром прозревать истину. Они знали, что
страна была предназначена для ее настоящих сынов [abna'ihi-l-asliyin] - несмотря на все противоречия - как священная и любимая родина.
Возвращение этих изгнанников [jaliya] на родину станет - материально и духовно - школой жизненного опыта для их братьев и сестер, которые делят их заботы на полях, заводах, в торговле и всех занятиях, связанных с землей".
3 января 1919 года сын Хусейна, Файсал [Faisal] I король Ирака и д-р Чейм Вайзман [Сhaim Weizmann], президент Всемирной сионистской организации, подписали Соглашение Файсала-Вайзмана об арабско-еврейском сотрудничестве, в котором Файсал принимает Бальфурскую декларацию при условии выполнения Британией своих обещаний о создании
в Палестине еврейского государства, данных во время войны, в связи с чем он сделал следующее заявление:
"Мы, арабы... смотрим на сионистское движение с глубочайшей симпатией. Наша делегация здесь, в Париже, полностью ознакомлена с предложениями, представленными вчера Сионистской организацией на заседании Мирной конференции, и мы считаем их разумными и обоснованными. Со своей стороны мы будем делать все возможное, чтобы способствовать их
реализации; мы надеемся, что евреи найдут там свой настоящий дом... Я искренне надеюсь, и мой народ также искренне надеется, что наступит будущее, в котором мы будем помогать вам, а вы будете помогать нам, так что страны, значимые для всех нас, смогут снова занять подобающее место в мировом сообществе цивилизованных людей". Некоторые мусульмане
не арабского происхождения, включая курдов и берберов, также высказались в поддержку Израиля и сионизма. Рамин Х. Артин [Ramin H. Artin], представляющий Курдско-американское образовательное сообщество, утверждает, что вновь созданное государство Израиль было своеобразным бельмом на глазу фашистов, которые предпочли бы разрушить
его до основания". Подводя итог, он заявляет о том, что израильско-курдский союз отражает "естественное" стремление, и, что искреннее взаимное уважение и взаимное признание прав способны стать основой для мира и процветания.
Палацци отмечает, что, несмотря на существующее положение дел, когда идея поддержки Израиля близка лишь меньшинству мусульман, есть надежда, что к ним примкнут бывший президент Индонезии и лидер Nadwat al-Ulema, шейх Абдуррахман Вахид [Abdurrahman Wahid], муфтий Сьерра-Леоне, шейх Ахмад Силла [Ahmad Sillah] и верховный муфтий Российской
Федерации, шейх Талгат Таджуддин [Talgat Tajuddin], муфтий европейской части России, шейх Саламан Фарид [Salman Farid], выпустивший фетву против интифады. По словам Палацци, примеры произраильски настроенного мусульманского духовенства можно найти среди муфтиев Чечни, Узбекистана и Казахстана.
Известные мусульманские сионисты
К числу известных мусульманских сионистов принадлежат д-р Тофик Хамид,являвшийся, по собственному признанию, членом террористической организации, и ставший сегодня исламским мыслителем и реформатором, шейх проф. Абдул Хади Палацци, директор Института культурологи итальянского исламского сообщества, Ташби Сайед, мусульманский ученый
пакистано-американского происхождения, журналист и писатель, проф.Халел Мохаммед [Khaleel Mohammed], исламский специалист в области права, работающий в Государственном университете Сан-Диего, и Сала Удин Шоаиб Чоудхури.
В Египте
Д-р Тофик Хамид, являвшийся, по собственному признанию, членом организации боевиков al-Gama'a al-Islamiyya, сказал, что для большинства мусульман слово "Израиль" ассоциируется со словом "Азраэйл", которое звучит так же, как "Израиль", но означает "ангел смерти". Связь, возникавшая в умах большинства мусульманских детей, заставляла их ненавидеть само слово "Израиль". В статье, озаглавленной "Почему я полюбил Израиль, следуя Корану", он заявляет о том, что, согласно Корану, Бог предоставил израильтянам Израиль как землю
обетованную (Коран, стих 17:104: И Мы сказали затем Сынам Израиля, "Селитесь без страха на земле обетованной". Он объясняет, что замысел Корана идет еще дальше, наделяя Обетованную землю статусом наследия израильтян (26:59) "Так было, но мы сделали Сынов Израиля наследниками таких вещей (Обетованная земля)". При этом он добавляет: "Никто из
мусульман не имеет права творить евреям препятствия в объединении на территории Израиля, так как это была воля самого Господа".
В Пакистане
Д-р Ташби Сайед, шиит и пакистано-американский ученый, журналист и писатель, был известным сторонником Израиля и критиком исламистского движения. Он говорил, что Израиль является жизненно важным для поддержания стабильности в регионе. Сайед хвалил евреев за их обращение к арабам в Израиле и аплодировал "силе еврейского духа,
который остался несломленным под натиском злых сил, несмотря на тысячелетние традиции антисемитизма". В заключение он делает следующий вывод: "Я убежден в правдивости того, что Бог создал эту землю, но также неоспоримо и то, что только Израилю под силу удержать ее от гибели". Ташби осуждал прессу за то, что она изображает израильтян варварами и "предпочитает игнорировать все правила журналистской этики, когда речь заходит об Израиле".
В Канаде
Иршад Манджи [Irshad Manji], канадская писательница мусульманского вероисповедания и активная сторонница прогрессивного толкования ислама, считает, что неприятие арабами исторической связи евреев с Палестиной является ошибкой. Манджи согласна с тем, что исторические корни еврейства тянутся к израильской земле, и признает их право на
создание еврейского государства. Более того, она утверждает, что предположения о наличии апартеида в Израиле глубоко ошибочны, отмечая, что в Израиле существует несколько арабских политических партий; что арабско-мусульманские законодатели имеют право вето; а также что арабские партии отклоняли решения о дисквалификациях. Она также
отмечает, что Израиль имеет свободную арабскую прессу; что дорожные указатели имеют арабский перевод; а арабы живут и учатся там наряду с евреями. Она возлагает вину на арабские страны за ситуацию с палестинскими беженцами, говоря, что они "пресекали каждую попытку решить проблему", и что они скорее окажут "активную поддержку
террористам-смертникам и их семьям", чем помогут нуждающимся беженцам.
В Бангладеше
Сала Уддин Шоаиб Чоудхури, журналист и издатель из Бангладеша. Его газета "Weekly Blitz" критикует культуру джихада и выступает за межконфессиональное понимание между мусульманами, христианами и евреями. Чоудри был арестован полицией Бангладеша 29 ноября 2003 года в аэропорте Дака, когда он собирался лететь в Израиль - страну,
закрытую для граждан Бангладеша.
После освобождения из 17-месячного заключения Чоудри написал статью в израильской газете: "Я стою здесь перед вами, возможно, как воплощенное противоречие: сионист, защитник Израиля и набожный, практикующий мусульманин, живущий в мусульманской стране". Он также заявил: "Я верю в справедливость сионистской мечты.
Я также признаю как историческую реальность, что мир пытается разрушить эту мечту и, да, даже уничтожить еврейский народ. В то же время я живу в среде, в которой люди не менее искренне придерживаются противоположных взглядов - где Израилю отказывается в законном праве на существование, и еврейский народ считается воплощение зла".
Во Франции
Морад Эль Хаттаб [Morad El Hattab], французско-мусульманский писатель, активный сторонник французской секуляризации и критик антисемитизма, который проповедует идеи поддержания мира и сотрудничества с Израилем. "Я считают, что криминализация государства Израиль является раковой опухолью XXI века", - сказал он. Он заявляет, что еврейское государство творило чудеса, и добавляет: "Я хочу, чтобы мои братья-мусульмане поняли это".
В Кувейте
Кувейтский писатель Абдулла Саад Аль-Хадлак [Abdullah Saad Al-Hadlaqс] призывает свою страну нормализовать отношения с Израилем. Отвечая на вопрос о том, верит ли он, что у мусульман есть право управлять Иерусалимом, Хадлак ответил: "Напротив, стих 21 Сурата Аль-Мадеа Священного Корана подчеркивает наличие права 'Bani Израиль"". Он также
считает, что израильская модель демократии является уникальной и превосходит многие из тех, которые он описывает как "тиранические, тоталитарные" арабские режимы. В своей статье от 2008 года, "Право на самозащиту", Аль-Хадлак признает "право Израиля защищать себя" и предлагает международному сообществу "не критиковать Израиль, если он
продолжает вести борьбу против иранского терроризма в лице боевиков Хамас (...) и не критиковать Израиль за применение силы для защиты своих граждан на своей территории".
В Соединенных Штатах
Американо-исламский форум в поддержку демократии (AIFD) был учрежден в марте 2003 года. Группа защищает концепцию либерального ислама, совместимую с понятиями демократии и американскими ценностями. AIFD официально поддерживает Израиль, заявляя о том, что "назрела необходимость в принципиальном программном заявлении относительно
государства Израиль. Мы заявляем о том, что поддерживаем сложившуюся неофициальную тенденцию признания государства Израиль за пределами признанных межгосударственных границ".
Основатель группы, М. Зуди Яссер [M. Zuhdi Jasser], бывший капитан-лейтенант флота Соединенных Штатов, сказал, что мусульманам пора признать Израиль как государство, чтобы противостоять конкретным радикальным исламистским группам - не теории, тактике или идее терроризма - а конкретным организациям Хамас, Аль-Каеда и другим группам. Яссер называет политический исламизм "коренной причиной исламистского терроризма" и вопросом, по которому "пора определить свою позицию".
Мусульманские бедуины, ассоциирующие себя с Израилем
Бедуины пустыни Негев, мусульманское меньшинство, которое включает около 12% израильских арабов, все чаще причисляют себя к израильтянам, а не к арабским жителям Израиля. Многие бедуины из пустыни Негев служат в Израильских силах обороны. Каждый год около 5%-10% бедуинов призывного возраста вступают добровольцами в израильскую армию (в
отличие от друзов и евреев-израильтян они не обязаны делать это по закону). Бедуины имеют давние устоявшиеся связи с соседними еврейскими сообществами.
Бедуины Туба-Зангарийе участвовали в защите этих сообществ во время арабского восстания в Палестине 1936-1939 годов. Официальное сотрудничество между евреями и бедуинами началось в 1946 году, когда вождь племени аль-Хейб шейк Хуссейн Мохаммед Али Абу Юссеф [Hussein Mohammed Ali Abu Yussef] направил более 60 своих человек воевать на
стороне сионистских сил в составе подразделения Паль-Хейб Хагана. Во время арабо-израильской войны 1948 года, подразделение Паль-Хейб защищало еврейские поселения Верхней Галилее от войск Сирии. В 1948 году была опубликована цитата из высказывания шейка Абу Юссеф: "Разве в Коране не написано, что отношения между соседями могут быть такими
же сердечными, как эти взаимоотношения? Наша дружба с евреями длится много лет. Мы поняли, что можем доверять им, и они научились у нас этому".
Мадж Фед Фалла [Maj Fehd Fallah], бедуин из деревни Саад на территории оккупированных Израилем Голанских высот, сказал в своем интервью: "Да, я воевал против мусульман в Газе, - добавив, - и снова пошел бы воевать, если бы мне пришлось". Он также заявил: "Израильским мусульманам, которые не служат в IDF, должны стыдиться того, что они не служат своей стране".
Исмаил Халди [Ismail Khaldi], первый заместитель консула бедуинов в государстве Израиль и самый высокий по званию мусульманин на дипломатической службе в Израиле. Халди - активный сторонник Израиля. Признавая, что положения бедуинского меньшинства в государстве Израиль далеко от идеала, он сказал:
Я горд за Израиль - наряду со многими другими израильтянами не еврейской национальности, включая друзов, бахаев, бедуинов, христиан и мусульман, которые живут в одном из наиболее культурно-диверсифицированных сообществ, и единственном по-настоящему демократическом государстве на Ближнем востоке. Как и американское, израильское сообщество отнюдь нельзя назвать идеальным, но давайте будем честны. Какой бы аспект вы не выбрали - возможности для образования, экономическое развитие, права женщин и геев, свобода
слова и собраний, законодательное представительство - здесь израильские меньшинства устроены гораздо лучше, чем в любой другой стране на Ближнем Востоке.
Друзские и сарацинские мусульмане
Сарацины в Израиле не относятся к арабам и, в основном, представлены исламскими суннитами. Сарацины поддерживали дружественные взаимоотношения с еврейским сообществом в Израиле с момента поселения евреев на израильской земле. Сарацинское сообщество в Израиле помогало организовывать легальную иммиграцию (Ha'apala) евреев в Палестину в
период британского правления и сражалось на стороне Израиля в Войне за независимость. Как и друзы, начиная с 1958 года, сарацинские мужчины, в отличие от женщин, по достижении совершеннолетия проходят обязательную воинскую службу. Многие сарацины, живущие в Израиле, нанимаются на работу в вооруженные силы, включая пограничные войска,
израильские силы обороны, полицию и израильскую тюремную службу. В Израиле процент военных наемников среди членов сарацинского сообщества особенно высок.
Друзы представляют собой религиозное сообщество, члены которого считают себя реформистской сектой, вышедшей из ислама. Друзы, как правило, не ассоциируют себя с понятиями арабского национализма. Связь между евреями и друзами обычно определяется термином "клятва на крови". Население друзов активно участвует в израильской обороне и
политике; немалое число израильских друзов полегло в войнах Израиля, начиная с арабо-израильской войны 1948 года. Реда Мансур [Reda Mansour], друзский поэт, историк и дипломат, объяснял: "Мы являемся единственным не-еврейским меньшинством, принятым на военную службу и имеем даже больший процент боевых подразделений и офицеров, чем сами
евреи. Поэтому мы считаемся выражено националистическим, патриотическим сообществом". В 2008 году более 94% друзской молодежи определяли себя как "друзы-израильтяне" в религиозном и национальном контексте. На сегодняшний день пять друзских законодателей были выбраны в качестве депутатов 18-го Кнессета - непропорционально большое число, учитывая численность их населения.
Председатель форума глав властных органов друзов и сарацин и глава муниципалитета Касра Адиа, Набиа Нассер А-Дин [Nabiah Nasser A-Din], критиковал "много-культурное" конституционное устройство Израиля, предлагаемое израильско-арабской организацией Адала, утверждая, что он считает это неприемлемым. "Государство Израиль принадлежит евреям и
является демократией, которая придерживается принципов равенства и свободы выбора. Мы признаем неправомерным и отвергаем все, что предлагает организация Адала", - сообщил он. По словам А-Дина, судьба друзов и сарацин в Израиле переплетается с судьбой самого государства. "Это договор на крови и вопрос жизни. Мы не готовы поддерживать любые
серьезные изменения в устройстве этого государства, с которым связали свою судьбу еще до его учреждения ", - сказал он.
Принятие Израиля израильскими арабами
Согласно результатам исследования, проведенного в 2004 году профессором Сами Смоа [Sammy Smooha] из еврейско-арабского центра при Университете Хайфы - раздел "Показатель еврейско-арабских взаимоотношений в Израиле - 2004 год", 84,9% израильских арабов утверждали, что Израиль имеет право на существование в качестве независимого государства, а 70% отмечали, что он имеет право на существование в качестве демократического государства. Исследование, проведенное в 2005 году Институтом Трумана, показало, что 63% арабских
граждан принимают идею о том, что Израиль является государством для еврейского народа.
Нетерпимость по отношению к мусульманским сионистам.
В мусульманском мире поддержка Израиля иногда сталкивается с нетерпимостью. В 2004 году Саре Нассер [Sarah Nasser], мусульманской студентке в Канаде, известной своими про-израильскими взглядами, не раз угрожали расправой в связи с открыто выражаемой ею поддержкой идеи наличия у еврейского государства прав на существование. "Быть
сторонником идеи существования Израиля не подразумевает противостояние исламу, только дополнение к учению ислама, - считает она. - В Коране нет стихов, запрещающих евреям вернуться на землю Израиля (...) "Я люблю евреев так же, как люблю истинных мусульман, - утверждает она. - Поэтому я верю, что евреи должны получить право на законное проживание
на своей родине".
В 2006 году в Бангладеше было совершено избиение издателя газеты "Weekly Blitz", Сала Удин Шоаиб Чоудри, считающего себя "мусульманским сионистом". Результатом избиения, в котором участвовало 40 человек, стал перелом лодыжки. Во время нападения толпа, обращаясь к Чоудри, выкрикивала "еврейский агент".
Комментарии