Сталинизм и сегодняшний день

На модерации Отложенный

Что есть сталинизм? Точного определения я, скорее всего, не дам, тем более, что этому явлению в истории нашей страны давали определения уже неоднократно. Впрочем, я полагаю, что большинству на интуитивном уровне вполне понятно, о чем идет речь. Меня же больше интересует, почему сегодня, спустя 61 год после смерти Сталина мы снова видим возвеличивание его образа, настойчивую пропаганду сталинистской идеологии, сталинских методов руководства обществом и страной. Откуда это? Чем вызвано? На эти вопросы также даются ответы, обычно в немалом количестве и достаточно разнообразные. У меня есть свой взгляд на проблему сталинизма, возможно, тоже не совсем оригинальный, но все же заслуживающий своего обсуждения.

Прежде всего, я хочу отметить, что истекшие после смерти Сталина годы сталинизм, равно как и культ Сталина, никуда не исчезал, а если временами и ослабевал, то ненадолго и весьма незначительно. Просто в течение некоторого количества лет он звучал не столь громко, несколько приглушенно. В наши дни возгласы, восхваляющие Сталина и сталинизм, и призывающие к возврату к сталинским методам управления обществом стали звучать много громче и много чаще. Но откуда всё это всё-таки берется?

Давайте совсем немного порассуждаем. Сталин умер в 1953 году. Те, кто родились в 1940 году или позже, уже в силу возраста не могли быть затронуты прямой пропагандой сталинского культа личности. Официально этот культ начал резко ослабевать практически не в 1956 году после известного доклада Хрущева (как это иногда утверждают некоторые исследователи), а уже спустя только месяц после смерти Сталина. Дети тех, кто родился в 1940 году, вошли во взрослую жизнь примерно спустя 25 лет, то есть в 1965 году. Внуки тех, кто родился в 1940 году, вошли во взрослую жизнь уже примерно в 1990 году. В настоящее время взрослыми стали уже правнуки тех, кто не был затронут сталинской пропагандой. А всего прямой сталинской пропагандой оказалось не затронуто, не много не мало, четыре поколения людей. И тут вдруг оказалось, что в этом четвертом поколении количество сталинистов превышает все самые мыслимые нормы. И снова встает вопрос: откуда все это?

Я буду придерживаться самого простого и очевидного подхода, а именно, генетического. То, что четыре поколения советских, в большинстве своем, русских людей являются сталинистами, то, что все они остаются сторонниками твердой и жестокой правящей руки, что большинство из них не признает реальной демократии, что в большинстве своем они являются сторонниками бесправия народа и т.д.

и т.п., всё это говорит о том, что подобные черты характера формируются не столько воспитанием и пропагандой, сколько тем, что эти черты попросту передаются по наследству, то есть, генетически от родителей к детям, а в широком смысле, от поколения к поколению.

Надо сказать, что сталинизм как идеология активно насаждался не только в России. В состав СССР входили республики Средней Азии и Закавказья, а с 1940 года еще и три прибалтийские республики. И в умы народов этих республик также активно внедрялся культ личности Сталина и идеология сталинизма. И что? Всё это выветрилось у них сразу после смерти самого Сталина. Примерно такая же картина наблюдалась в так называемых «странах народной демократии», которые на самом деле находились в полном подчинении руководимого Сталиным Советского Союза, и в которых идеология сталинизма внедрялась с 1945 года.

Все это свидетельствует, что идеи сталинизма, если говорить обо всем мире, объективно были не столь уж живучи. Живучими они оставались только в России и только для русских, проживавших в России. Почему это так, остается, в общем-то, трудно объяснимым. И все же имеются некоторые особенности, которые нельзя не отметить. В большинстве своем сталинисты – это ярые патриоты России, сторонники русской идеи и идеи восстановления Советского государства, причем обязательно в его прежних границах. В большинстве своем все они выступают за восстановление существовавших в те годы политической и экономической систем. Все, кому приходилось иметь дело с людьми, которые считают или, вернее, называют себя патриотами, не могли не заметить, что эти люди почти всегда чрезвычайно эмоциональны, что они не признают никакого мнения, которое не совпадает с их собственным. Они нередко чрезвычайно эмоционально отстаивают свое мнение, в спорах переходят порой на крик, они брызгают слюной, они совершенно точно знают все лучше всех. Среди сталинистов очень много людей не слишком образованных, грубых, нетерпимых. Но и среди образованных людей сталинистов и так называемых «лютых патриотов» (некоторые из них именно так себя и называют) можно встретить в очень немалом количестве.

Дать исчерпывающий ответ, почему все подобные черты остаются неискоренимыми в умах русских людей, оказывается делом очень непростым. Иногда можно услышать те или иные ответы, однако по большей части они очень поверхностны. Будет ли нация и страна меняться? Пока не ясно.