Инциденты на линии соприкосновения
Вооруженных сил Азербайджана и Нагорного Карабаха
обусловлены глубокими первопричинами,
которые частично обусловлены неконструктивной
позицией Азербайджанской стороны
(Владимир Казимиров,
председатель Совета ветеранов МИД РФ,
бывший сопредседатель
Минской группы ОБСЕ от России)
Частые столкновения в регионе (Нагорного Карабаха – авт.)
свидетельствуют о том, что нагорно-карабахский конфликт
отныне не является замороженным
(Джеймс Уорлик,
сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США,
из интервью радиостанции «Голос Америки»)
Итак, военный конфликт между Азербайджаном и Арменией, который 20 лет именовался во всех правительственных и международных циркулярах как «замороженный», проявил признаки «оттепели». Но отнюдь не той, которая традиционно-привычно символизирует возрождение и обновление, а симптоматику новой, на этот раз куда как более жестокой и кровавой войны.
Напомним:
За последние дни ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась. Стороны обвиняют друг друга в попытках диверсии. При столкновениях, по разным данным, в конце июля и начале августа погибли более пятнадцати азербайджанских военнослужащих и шестеро карабахских солдат. С призывом к конфликтующим сторонам проявлять сдержанность, отказаться от использования силы и стабилизировать ситуацию выступили ОБСЕ, ЕС, Госдепартамент США и МИД России.
Обострение азербайджано-армянского (а именно в таком ключе следует рассматривать все связанные с непризнанной Нагорно-Карахабской Республикой военно-политические проблемы) противостояния происходит, разумеется, не на пустом месте и обусловлено рядом совершенно конкретных предпосылок геополитического характера. Уже состоявшихся и всё ещё происходящих трансформаций геополитического ландшафта, затрагивающих кровные, как говорится, интересы основных мировых «игроков».
И одна из них (предпосылок) – ситуация на Юго-Востоке Украины. Точнее – участие в её разрешении таких игроков как Россия и США.
Экспертные оценки данной проблемы существенно разнятся (иногда – с точностью до наоборот), однако ряд так называемых «реперных точек» аналитическим сообществом уже озвучен. К числу которых, по убеждению автора, следует отнести оценочные подходы известного политолога, председателя Исламского комитета России (ИКР) Гейдара Джемаля.

Так, глава ИКР, комментируя 4 августа в интервью бакинскому агентству Vesti.az последнее обострение ситуации в зоне карабахского конфликта, заявил, что «начало цепи новых столкновений и потрясений, способных опоясать бывшее постсоветское пространство огненным кольцом и стать мощнейшим механизмом дестабилизации, положили события на Украине».
Как утверждает г-н Джемаль, «… сейчас новая война в Карабахе назрела. Назрела она событиями на юго-востоке Украины. Мы долго слышали риторику с обеих сторон. Но при этом стороны опасались подойти друг к другу близко. А сегодня уже мы видим, как в ход идут не только автоматы, но и тяжелая техника. Ситуация, когда Россия поглощена юго-востоком Украины, способствует прорыву в карабахской войне, началу реальной конфронтации между Азербайджаном и Арменией».
Схожие оценки происходящего (хотя в своём, мягко говоря, специфическом толковании) дают и пожелавшие остаться анонимными высокопоставленные источники в министерстве обороны Азербайджанской Республики.
В частности, по их практически единодушному утверждению, упомянутая Джемалем «поглощенность» России проблемами Юго-Востока Украины (а на сегодняшний день – ещё и проблемой провокационных обстрелов украинскими ВС российской территории) «создаёт благоприятный политико-стратегический бэкграунд для возвращения Азербайджаном не только Нагорного Карабаха, но и ранее оккупированных Арменией окружающих Карабах территорий…».
Не сложно догадаться, что именно подразумевают под «благоприятным бэкграундом» чиновники главного военного ведомства АР: неспособность Москвы вести активные политические (а в самой критической ситуации – и военные) действия сразу «на двух фронтах» – украинском и армяно-азербайджанском.
Причём неспособность не столько в военно-техническом плане (дислоцированная в армянском Гюмри 101-я российская военная база в случае необходимости разворачивается в полноценную линейную армию), сколько в международно-политическом:
России, обременённой «многоэтапными» санкциями США и Евросоюза, будет, по оценке азербайджанских генштабистов, «не с руки» ввязываться (пусть и опосредованным образом) в новый азербайджано-армянский военный конфликт. Точнее – в полноценную войну между этими двумя странами. Даже невзирая на тот факт, что Армения – стратегический (и единственный) партнёр Российской Федерации на Южном Кавказе.
Думается, что именно это имел в виду сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик, говоря в упомянутом интервью радиостанции «Голос Америки» о роли России в урегулировании карабахского конфликта:
«У России сейчас много проблем внутри страны, и она не заинтересована в провоцировании новых столкновений. Мы ведём эффективные работы с российской стороной, и я уверен, что РФ не заинтересована в появлении новых проблем. Страны Южного Кавказа – наши партнёры, и мы также заинтересованы в установлении стабильности и мира в этом регионе».

Как видим, в словах г-на Уорлика чуть ли не открытым текстом озвучено предостережение (точнее – угроза) в адрес Кремля: поскольку «страны Южного Кавказа – наши партнёры», то не стоит создавать себе «новые проблемы» путём «провоцирования новых столкновений».
На какие «проблемы» намекает американский сопредседатель – вполне понятно: очередные санкции против России плюс тотальное блокирование любых инициатив Москвы во всех подконтрольных США международных структурах (в первую очередь – ООН).
Только вот не совсем ясно (точнее – совершенно неясно): какой смысл вкладывает Уорлик во фразу о «провоцировании новых столкновений»? Может, по мнению американского дипломата, резкое обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха – дело рук команды президента Путина? Но как тогда соотнести подобный риторический пассаж сопредседателя с его словами о том, что «у России сейчас много проблем внутри страны»?
Возвращаясь же к аргументации Г.Джемаля, небесполезно будет привести соображения председателя ИКР по поводу позиции Москвы в возможной новой армяно-азербайджанской войне.
Джемаль однозначно заявил, что Россия «всегда занимала проармянскую позицию». Однако в данном случае глава Исламского комитета не убеждён, что РФ может выступить на стороне Армении, поскольку «Москве связывают руки большие проблемы, связанные с ангажированностью российской стороны в вопросе юго-востока Украины».
«Поскольку же Армения является частью Евразийского союза, партнёром как Москвы, так и Тегерана, Азербайджан в новой (возможной – авт.) войне будет полагаться на позитивную реакцию НАТО. Россия и Иран, занятые своими проблемами, вряд ли сделают жёсткие военные шаги в поддержку Армении», – подытожил лидер ИКР.
При этом, однако, г-н Джемаль подтвердил: «На фоне санкций Запада, которые резко ограничивают возможности маневра России, Баку готовится к войне».
Ну что ж, остаётся только надеяться, что назначенная на 10 августа в Сочи встреча президентов Алиева, Саргсяна и Путина (статья пишется днём ранее) сможет хоть как-то предотвратить трагическое развитие событий в самой конфликтной зоне Юного Кавказа.
Комментарии