С тех пор утекло много воды и произошло много событий, совершенно изменивших картину.
Пока новый американский президент перекраивал Ближний Восток, насаждая "демократию" и помогая "Мусульманским братьям" свергать проамериканских диктаторов, ХАМАС в секторе Газы готовился к решительному удару по Израилю.
Вся подземная часть сектора была перекопана и превращена в гигантский подземный город, с улицами и перекрестками, выходящими, в конце концов, на территорию Израиля, иногда на расстоянии от нескольких сот метров до полутора километров от пограничного забора.
Эта планировка позволяет быстро и одновременно перебрасывать на территорию Израиля крупные группы террористов, снабженных всеми видами оружия.
Тоннели хорошо укреплены, обеспечены электрическим освещением и вентиляцией. Некоторые из них достаточно велики, чтобы пропускать даже транспортные средства. Вблизи выходов было подготовлено оружие, обмундирование воинов ЦАХАЛа и всё прочее, что было необходимо для осуществления терактов.
Как показали на допросах захваченные в плен террористы, все это готовилось для стратегического удара по Израилю в первые дни осенних праздников (очевидно, с учетом удачного опыта Египта и Сирии, напавших в 1973 г. на Израиль в Судный день).
Предполагалось, что большие соединения террористов одновременно выйдут из тоннелей в праздничный день и нападут на населенные пункты юга страны, уничтожая мирное население и захватывая в плен кого удастся.
Планировались тысячи жертв среди мирного населения и солдат.
В ходе операции выяснилось, что тоннели, в среднем, пролегают на глубине 15-25 метров. Но была обнаружена и пара более глубоких - до 35 метров (высота десятиэтажного дома).
Как сказал один мой товарищ, не иначе там работали российские метростроевцы. Или учившиеся в России арабские инженеры.
Земля при этом вывозилась в мешках от ооновской гуманитарной помощи.
На прокладке тоннелей использовались дети - их «габариты» были очень кстати в этой работе.
По сведениям правозащитников, при обвалах и прочих авариях погибло не менее 160 детей.
Часть тоннелей строилась как шахты для сокрытия пусковых установок примерно для 10 тысяч ракет, которые до свержения "Мусульманских братьев" в Египте ХАМАСу удалось накопить.
Причем, если часть из них доставлялась разными путями через Египет из Ирана и Судана, то немалая часть была произведена уже непосредственно в секторе Газы, куда за минувшие после "Литого свинца" пять лет импортировали все необходимое для этого оборудование, станки, материалы и специалистов.
Западные журналисты (а вслед за ними комментаторы и рядовые потребители СМИ) не отдают (или не хотят отдавать) себе отчета в том, какова роль хамасовских тоннелей в нынешней войне и почему премьер-министр Нетаниягу объявил их уничтожение главной целью военной операции, а демилитаризацию сектора - условием прекращения огня.
В своей недавней статье о моральной ясности нынешнего "конфликта" между Израилем и ХАМАСом известный американский политический комментатор Чарльз Краутхаммер пишет, что вместо того, чтобы принять подарок Израиля, который в 2005 г. вывел свои войска и уничтожил все до единого еврейские поселения в секторе Газы, желая способствовать созданию "палестинского государства", ХАМАС нафаршировал весь сектор оружием для бесконечной войны с Израилем.
Краутхаммер пишет, что ХАМАС создал по всему сектору "подземные тоннели, чтобы прятать своё оружие, а также своих военных командиров, когда их припечёт".
Вполне здраво оценивая безнравственность ХАМАСа, рассчитанную на безнравственность Запада, готового в любой момент осудить Израиль и потребовать от него "пропорциональности", Краутхаммер всё же недооценил замыслы ХАМАСа, строившего тоннели не для обороны, а для нападения. (Иначе там бы прятали детей и женщин, которых вместо этого используют на поверхности в качестве живых щитов, а их трупы - как оружие в пропагандистской войне.)
Почему прославленная израильская разведка проморгала эту подготовку, или почему правительство закрывало глаза на сообщения о строительстве тоннелей, - это будет, очевидно, разбирать специальная комиссия после войны.
А сейчас не время. На мой взгляд, не менее интересен и вопрос, почему главари ХАМАСа не дождались сентября и начали небывалой силы планомерный ракетный обстрел Израиля, практически вынудив правительство Израиля на военную операцию?
Так или иначе, сложилась ситуация, когда правительство Нетаниягу больше не могло закрывать глаза на ракетные обстрелы уже не только южных районов, но и всей страны и отдало приказ о начале военной операции против ХАМАСа. На сей раз это - "Несокрушимая скала".
И цели военной операции были сформулированы:
уничтожение тоннелей и возвращение тишины, то есть прекращение ракетных обстрелов.
Сформулирована и политическая цель:
демилитаризация сектора Газы.
Это - условие прекращения огня, которое выставил Биньямин Нетаниягу, чтобы всевозможные политические интересанты его обсуждали, пока ЦАХАЛ занят обнаружением и уничтожением тоннелей.
Обсуждать и участвовать в прекращении "конфликта" желающих, как всегда, много. Но расклад сил изменился до неузнаваемости.
Теперь на нас жестко давит "наш лучший друг" в лице госсекретаря Керри и президента Обамы, требуя от Израиля одностороннего прекращения огня.
При этом Джон Керри консультируется со спонсорами ХАМАСа - Катаром и Турцией, публично оскорбляя израильского премьер-министра и называя его перед камерами "ничего не понимающим тупоголовым упрямцем".
Зато на нашей стороне выступает Египет, который ждет не дождется, когда Израиль уничтожит ХАМАС и возьмет на себя управление сектором Газы.
Новый египетский президент а-Сиси согласился, в конце концов, выступить в роли спонсора переговоров, но условия он при этом выдвинул не Израилю, а ХАМАСу:
сначала полное прекращение огня, а уж после этого приезжайте в Каир вместе с Абу-Мазеном вести переговоры с Израилем.
Тем временем военные действия продолжаются, и снова мы хороним своих лучших. И на этот раз их больше, значительно больше - на 24-й день операции уже 57 погибших солдат и офицеров ЦАХАЛа.
На все похороны поехать невозможно, но они проходят почти в каждом городе, и каждого погибшего провожают тысячи израильтян - не только родственники и друзья, но просто евреи, для которых каждый погибший становится их сыном, братом, внуком.
И в каждом городе семьи погибших сидят традиционную траурную шиву, и уже на подъезде к месту нет нужды искать улицу и номер дома: с утра до вечера люди идут и идут в незнакомый дом, чтобы обнять и утешить безутешных родителей, братьев и сестер, и вереница сочувствующих показывает, куда нужно идти.
На центральном военном кладбище на горе Герцля в Иерусалиме на прошлой неделе за один день - трое похорон.
Когда в конце дня толпа чуть-чуть поредела и стало возможно подойти к могиле, ее не было видно под горой венков.
Как и соседние могилы, появившиеся здесь несколькими часами раньше.
Тысячи людей провожали каждого из них в последний путь, словно подчеркивая своим присутствием, что все они - наши дети, наши общие дети, наше будущее, за которое они воюют и погибают, становясь тем "серебряным блюдцем", на котором мы снова получили свое государство.
И какие же они разные, эти наши общие дети!
Как и все мы, евреи из разных стран, невероятно разные.
Три могилы в ряд - как символ народа Израиля, собирающегося с разных сторон света в свою Святую Землю:
сын семьи из Марокко , недавний репатриант из Америки и парень, приехавший из России ребенком и здесь выросший.
Они погибли в один день, защищая народ и страну Израиля от террористов, и похоронены вместе, став в смерти братьями по крови.
Старший сержант Эвъятар Турджеман родился и вырос в Бейт-Шеане, где живет много выходцев из Марокко. Он был студентом Иешиват а-Котель - иешивы в Старом городе Иерусалима, возле Стены Плача.
Он был парашютистом-десантником и радиосвязным заместителя командира батальона.
Вместе с командным взводом он шел впереди своего батальона - в нашей армии командиры всегда идут впереди.
После войны Эвъятар собирался вернуться в свою иешиву.
Бывший главный раввин Израиля Шломо Амар в надгробном слове сказал, что Эвъятар и его товарищи, которые сознательно и мужественно пошли в бой, рискуя своими жизнями и защищая Имя Вс-вышнего, заслужили высшую награду в Высшем мире.
"Наши враги должны понять, что народ Израиля любит жизнь, но мы никогда не сломаемся", - сказал он.
Глава Иешиват а-Котель рав Барух Вайдер сказал, что Эвъятар мечтал вернуться к изучению Торы, которую он очень любил, но "Б-г решилвзять его к Себе в небесную иешиву, вместе с другими праведниками - студентами иешивы, погибшими в боях в Газе".
Брат Эвъятара Инон приехал на похороны из Газы, где он со своим подразделением резервистов ожидал приказа вступить в бой, когда его вызвали и сообщили о гибели брата.
Старший сержант Макс Штайнберг, 24, (на снимке), из абсолютно ассимилированной семьи евреев из Калифорнии, закончив колледж, впервые приехал в Израиль в апреле 2012 г. с младшими братом и сестрой по программе "Таглит"
.
Сестра и брат спокойно все посмотрели и спокойно вернулись домой. Макс тоже вернулся - но только для того, чтобы оформить документы для алии.
Осенью того же года он приехал в Израиль уже новым репатриантом и немедленно мобилизовался в армию. Как рассказали его родители, "он заболел этой страной, он влюбился в нее и в ее народ".
Во время экскурсии на военное кладбище в Иерусалиме он наткнулся на могилу Майка Левина, репатрианта из Пенсильвании, погибшего во Второй Ливанской войне.
И он сказал себе:
"Я должен его заменить".
А когда он что-то решал, рассказала его мама Эви, он это делал, и не было силы, способной его остановить. Он решил, что пойдет в "Голани", а когда его почему-то не хотели туда зачислять и отправили еще подумать, он вернулся на следующий день с заявлением:
"Я подумал. Я иду либо в "Голани", либо в тюрьму и потом домой, в Калифорнию".
Его зачислили, и вскоре он стал снайпером и любимцем всего батальона.
Макс погиб в результате прямого попадания противотанковой ракеты в БТР вместе с еще шестью бойцами бригады "Голани".
30 тысяч человек пришли на его похороны, заполонив все кладбище.
На дальних подступах к могиле не было уже слышно даже громкоговорителей, но люди не уходили. Хотя, в основном, речи звучали на английском - ради родителей, и многие из присутствовавших их явно не понимали.
В полуденное пекло они стояли, и состав толпы был тоже своего рода символом единства нашего народа: молодые и старые, ашкеназы и сефарды, светские полуголые девчонки и парни с серьгой в ухе и харедим в черных одеждах, солдаты всех родов войск (меньше всех - из "Голани" - они были в Газе, в бою, и лишь самых близких отпустили на похороны товарища), солдаты в вязанных кипах или в кипах, явно надетых только по поводу похорон, или с типично йеменскими кучерявыми пейсами, свисавшими на военную форму из-под браславской белой кипы.
Это было потрясающее зрелище. Хотя раздавали холодную воду в бутылочках, время от времени кто-то в толпе терял сознание, кого-то выносили в тень.
Недалеко от меня стояла совсем молодая религиозная женщина; одной рукой придерживая коляску с младенцем, во второй она держала открытую книгу Псалмов и непрерывно читала сквозь безостановочно стекавшие по щекам слезы.
в тот день хоронили капитана танковых войск, командира роты танкистов, 26-летнего Дмитрия Левитаса (на снимке), которого я знала еще мальчиком: ему было два года, когда его семья приехала в страну из Ташкента.
Он был талантливым музыкантом и художником, спортсменом, вратарем школьной футбольной команды, веселым и светлым человеком, душой любой компании.
Одной из выступивших с надгробной речью была директор иерусалимской школы "Рене Касен", которая не могла смириться с мыслью, что имя Димы будет добавлено к списку павших выпускников ее школы.
Один из его друзей-сослуживцев сказал:
"Дими был старшим братом и другом в любой ситуации. Он был идеалистом, и мы знаем, как он любил своих солдат и заботился, и волновался о них, словно это были его собственные дети".
Мы, взрослые, не сумели защитить наших детей и, рано повзрослев, они встали на нашу защиту. Похоже, большинство в стране уже поняло, что без полного уничтожения ХАМАСа будут и дальше то и дело погибать наши дети.
Недаром 77% опрошенных несколько дней назад израильтян решительно ответили: необходимо продолжить операцию в Газе до полного уничтожения врага.
http://systemity.livejournal.com/profile
Комментарии
Вот так то!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Если Израиль полностью ликвидирует ХАМАС и зачистит анклав, то, потратившись на это боезапасом, ЛЮДЬМИ, военной техникой, пр. ресурсами, в том числе психологическим, - окажется несколько (сильно?) ослабленным. К этому присматривается Хезболла, Иран и пр. С таким Израилем уже иначе говорят Обама и Псаки. Насколько эта ситуация лучше, чем ситуация недобитого ХАМАСа и незачищенного анклава с передышкой Израилю года на два?
Я, явно, мало что учел, но Ваше эмоциональное суждение еще меньше обосновано. ))))
Во-первых, не следует из моих аргументов "побед Израилю больше не видать никогда и ни где". Я за Большую победу - выживание Израиля путем частных побед, а, где это надо, и "кутузовской сдачей Москвы". И против растраты духованого потенциала на пустопорожние мечтания и простаковатые "красивые" идеи.
Планета, на которой живет Израиль, - скопище зверей, многие из которых огромны, сильны, коварны, умны, которые сходятся в стаи, расходятся, облизывают и .. поедают др. др. И каждый на дух не переносит Израиль.
Видеть в этой ситуации только одного, страшного и опасного своей смертельной подраненностью, значит БЫТЬ НЕЗАЩИЩЕННЫМ от окружения. Поэтому, надо видеть СИСТЕМУ в ее Динамике и вариантах развития событий - чтобы выбирать свой дальний вариант стратегии и тактические варианты.
Наше с Вами разногласие в том, что я пытаюсь выдержать целостный системный взгляд, а Вы обуреваемы эмоциональным переживанием. Но, мы оба за Израиль!
Поживём - увидим кто из нас окажется прав.
Но и граждане других стран- не альтруисты.
И где крики этих правозащитников?