Путешествие в Гатчину. Часть третья. Парк

Послушай пенье птиц под музыку листвы,
Укройся от жары в тенистых галереях,
И обретёшь покой и радость тишины,
Что в Собственном саду запутались в аллеях.
Два сфинкса на посту. Интимный уголок.
Монументальность герм на лучиках-дорожках,
С Богинею цветов поговорить бы мог
Любой, кто верит в сказку хоть немножко.

Елена Кочетова

Гатчинский парк... Его невозможно обойти за одну экскурсию. Да и вообще, стоит ли задаваться такой целью. Когда я стоял на Сигнальной башне и смотрел на его панораму, мне просто хотелось, чтобы мир застыл. Казалось, что стремительное движение времени неожиданно остановилось, склонившись перед красотой мира..... А мы, так и не обошли Белое озеро....

<small>I — Дворцовый парк
</small>

<small>II — Сильвия

А — остров Любви
Б — Собственный сад
В — Нижний Ботанический сад
Г — Верхний Ботанический сад
Д — Ботаническая горка
Е — Нижний Голландский сад
Ж — Верхний Голландский сад
И — Водный лабиринт
К — Липовый сад
Л — Лесной лабиринт</small>

<small>1 — Большой Гатчинский дворец (1766-1781А. Ринальди)
</small>

<small>2 — Павильон Венеры (1792-1793)
3 — Берёзовый домик (1780-еФ. Виолье)
и портал «Маска» (1794-1796В. Бренна)
4 — Колонна Орла (1770, А. Ринальди)
5 — Павильон Орла (1793-1796)
6 — Лесная оранжерея (1794-1796)
7 — Терраса-пристань (1792-1795, В. Бренна)
8 — Адмиралтейство (начало 1790-х)
9 — Чесменский обелиск (1770-е)
10 — Адмиралтейские ворота (1794-1796)
11 — Большие железные ворота (1787)
12 — Амфитеатр (конец 1790-хН. А. Львов)
13 — Берёзовые ворота (1795-1798, В. Бренна)
14 — Горбатый мост (1800-?, А. Д. Захаров)
15 — Грот «Эхо» (до 1783)
16 — Восьмигранный колодец (начало 1790-х)
17 — Карпин пруд
18 — Терраса-балкон
19 — Белое озеро
20 — Серебряное озеро</small>

 

схема парка

Итак, давайте немного поговорим об истории создания парка. 

Во второй половине XVIII века сады русского барокко стали уступать место садам и паркам, подражающим естественной природе. Родиной пейзажного стиля была Англия. Именно в стилистике английского пейзажного парка начал формироваться гатчинский ландшафтный парк.

вид парка с Сигнальной башни

Во времена Григория Орлова работы велись под руководством Антонио Ринальди английским садовником Джоном Бушем, возможно, даже предком двух президентов США. Мир то тесен.... Из Петергофа были присланы садовые ученики - Лев Иванов, Алексей Кряжев, Василий Колупаев, Иван Лебедев. Основой преобразований окрестного пейзажа стали Белое и Серебряное озера. Необходимо было изменить очертания берегов и укрепить их. Для этого углубляли дно, рыли каналы, насыпали холмы, создавали искусственные острова. В 90-х годах XVIII века в парке вырыли искусственные пруды необычной формы: Карпин пруд, Ковш у Адмиралтейства, Прямоугольный, Восьмигранный и Круглый в Ботанических садах, Овальный у Лесной оранжереи. Через озера и каналы перекинули множество мостов. Постепенно складывается комплекс гатчинских парков, в который входят парки Дворцовый (на его территории находится императорский дворец и основные парковые сооружения), Зверинец, Сильвия, Приоратский, Орлова роща.

На входах в парки устанавливались каменные ворота.

Одним из первых парковых сооружений в Гатчине стала беломраморная колонна, подаренная Екатериной II Григорию Орлову. Колонну изготовили в Петербурге, перевезли в Гатчину и установили на искусственном холме в Английском саду. Скорее всего мраморное изображение орла на ее вершине было не более, чем признательностью царствующей императрицы владельцу Гатчины за заслуги в возведении ее на престол в «революционные дни» 1762 года. В этот же период в Гатчинском парке появилось еще одно сооружение – Чесменский обелиск. Он считается старейшим парковым украшением. Обелиск исполнен из нескольких сортов мрамора и установлен на берегу Белого озера. Предположительно автором проекта является Антонио Ринальди. Обелиск хранит старинную легенду. Будто бы Григорий Орлов установил его в честь своего брата Алексея Орлова-Чесменского, который, будучи командующим русским флотом, разбил считавшуюся непобедимой турецкую эскадру в Чесменской бухте.

На берегу Серебряного озера, на склоне пологого холма расположено романтическое сооружение архитектором которого является А. Ринальди – Грот «Эхо». Грот был не просто украшением зеленого склона. Здесь, на берегу озера, у специально построенной пристани полуциркульная арка грота оформляла выход из тоннеля, ведущего от дворца. Согласно преданию, подземный ход был устроен еще Григорием Орловым для бегства из дворца в случае непредвиденных обстоятельств или надвигающейся опасности. Своим названием Грот «Эхо» обязан редкому акустическому эффекту. Если перед сводом грота произнести слово или фразу, то спустя чуть ли не сорок секунд они вдруг с «необыкновенной ясностью», повторяясь несколько раз, возвращаются.

По проекту Николая Александровича Львова, строителя Приоратского дворца, был сооружен земляной Амфитеатр со скамьями из дерна, уступами спускающимися к арене. Постройка напоминает древнеримский амфитеатр в миниатюре. Она предназначалась для проведения состязаний, турниров и других костюмированных представлений. Еще одним из его сооружений является Каскад для представления морских сражений до сегодняшнего дня практически не сохранившийся.

Гатчинское Адмиралтейство появилось в парке в начале 1790-х годов. Это было крупное здание, основу которого составляли 16 массивных столбов из черницкого камня; между столбами закреплялись узкие доски, создававшие ребристую поверхность фасада. Первоначально при помощи системы блоков и канатов эти простенки поднимались и опускались, открывая стапеля со стоящими судами. Адмиралтейство было местом сборки, ремонта и хранения судов, вооружения и оснастки гатчинской эскадры. В конце XIX века Адмиралтейство было превращено в кладовые, затем – в музей старинных корабельных моделей, редких предметов матросского и офицерского оружия, рыболовных снастей, небольших парусников и весельных судов. После Великой Отечественной войны пострадавшее здание было восстановлено и использовалось, в частности, для проведения концертов, танцевальных вечеров, и т.д. Впоследствии здание сгорело.

адмиралтейство

Кириан Пластинин построил по проекту В.Бренны в 1792-1795 годах Террасу-пристань в виде подпорной стены на Длинном острове. Терраса, сложенная из плит пудостского камня, находится напротив фасада дворца. C противоположного берега Белого озера она кажется дворцовым пьедесталом. По краям Террасы лестницы, их нижние площадки служили пристанями. По периметру верхней площадки шла мраморная балюстрада с четырьмя статуями скульптора И.П.Прокофьева – «Живопись», «Скульптура», «Архитектура» и «Поэзия» – и 18 вазами из пудостского камня. Лицом к дворцу находятся две каменные фигуры лежащих львов.

Парк украшают и другие сооружения - Лесная оранжерея, Березовый домик, Портал, Павильон Венеры (Храм любви).

В композицию гатчинского дворцово-паркового ансамбля органично включен Приоратский парк, получивший свое название после того, как на территории Малого Зверинца возвели Приоратский дворец. Приоратский дворец был построен в связи с учреждением в России великого приорства Мальтийского ордена (1797 г.). Католический рыцарский орден иоаннитов, основанный в XII веке, с 1530 года находился на острове Мальта. Когда крепость была захвачена наполеоновскими войсками, рыцари попросили покровительства у Павла I. 16 декабря 1798 года он был избран великим магистром этого ордена. Замок, построенный в Гатчине, предназначался для размещения в нем приора (настоятеля) рыцарского ордена – французского эмигранта Конде, но никогда не использовался по прямому назначению. Создателем Приоратского дворца является русский архитектор Н.А. Львов.

Мы начали путешествие с Собственного Сада, который В. Бренна устроил в 1797 году на насыпной террасе, для чего пришлось соорудить каменную подпорную стену. Сад примыкает к Арсенальному каре и Часовой башне дворца, в него можно было попасть из личных комнат Павла I на первом этаже Главного корпуса. Сад нес на себе типичные черты регулярных садов: здесь были деревья с кронами правильной геометрической формы, боскеты, трельяжи, увитые цветами, система аллей; установили четырнадцать мраморных статуй, в центре – статуя Флоры работы итальянского мастера Фабио Медико, окруженная гермами (скульптурный бюст, венчающий четырехугольный столб, сатиров и вакханок. Возле центрального корпуса дворца соорудили (1794 г.) террасу, перед ней стояли два крылатых сфинкса, высеченных из местного пудостского камня.


После этого выходим к Карпиному пруду, получившему свое имя от обитавших в нем ручных карпов, по сигналу колокольчика подплывавших к месту кормления. На его берегах раскинулись Нижний сад и Верхний Голландский сад

 

Северо-западная часть дворцового парка получила название СИЛЬВИЯ. Считается, что Павел I пожелал воспроизвести в Гатчине черты планировки и облика парка в Шантильи. Сильвия создавалась в 1792-1800 годы, именно тогда здесь были высажены тысячи деревьев, проложены парковые аллеи и дорога в Большой Зверинец. От Зверинца Сильвию отделяет речка Колпанка. В XVIII веке ее называли Пильной речкой, т.к. на берегу находилась Пильная мельница (лесопилка), приводившаяся в движение водой.

Сильвийские ворота и ограда Сильвии возведены из пудостского камня. Планировка парка была в прошлом сложной, но остались лучи трех главных аллей. На берегу Колпанки сохранились две постройки конца XVIII века – Ферма и Птичник, или Фазанерия, где содержались фазаны для царской охоты. Ферму начали строить в 1797 году по замыслу А. Захарова, но она осталась недостроенной в связи со смертью Павла I. В 1844 году обветшавшее здание разобрали и вновь возвели по проекту А. Байкова, сохранив его прежний вид.

В 1968 году у Сильвийской стены, недалеко от того места, где в июне 1942 года были расстреляны фашистами 25 юношей и девушек – жителей Гатчины, открыт памятник молодым советским патриотам (скульптор А. Королюк и архитектор В. Иванов).

К сожалению, туда мы не добрались. 

Наш путь лежал в Березовый домик мимо развалин Адмиралтейства и Ботанического сада.

По дороге к домику нам то и дело встречались свадьбы. Погода окончательно разгулялась, выглянуло солнце и Саша весело бегала по дорожкам, распевая бессмертных строчки, оставшиеся в памяти еще из моего детства:

- Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной!

Идем дорогой трудной. дорогой непростой....

И ведь действительно, разве не Изумрудный город окружал нас....

Иорданский колодец

Но где же Березовый домик?!

Массивная арка с колонами. Каменная.....

В 1780-х годах вблизи острова Любви построили Березовый домик. Снаружи – это как бы штабель березовых дров, а внутри его отделали с роскошью дворцовых сооружений XVIII века. Против входа – альков с диваном, украшенный каннелированными пилястрами ионического ордера. Стены алькова обложены мелкими четырехугольными зеркалами, расписанными гирляндами цветов; пол был обит белой ковровой тканью с изображением гирлянд из зелени, деревьев, цветов, бабочек; занавеси, драпировка алькова, обивка мебели были сделаны из драгоценной голубой шелковой материи, где по голубому полю была вышивка серебром. Тема живописного плафона – «Зефир и времена года». Домик имел и другие комнаты, в т.ч. кухню с отдельным входом.

В годы Великой Отечественной войны Березовый домик был полностью разрушен. На основе сохранившихся обмерных чертежей архитектором А. Кедринским был разработан проект его восстановления и в 1975 году осуществлен специалистами Ленинградского объединения «Реставратор».

В 1794-1796 годах перед Березовым домиком из блоков пудостского камня возвели портал «Маска»(проект В. Бренны), который должен был прикрывать «штабель дров».

Именно поэтому, мы сразу домик и не нашли.....

Березовые ворота

А мы идем и, даже бежим, путешествовать дальше. А значит, продолжение следует!