Урок истории для Украины, и не только...

«Русские Ведомости» напечатали в 1912 году:

(От нашего Лондонскато корреспондента}

Свобода слово в Англии

В связи с угольной забастовкойв Англии возник интересный и в своем роде единственный судебный процесс, вызвавший оживленные дебаты в обществе, прессе и парламенте.

Крайние течения среди рабочих масс появились, наконец, и в «солидной» Англии. С континента, из Франции, завезли сюда синдикализм, это пугало французской буржуазии, который пустил здесь пышные ростки. Но до последнего времени о его существовании в Англии не было слышно. Как вдруг, в самом начала угольной стачки, в Ольдершоте, главной военной квартире английской армии, был арестован некто Кросли, раздававший солдатам прокламации с призывом «Don'tshoot» - «Heстреляйте» - в стачечников в случае, если будут посланы войска в забастовавшие копи.

Вскоре выяснилось, что эти воззвания были напечатаны в газете «Синдикалист», вследствие чего были арестованы еще три лица – Боуман и двое братьев Бак, - типографы этой газеты.

Тогда известный лидер транспортных рабочих, двадцать лет работавший в их среде и организовавший их, Том Манн на публичном митинге заявил, что он является ответственным лицом по изданию «Синдикалиста». Вскоре же на его квартиру явилась полиция и арестовала его.

Всем задержанным предъявили обвинение по закону, изданному еще в 1797 году Питтом, боявшимся, как бы французская революция не перекинулась на английские острова. Закон этот карает за призыв к мятежу. Практически он, однако, не применялся с 1804-го года, т. е.
больше столетия.

Один из обвиняемых указал на суде на это обстоятельство. «Вы судите меня», - сказал он: «по законам, составленным тогда, когда еще рабочие не принимали никакого участия в законодательстве... Но даже если бы этот закон был издан только вчера, то все-таки я нарушил бы его, так как существует высший закон: «не убий».

Боуман был приговорен к 9 месяцам каторжных работ, а братья Бак к 6-ти месяцам.

Этот суровый приговор вызвал бурю негодований в английском радикальном обществе. На многочисленных митингах выдающиеся лидеры рабочих, как, например, Виктор Грэйсон, бывший член парламента, заявляли о своей солидарности с арестованными синдикалистами и предлагали арестовать и их. Но, судебные и полицейские власти, заметив сделанный ими промах, предпочли узнать предварительно настроение общества, не считаться с которым они не могут. А настроение общества оказалось не в пользу властей.

Член рабочей партии Ленсбери поместил в «DailyNews» резкое письмо, в котором заявляет, что он подписывается под всем, что напечатано в прокламации «Don'tshoot», и считает употребление войск во время стачек противозаконным. Затем он обратился в парламент к государственному прокурору с вопросом, составляет ли его письмо нарушение закона. Прокурор ответил, что, хотя письмо Ленсбери довольно резко, но каждый англичанин имеет право выражать свое мнение.

«В таком случае, - спросил Ленсбери, - на каком же основании осуждены Боуман и братья Бак, а Том Манн находится под стражей, когда консерваторы, еще недавно призывавшие «лояльных» англичан к вооруженному сопротивлению правительству в случае проведения гомруля для Ирландии, остаются безнаказанными? Теперь прокурору пришлось пустить в ход все свое казуистическое красноречие, чтобы запутать вопрос и выпутаться самому.

Указав на «aнapxию», которая произойдет, если войска, под влиянием агитаторов, откажутся стрелять в громил и воров в случае возникновения беспорядков, он напомнил, что судьи в Англии независимы, и он не может влиять на них, но в то же время выразилнадежду, чтоприговор над осужденными будет смягчен, а Том Манн будет выпущен под залог, что же касается консерваторов, призывавших к вооруженному сопротивлению, то «ведь никто же не принимает этого всерьез, всем понятно, что это только бахвальство», - закончил прокурор под аплодисменты либералов и при гробовом молчании тори.

Другой член рабочей партии Кейр-Гарди указал на то, что солдаты нанимаются для защиты страны от внешних врагов, а потому незакономерно посылать их усмирять стачечников. Это было бы возможно делать только в том случае, если бы при найме каждого солдата спрашивали, согласен ли он идти, в случае чего, на усмирение своих, и только по получении от него требуемого согласия.

Было внесено предложение об отмене устаревшего закона 1797-го года, который нарушает свободу слова и печати в Англии, - эти неотъемлемые права каждого английского гражданина. Под этим предложением подписались не только члены рабочей партии, но и либералы радикального крыла.

Под влиянием такого возбуждения в обществе, митингов протеста и не прекращающихся прений в пpecсе, судьи принуждены были сделать, уступки общественному мнению. Каторжные работы для осужденных были отменены и заменены уменьшенным (до 1-го месяца) тюремным заключением, а Том Манн был освобожден под залог.

Но дело этим не кончилось. Рабочая газета «LabourLeader» открыла подписку в пользу Кросли, которого еще ждет суд, и эта подписка дала уже несколько десятков фунтов стерлингов.

Образовалось новое «общество защиты свободы слова», которое поставило целью добиться отмены всяких стеснений для свободного выражения мыслей каждого. В это общество входят многие выдающиеся литераторы и общественные деятели.

На огромном митинге в защиту свободы слова 3-го апреля ораторы указывали, что, если правительство преследует синдикалистов, то оно должно также преследовать толстовцев, запретить проповедь Евангелия и прекратить печатание и распространение Библии. Знаменитый писатель Бернард Шоу нарисовал перед слушателями такую картину.

«Предположим, что король забастовал, потому что м-р Асквит отказался внести в цивильный лист и провести через парламент определенную цифру королевского жалования, как он отказался провести через парламент определенный минимум для рабочих. Теперь войдите в мое положение: если я буду призывать солдат не стрелять в забастовщика, меня могут присудить в каторжные работы, если же я попрошу солдат застрелить его, меня могут обезглавить в Тоуэре…

В недавнем процессе обвиняемым инкриминировались слова: «не стреляйте в своих товарищей рабочих, обернитесь кругом и стреляйте в других». Я не могу подписаться под всей этой фразой, и именно, под первой части. По моему, солдаты должны исполнить свой долг. Рабочие вполне заслуживают расстрела за то, что таким скандальным образом продолжают пренебрегать интересами этой страны.

Мужчинам, спускающимся в шахту за пять шиллингов, и мальчикам, работающим под землей за два шиллинга в день, в действительности не на что жаловаться, если их перестреляют, солдат же должен радоваться, что исполнил свой долг. А если ему случится по ошибке застрелить свою мать, то, право, не стоит предаваться сантиментальным сожалениям; наоборот, он должен сказать: «туда тебе и дорога, старушка. Боже, спаси короля».

Нелишне прибавлять, что эта остроумная и полная сарказма речь все время прерывалась взрывами смеха и бурными аплодисментами.

Так свободные англичане отстаивают свои права против нарушения их. Общественное мнение в Англии имеет гораздо большую силу, чем грубое насилие.