Бодхисатва с Пулихова
Я гулял с плеером в ушах, когда влупил дождь, даже не дождь, а настоящий тропический ливень, которая бывает только в Минске в июле.

Я добежал до автобусной остановки, скрылся под навесом. Здесь сидела бабушка, сидела так, будто вышла из дома на завалинке поболтать с подругами и только тут вспомнила, что они все умерли. Она вежливо улыбнулась мне, но я не ответил на улыбку. В нашем городе не принято улыбаться незнакомым бабушкам. Лет 65, одетая в китайский велюровый халат. В ушах - золотые серьги, на шее - перлы, непонятно, настоящие или нет.
Рядом с нами машина стукнула об искусственную неровность, от удара у нее раскрылся багажник, из него выкатился какой-то фанерный лист. С остановки напротив прыгнул мужчина, выбежал под этот дождь, стал посреди дороги и начал кричать, пытаясь обратить внимание бедняги-водителя. Тот остановился, подобрал фанеру, кивнул мужчине в благодарность.
- Видишь, есть еще добрые люди, - обратилась ко мне бабушка. - Не все мы испортились через благополучие.
- Благополучие? - Не понял ее я.
- Да, через благосостояние! Живем очень хорошо! Вот Украину пощипали, пусть бы и нас пощипали!
Я подумал, что бабушка, может, немного не в себе.
- Вы хотите, чтобы у нас началась война?
- А разве там война? - Говорила она по-русски, но в языке проскальзывали вкусные белорусские словечки. - Война в 42-м была, сынок. А украинцев просто пощипали, чтобы помнили о том, как бывает плохо. - И, видя мое недоумение, закончила мысль: - Люди хорошими делаются, когда им трудно. Нам - не трудно. Поэтому смотрим друг на друга волками.
Я присел возле нее.
- Я раньше камни собирала, - протянула бабушка. - Колхозы хорошо за это платят: идешь рядом с машиной и бросаешь в кузов. Еще десять лет назад камни собирала. Но теперь слишком стара для такой работы. Сын взял кредит на квартиру, а сам доктором работает. Так я ему помогаю. У нас в 1992-м "Волгу" отобрали, потому что мы заем госбанку не смогли отдать. Так и с той квартирой так - могут отобрать, он не успевает платить. Долг образовался.
Тут я напрягся, потому что мне показалось, что она попросит денег. Но, как всегда, я все не так понял.
- Я бутылки собираю. Здесь очень хорошее место, - она кивнула в сторону реки, скрытой от нас елями. - Многие из молодежи ходит вот как ты, с заплечничками. А у них - пиво. Сядут, быстренько выпьют, пока милиция не видит, а я к ним подхожу, говорю, дайте бутылки старой. И они дают.
Бабушка посвятила меня в детали ее бизнеса.
- Раньше было проще. Пункт сбора стеклотары близко. (На Пулихова, 3а - Прим. мое) Собрал, принес, сдал. Но они позакрывали все пункты сбора в центре. И это правильно, я их понимаю. Сидит какой-нибудь чиновник, смотрит в окно, а там бабушка с сумкой стекла гуляет. Разве это красиво? Так позакрывали.
Она еще раз добавила:
- Это правильно, я их понимаю! Турист увидит меня, что подумает? О стране и вообще?
Я даже встал, чтобы слушать ее более внимательно.
- И куда несете? - Спросил.
- Только два пункта остались. На Ванеева и на Надеждинской. Но там берут на бой. По 300 руб. за бутылку. Так ты сам подсчитал: я могу нести максимум 20 бутылок. Получаю за это 6 тыс. рублей. А за билет на автобус нужно заплатить 3700. Туда съезжу, сюда пешком иду, чтобы хоть что-то на еду осталось.
- Разве к вам контролеры доколупливаются?
- Еще как! Однажды толкнули, всю тару побили! Вот такие, как ты, по возрасту! Правила, говорят, для всех. Ну, так и есть, я что, спорю! Потому и хожу. А бывает, что и проеду И не ссадят. "Входят в положение".
Бабушка призналась:
- Вот смотри, пенсия у меня - 2 миллиона. Я ее всю сыну отдаю, на кредит. А живу с бутылок.
- Но как? На 3 тысячи в день, которые после билетов на автобус остаются?
- А что здесь? Мне много не надо! Как Газманов говорит, слышал? "Я борщ ем, борщом запиваю"! Вот как надо питаться! Он прав, он же сам доктор! Он поэтому такой весь, в теле.
Я так понял, "быть в теле" для бабушки означало "хорошо выглядеть".
- Я покупаю куриные головы и кости, 7000 стоит в гастрономе. Варю из них суп. И мне того супа на 4 дня хватает. Ем я один раз в день. Это очень здоровое питание. Есть вообще нужно как можно реже. Особенно когда ты стар. Вот ты еще молод, поэтому тебе можно есть чаще. А мне уже только один раз, супчик. Как Газманов говорил: "Я борщ ем, борщом запиваю ..."
- Так вы все время - только куриный бульон?
- Почему? Нет, конечно! Я еще чай пью - это полезно для здоровья. Вот Газманов говорил ...
- И так каждый день, по бутылки?
- Нет, на выходных пункты сбора не работают!
Тут бабушка заметила, что мой взгляд остановился на ее жемчужине. Она улыбнулась:
- Нет, ты не думай, что я бедная. Мне всего хватает. Видишь, ожерелье которые у меня! Как сын кредит отдаст, я еще себе на зубы копить буду! - Она продемонстрировала прорехи, которые нужно было исправить. - Доктор сказал, это стоит 18 миллионов. Так еще соберу обязательно!
Потом добавила:
- Человек должны работать, сынок. Если человек не работает, он болеет и умирает. Думаешь, я это ради денег делаю? Я к реке прихожу с людьми поговорить! Поэтому и бутылки собираю! Чтобы не быть одной. А Лукашенко я очень благодарна.
Я пристально вглядываюсь в ее лицо: она не шутит И не издевается.
- Он мне как человек нравится. Я, чтобы мне сейчас 50 лет было, ему бы и свидание назначила. Чтобы "спасибо" сказать.
Она еще много чего говорила. О том, что за бутылку на Полевой вечером бомжи могут убить. Что время от времени она оставляет сумку со стеклотарой в потайном месте возле пункта сбора - если не успевает пройти очередь до 16.00, и пункт закрывается. И что, бывает, до самого утра сумки не находят и стеклотару не воруют!. О том, что человек, чтобы быть хорошим, должен терпеть. И что от хорошего жизни становятся злыми.
Я слушал ее и не мог избавиться от ощущения, будто разговариваю с буддой. Или бодхисатвы. Дождь закончился, и я был глупым настолько, что все-таки предложил ей денег. И знаете что? Она просто не поняла, чего я от нее хочу, что имею в виду. Смятые купюры остались зажатыми в моей ладони. Я попрощался, так и не спросив, как ее зовут. Хотя зачем имя бодхисатвы?
Если бы все случилось в Азии, беседу обязательно закончилась бы каким-то маленьким чудом. Цветной дождь или дружелюбной радугой. Но тут я просто пошел по лужам, а бабушка осталась сидеть на вымытой ливнем остановке.
Виктор Мартинович
Комментарии
Мама у меня в деревне. Досталось им от всех правителей и от немцев.
Я эту бабушку иногда вижу. Живу совсем рядом. Всегда с 3 сумочками. Вежливая.
Хорошо Виктор её назвал. В махаянском буддизме бодхисаттвой называют просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ.