КПРФ подготовила законопроект о выходе России из ВТО

На модерации Отложенный

Коммунисты, которые всегда резко выступали против вступления России в ВТО, подготовили законопроект о выходе из этой торговой организации. Время выбрано, надо признать, удачное – экономическая агрессия Запада подмочила репутацию международного торгового сотрудничества. Какова процедура выхода из ВТО и стоит ли вообще этим заниматься, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Депутаты от КПРФ хотят внести свой законопроект о денонсации протокола о присоединении России к ВТО на рассмотрение нижней палаты парламента сразу с открытием осенней сессии и будут настаивать на его рассмотрении в первоочередном порядке, заявил глава юридической службы КПРФ, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вадим Соловьев.

«Фактически это удавка на шее России и попытка внешнего управления нашей страной», – уверен Соловьев. «Мы сейчас в ответ на эти санкции, которые сегодня против России применяются, надеемся, что, может быть, до наших коллег из Государственной думы дойдет, что нужно этот договор срочно денонсировать», – сказал парламентарий.

Коммунисты и справороссы уже дважды обращались в Конституционный суд, доказывая, что соглашение ВТО нарушает конституцию, но суд дважды подтвердил, что документ соответствует российскому законодательству. КС отказал парламентариям в 2013-м и в июле 2014 года.

Россия шла к членству в ВТО целых 18 лет, а вступила в организацию лишь два года назад. Такой тернистый путь объясняется тем, что Россия долго торговалась, стараясь выбить для себя наиболее выгодные условия и длинные переходные периоды, которые обеспечили постепенное снижение таможенных пошлин на наиболее чувствительные для РФ товары, а не резкое обнуление.

Первый шаг уже сделан

Россия могла бы стать первой в мире страной, которая вышла из ВТО. Хотя сделать это имеет право любой участник, другое дело, что в документах, скорее всего, прописывается цена выхода, говорит юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков. «По правилам ВТО выход страны-участницы из ВТО возможен при уплате крупных штрафов, определяемых величиной ущерба, который могут понести от этого другие участники. Например, от выхода России из ВТО могут пострадать ТНК, получившие доступ к российским ресурсам после ее входа в ВТО, и тогда нужно будет возместить им ущерб», – говорит Ивченков.

Поэтому законопроект коммунистов о выходе России из ВТО вряд ли будет принят. По крайней мере, пока. «Предложение депутатов от КПРФ – не более чем выверенный пиар-ход, однако время для данной акции они выбрали достаточно удачно», – говорит заместитель генерального директора консалтинговой компании HEADS Никита Куликов.

Как и Польша, представитель которой в Европарламенте накануне призвал исключить рубль из международного финансового оборота и сделать его неконвертируемой валютой. Хотя между двумя политическими заявлениями есть существенная разница. Исключение рубля невозможно, так как он и так занимает малую долю в мировом торговом обороте. Заявление евродепутата лишь говорит «о степени политической безответственности автора и уровне его интеллектуальных способностей», как тонко заметил Нарышкин.

Тогда как законопроект КПРФ – это прямой намек для Запада, особенно для ЕС, на то, куда может завести в конечном счете экономическая война. ВТО – это символ свободного передвижения товаров между странами, соответственно, выход из ВТО можно рассматривать как угрозу закрыть российский рынок от всякого импорта. Первый, довольно аккуратный, шаг в этом направлении Россия уже сделала, запретив импорт продуктов питания. То есть угроза основана не на пустом месте.

Если исходить только из норм ВТО и игнорировать происходящие сейчас политические события, то запрет импорта продуктов уже может быть расценен как «политически мотивированные масштабные торговые запреты», говорит юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков. Это нарушает нормы ВТО, а именно принцип недискриминации в торговле и принцип национального режима. Если дойдет до суда ВТО, то Россия будет доказывать свою правоту угрозой импорта для национального производства и угрозой здоровью или жизни людей. И доказать, кстати, России будет чем: та же европейская свинина опасна из-за африканской чумы, да и молочная и другая продукция не раз попадали в поле зрения Россельхознадзора.

А уж доказать, что импорт продуктов питания стал угрозой для национального производства, будет еще проще. Спустя два года можно констатировать, что, как и ожидалось, тяжелей всего из-за ВТО пришлось именно отечественным аграриям. Проблемы были даже у самых сильных игроков.

Особенно сильный удар пришелся по животноводству, в частности по свиноводам, которые набрали до 2012 года кредитов, открыли дорогие современные свинофермы и, не успев еще окупить инвестиции, столкнулись с валом импортной свинины, падением цен и производства. То же самое и по курятине, некоторые даже обанкротились, например ГК «Оптифуд» из Ростовской области. Как назло, это совпало еще и с потребительским спадом. А из-за ВТО пришлось еще и господдержку отрасли сократить и видоизменить.

В итоге у группы «Черкизово», например, за 2012/2013 год показатель EBITDA Margin (выраженное в процентах отношение прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации к выручке от продаж) в птицеводстве снизился с 21 до 10%, а в свиноводстве – с 37 до 17%.

Поэтому ответные санкции, которые заодно защищают наших аграриев, – крайне хитрый и умный ход со стороны России. Аграриям главное воспользоваться «манной небесной» правильно, чтобы не произошло простой замены одного импорта на другой.  

Европейцы же, совершенно не ожидавшие такого хода, сразу засуетились, подсчитывая убытки: Польша потеряет за год 800 млн евро только на продуктах, а если Москва запретит поставки автомобилей, запчастей и электроники, страна лишится еще 1,3 млрд евро. Германия – крупнейшая экономика еврозоны и главный спонсор ее депрессивных экономик – признала, что неожиданное снижение ее экономического роста во втором квартале связано с российскими санкциями. И чтобы вернуться обратно к росту, надо отказаться от дальнейших санкций в отношении России, да и украинский кризис разрешить. Кризис в Германии еще страшней для ЕС, чем дефолты Греции или Испании, потому что тонет спасатель.

В целом аграрии ЕС потеряют, по самым скромным подсчетам, 7 млрд евро, а денег на компенсации в европейском фонде – кот наплакал, максимум 400 млн евро. Так что закрытие российского рынка еще и для других товаров может оказаться для ЕС еще более серьезным ударом.

Доводы за и против

В думской «Единой России» хоть и считают выход из ВТО мерой преждевременной, но не отвергают ее как совсем уж фантастическую при усугублении экономической войны.

Если санкции со стороны Запада усилятся или наступит ситуация, когда инструменты ВТО будут использоваться для давления на Россию, то вопрос, а не лучше ли выйти из ВТО, может стать актуальным. Правда, зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам, член генсовета «Единой России» Надежда Школкина надеется, что «до этого не дойдет». «Сегодня все прекрасно понимают, что та война, которая уже развязана, в том числе экономическая, уже никому не выгодна», – убеждена она.

«Расторжение сейчас соглашения с ВТО будет скорее эмоциональным решением, нежели прагматичным, учитывая, что реальной причиной выступают не столько санкции, которые являются скорее следствием, а ситуация, происходящая на Украине, за которую несет ответственность руководство Украины, а Россия в данном случае выступает скорее как зритель», – соглашается Никита Куликов.

Да и экономические аргументы коммунистов не совсем чисты. Они пеняют на то, что из-за ВТО произошел спад темпов роста ВВП РФ от 3,4% в 2012 году до 1,3% в 2013 году и до прогнозируемых 0,2–0,6% в 2014 году. «Однако в данный период времени, помимо вступления России в ВТО, происходило еще достаточно много событий, которые могли негативно повлиять на мировую экономику в целом, вследствие чего ВВП всех развитых стран, в том числе и России, начал заметно снижаться. Это и война в Сирии, Ираке и Ливии, и падение цен на нефть, и, разумеется, события на Украине», – парирует Никита Куликов.

«С точки зрения агропромышленного комплекса я не вижу ударов по сельскому хозяйству – именно с точки зрения положения в ВТО», – говорит Надежда Школкина. «Наоборот, мы начинаем работать в этих правилах, применяем сегодня более современные формы поддержки, такие как погектарная поддержка, на единицу продукции», – обратила внимание она.

Наконец, ратуя за защиту интересов сельского хозяйства, машиностроения и станкостроения, депутаты от КПРФ совершенно забывают, что, расторгнув соглашение о ВТО, российские предприятия в свою очередь также лишатся рынка сбыта для своей продукции, указывает Никита Куликов. «И единственным выходом из данной ситуации будет государственное субсидирование этих становящихся убыточными предприятий, что еще больше и хуже скажется на экономике России, чем последствия членства в ВТО», – считает Куликов.

По его мнению, все страхи относительно того, что к России относятся иначе, чем к другим членам ВТО, необъективны. По крайней мере, пока это так. РФ может оспорить то, что ее не устраивает в торговле с партнерами, надо лишь набраться опыта в практике ведения таких споров. Надо учиться работать в условиях этой организации: с одной стороны, агрессивно наступать на внешние рынки, а с другой – защищать свой рынок, говорит Школкина.

Однако Роман Терехин, руководитель центра «Общественная Дума», считает, что выходить из ВТО России надо уже сейчас. Иначе потом Россия просто может не успеть избежать новых убытков. Опасаться, например, стоит того, что ЕС и США с помощью инструментов ВТО решат добиться возмещения ущерба из-за запрета импорта, говорит он. ЕК на днях уже заявила, что намерена обратиться в ВТО с просьбой провести консультации в связи с решением России запретить импорт продуктов из ЕС.

«Участие в ВТО фактически ничего не дало России. Зато Запад может надавить с помощью ВТО через судебные разбирательства, которые чреваты миллионами и даже миллиардами убытков, а также торговыми ограничениями и требованиями выполнять обязательства, которые Россия взяла на себя при вступлении в ВТО», – считает Терехов.