Существует ли в России проблема дискриминации мужчин

На модерации Отложенный

Проблема дискриминации мужчин шире, чем просто вопрос о воспитании ребенка после развода. В ней есть много вопросов, которые сами по себе весьма дискуссионны. Один мой американский коллега занимается сексизмом уже более 15 лет, и именно антимужским сексизмом.

Очень часто одинаковые социальные явления мы расцениваем по-разному. То, что мужчин призывают в армию, можно рассматривать и как дискриминацию мужчин, если считать армию адом, и как дискриминацию женщин, если учесть, что армия — это благо.

Проблема дискриминации мужчины в России имеет давнюю историю. Еще в советские времена была организована общественная ассоциация по защите прав разведенных отцов. В свое время в 1984 году мы провели круглый стол в популярном тогда еженедельнике "Неделя" под названием "Отец в семье". Основной пафос действа заключался в том, как бы мужчин больше включить в семейные дела и воспитание детей. Ассоциация была инициатором судебных процессов, у которых были позитивные исходы, позже появились передачи на телевидении, такие как "12 рассерженных женщин", "Суд идет" и т.д., и тема получила достаточно широкое публичное распространение.

Проблема действительно сложна, потому что в более чем 90% случаев российский суд принимает сторону матери, в отличие от Запада, где суды обязаны принимать решение, не ущемляющее прав ни детей, ни обоих родителей. Например, в США ребенок может жить шесть месяцев у матери и шесть месяцев у отца, или жить в основном у матери, но лето обязательно проводить с отцом. При такой судебной практике и дисциплинированном отношении американцев к закону никому из матерей и в голову не придет запрещать отцу встречаться с ребенком.

— В чем причина дискриминации мужчин? — У русского феномена есть много социокультурных причин. Одна из них в том, что есть целая мифология касательно вклада женщины и мужчины в воспитание ребенка. На протяжении тысячелетий считалось, что ребенок, уход за ним и его воспитание — прерогатива матери. Потому что отец был "добытчиком". Что происходило в недавнем прошлом? Отцы перестали быть "добытчиками", начиная с установления советской власти, женщин стали включать в общественное производство, давать им равные права, что хорошо и правильно, но, с другой стороны, мужчина в советский период оказался несостоятелен как "добытчик". Государство заместило часть его функций и наделило женщин определенной экономико-социальной самостоятельностью.

Мужчина начал утрачивать семейные и социальные ориентиры. Чтобы получать зарплату большую, чем зарплата жены, нужно было дожить до 40–45 лет. Кстати, это одна из причин массовой мужской алкоголизации, произошедшей в советский период. На смещение семейных ролей влиял и миф о хозяйственной некомпетентности мужчин. Предполагается, что женщина более умела в обхождении с ребенком, к сожалению, это в какой-то степени справедливо, но не потому, что мужчинам от природы не дано. Просто детей с детства воспитывали в рамках социокультурных стереотипов. Мальчиков готовят к выполнению функции производственника и защитника Родины, девочка-жена, мать, домашняя хозяйка и.т.д.

Поэтому у мужчин просто не формировались хозяйственно-бытовые навыки и не было соответствующей психологической установки.

Все, что связано с домашним бытом и уходом за ребенком, воспринималось как "бабские дела". Вокруг этого много подводных камней, потому что как только рождался ребенок, мужчину фактически отстраняли, и он оказывался "на подхвате", что, собственно, и закладывало базу для дискриминации. Срабатывала установка, что если мужчине дать ребенка купать, то он обязательно его или утопит, или ошпарит. Между тем при соответствующем контроле папа прекрасно может справляться с этими функциями.

— Происходят ли сейчас какие-либо изменения? — Конечно, социальная база общества изменилась. Отдельные мужчины стали зарабатывать больше, а отдельные женщины стали безработными. Появилось много семей с резко поляризованными семейными ролями и функциями. Сюда относятся как семьи безработных, так и семьи "новых русских". У мужчин появилось значительно больше возможностей выполнять роль "добытчика".

Но условия "добычи" материальных благ в России сопряжены со значительно большим риском, чем в Европе и США. Мужчина тратит большое количество времени, усилий, нервов, мужчина стал переживать больше стрессовых ситуаций. У мужчин не остается часто ресурсов, ни физических, ни психологических, чтобы включаться полноценно во внутрисемейные отношения. Кроме того, появился новый тип семьи, получивший название "экстерриториальная семья".

Такая семья была и есть в ряде стран, например, в Японии. Это семья, где в течение рабочих дней недели супруги дистанцированы друг от друга. Объединяются такие семьи лишь на уикэнд. Это характерно для семей профессиональных бизнесменов, для семей, где нет гармоничной супружеской жизни, потому что людям трудно находиться вместе большое количество времени. Этот новый феномен в российской культуре также корректирует роли родителей в браке.

Помимо вышеперечисленного есть одна общемировая проблема, в полной мере касающаяся России — "поло-ролевой конфликт". Женщина хочет самостоятельности, хочет перестать быть объектом удовлетворения тех или иных потребностей мужчины. Тогда идеальный мужчина должен быть толерантен, уступчив, мягок и.т.д. С другой стороны, женщины не очень уважают мужчин, которых про себя называют "слабак", "тряпка", "мягкотелый"... Мужчина не очень хорошо понимает, как себя сейчас вести. С одной стороны, он должен быть традиционным мужчиной, с другой — соответствовать принципам равноправия. Кстати, это тоже одна из причин алкоголизации, наркотизации и измен, только уже новой волны.

Явление очень распространено, потому что пропали многие запретительные социальные табу. Как следствие — мужчины растерялись во всем мире. Американский начальник, вызывая секретаршу, никогда теперь не закрывает дверь. Чтобы подчиненные видели, что он ее не оскорбил взглядом и не заглянул в декольте. У нас этого нет, и, надеюсь, к этому мы не придем. В целом проблема дискриминации мужчин не является проблемой только женщин или только мужчин. Это проблема всего общества, потому что в ней нет правых и виноватых. Все мы находимся в плену у стереотипов, и, только сообща победив их, мы сможем дать нашим детям полноценную семью.