Сегодня тому назад. Трагедия КРТ Индианополис.
На модерации
Отложенный
Краткие ТТХ:
ВДМ-13750тонн;
Скорость-32.7 узлов;
АГК-3х3х203мм;
4х2х127мм;
Арт.ПВО-24 ствола Бофорс 40мм; 28 стволов Эрликон 20 мм,
2 ГСТ.
СА 35 Индианополис воевал всю ВМВ.
Крейсер строился как флагман "Разведывательных Сил", и с ноября 1933 всю свою жизнь служил флагманским кораблем. 7 декабря 1941 крейсер был передан ОС 12 и начал поиски японских кораблей, которые, по уверениям разведки, находились вблизи Гавайев. 13 декабря крейсер прибыл в Пирл-Харбор и вошел в состав ОС 11. Первый бой он провел на юге Тихого океана, примерно в 350 милях южнее Рабаула. Во второй половине дня 20 февраля 1942 американские корабли были атакованы 18 двухмоторными бомбардировщиками. В ходе боя 16 японских бомбардировщиков были сбиты. 10 марта оперативное соединение, усиленное авианосцем Йорктаун , атаковало вражеские порты Лаэ и Саламауа, Новая Гвинея. После этого "Индианаполис" вернулся в Соединенные Штаты для ремонта и модернизации на верфи Мэр Айленд. Завершив ремонт, крейсер сопровождал конвой в Австралию, а оттуда ушел на север Тихого океана. 7 августа оперативное соединение, в состав которого входил "Индианаполис", в густом тумане обстреляло японские укрепления на острове Кыска. В январе 1943 “Индианаполис” участвовал в высадке десанта на Амчитку. Ночью 19 февраля "Индианаполис" с 2 эсминцами патрулировал юго-западнее Атту, пытаясь перехватить вражеские корабли с подкреплениями и грузами для Атту и Кыски. Американские корабли обнаружили транспорт “Акаганэ Мару”, который попытался отстреливаться, когда крейсер открыл огонь. Вскоре японец взорвался и затонул, поэтому можно предположить, что он перевозил боеприпасы.
Весной и летом 1943 "Индианаполис" действовал в районе Алеутских островов, сопровождая конвои и прикрывая высадки десантов. После ремонта на верфи Мэр Айленд, крейсер прибыл на Гавайи и стал флагманским кораблем командующего 5 Флота вице-адмирала Спрюэнса. 10 ноября он вышел из Пирл-Харбора в составе Южного Ударного Соединения для проведения операции “Гальваник” - захвата Гильбертовых островов. 19 ноября 1943"Индианаполис" в составе крейсерской эскадры обстрелял Тараву, а на следующий день - Макин.
Потом крейсер вернулся к Тараве, чтобы действовать в качестве корабля огневой поддержки. "Индианаполис" снова служил флагманом 5 Флота во время высадки на Маршалловых островах. 31 января группа крейсеров обстреляла атолл Кваджеллейн. Обстрелы продолжались до самого дня высадки, и "Индианаполис" подавил 2 береговые батареи. В марте и апреле "Индианаполис" вместе с другими кораблями 5 Флота нанес удар по западным Каролинским островам. 31 марта были атакованы Яп и Улити, а 1 апреля - Волеай. В июне 5 Флот поддерживал высадку на Марианских островах. 19 июня состоялся бой в Филиппинском море. 23 июня "Индианаполис" вернулся к Сайпану и в течение 6 дней поддерживал огнем своих орудий войска на берегу.
Потом он перешел к Тиниану, где решал те же задачи. Тем временем американцы захватили Гуам, и "Индианаполис" стал первым американским кораблем, вошедшим в гавань Апра после захвата острова японцами в начале войны. Корабль действовал в районе Марианских островов еще несколько недель, после чего отправился на западные Каролинские острова, где планировались новые высадки. С 12 до 29 сентября он обстреливал Пелелиу. Потом он ушел на Манус, а оттуда — в Соединенные Штаты на ремонт.
Выйдя с верфи Мэр Айленд, "Индианаполис" 14 февраля 1945 присоединился к Быстроходному Авианосному Соединению. Через 2 дня американские самолеты нанесли удар по Токио. Сразу после этих атак авианосное соединение направилось к Иводзиме, чтобы поддержать высадку десанта. Крейсер оставался возле острова до 1 марта, оказывая огневую поддержку войскам, ведущим кровопролитные бои. 25 февраля крейсер в составе соединения Митчера принимал участие в новом ударе по Японии, когда были уничтожены 158 вражеских самолетов. После этого крейсер принимал участие в боях за Окинаву. 31 марта, за день до высадки десанта, наблюдатели крейсера заметили двухмоторный японский истребитель, выскочивший из утренних сумерек и спикировавший вертикально на мостик. 20-мм автоматы открыли огонь, но уже через 15 секунд самолет находился прямо над крейсером. Трассы уперлись в самолет, заставив его рыскнуть. Но японский пилот справился с управлением и сбросил бомбу с высоты 250 футов, после чего врезался в корму корабля по левому борту. Самолет отскочил в море, причинив небольшие повреждения. Однако бомба пробила броневую палубу, жилые помещения под ней, топливные цистерны, днище корабля и взорвалась в воде под килем. Корабль получил 2 пробоины в днище, были убиты 9 человек. Хотя "Индианаполис" немного сел кормой и получил крен на левый борт, затопление было остановлено. Крейсер пошел на встречу с ремонтным судном. После осмотра выяснилось, что повреждены валы, разорваны топливные цистерны, уничтожена опреснительная установка. Тем не менее, "Индианаполис" пришел на верфь Мэр Айленд своим ходом.
Однако уже в начале июля капитан крейсера «USS Indianapolis», McVay получил задание повышенной секретности. Ремонт корабля в скорости был закончен, а на борт был загружен таинственный груз, к которому приставили вооруженную охрану. Крейсер вышел из порта Сан-Франциско и, набрав максимальную скорость 34 узла, взял курс на Гавайи. Этот путь крейсер преодолел за 74 часа, что стало новым рекордом, но конечный пункт назначения лежал в 2000 миль на запад - Тиниан, Марианские острова. Прибыв туда 26 июля, с крейсерабыл снят секретный груз, которым оказались урановые сердечники для двух атомных бомб. Через десять дней американский бомбардировщик сбросит одну из них на Хиросиму и война практически завершится. Но тем временем капитану и его команде был отдан приказ идти в Гуам, а затем на остров Лейте, Филиппины.
16 июля в тот же день когда крейсер покинул порт Сан-Франциско, японская наступательная субмарина I-58 под командованием Mochitsura Hashimoto вышла из своей базы на «охоту» за кораблями противника.
Для экипажа крейсера «
USS Indianapolis» путешествие на Лейте казалось рутиной, и команда даже не подозревала, что их преследует подводная лодка. По военно-морским правилам корабли должны выполнять маневр, следуя зигзагом, чтобы избежать обнаружения подводными лодками. Так как никаких достоверных сведений об активности противника в данном регионе не поступало, капитан решил, что этот маневр не потребуется - это решение позже преследовало его всю жизнь.
Один из японских подводников доложил, что слышит цель. Через перископ капитан подлодки увидел корабль противника. Японцы подготовили торпеды и ждали, наблюдая за кораблем. Скрытно японцы прошли еще несколько миль. Когда до корабля оставалось четыре мили, с японской субмарины были выпущены две торпеды с интервалом две секунды. Через 1 минуту и 10 секунд в перископе капитан субмарины увидел, что торпеды попали в цель - в воздух взлетели фонтаны воды.
На крейсере «USS Indianapolis» моряки не сразу поняли, что в них попала торпеда, хотя удар был достаточно мощным. Она угодила прямо в машинное отделение корабля, в результате вся команда механиков погибла. И тогда капитан корабля голосом отдал приказ покинуть крейсер.
Через несколько минут корабль начал крениться на правый борт. На крейсере воцарил хаос. Все натыкались друг на друга, никто не понимал что происходит.
Вокруг корабля плавало масляное пятно. Моряки прыгали в воду, а уже из воды наблюдали, как корабль начал переворачиваться на правый борт, нос ушел под воду, а корма задралась. Затем корабль встал вертикально и ушел под воду. Моряков охватил шок, они не могли поверить, что крейсера больше нет. Вокруг раздавались крики о помощи, но вокруг не было ни одного судна. Японская тоже субмарина ушла, а капитан даже понятия не имел, что за корабль он потопил. 30 июля 1945 года для более 900 выживших членов экипажа крейсера «USS Indianapolis» начала разворачиваться настоящая трагедия.
Моряки лежали на воде, одетые в спасательные жилеты в надежде, что кто-то утром придет и заберет их. Капитан успокаивал моряков, говоря, что они находятся на главном морском пути и их скоро найдут. Прошло двое суток, но в итоге никто не искал экипажзатонувшего судна. Командование 5-го флота ВМС США не вело поиски, так как не знало, что
крейсерзатонул. Взрыв вывел из строя радиостанцию, и капитану не удалось отправить сигнал SOS. В Лейте знали, что корабль должен прибыть в порт, но когда он не появился руководство решило, что он сменил курс. На самом деле пройдут дни, прежде чем заподозрят неладное.
Выжившие дрейфовали в океане, но они были не одни. Внезапно раздался крик: «Смотрите акулы!». Моряки оглянулись и увидели акульи плавники. Акулы были повсюду. Их количество достигало более ста. Тут началась паника. Моряки не знали что делать. Акулы то подплывали, то отходили от барахтающихся людей. Они плавали вокруг, выныривали и уходили обратно. Вдруг раздался пронзительный человеческий крик, и вода стала красной от крови. Акулы стали выхватывать людей как наживку и утаскивать под воду. Внезапно слышался крик человека и на воде появлялись пятна крови. В среду 1 августа спустя трех суток проведенных в море уже сотни моряков погибли, но акулы были не единственной опасностью. Морякам не хватало спасательных плотов, практически не было питьевой воды и еды. Многие оставались на плаву благодаря спасательным жилетам, но они были рассчитаны на 72 часа. Впитав воду, спасательное средство уже не имело такого действия. Кроме того днем палило солнце, а ночью все мерзли, и так повторялось изо дня в день. Этого было достаточно, чтобы довести некоторых парней до крайности. Выживание на море стало тяжелым испытанием для американских моряков.
2 августа начался четвертый день в воде. Отчаяние быстро овладевало моряками. Смерть распростерла свои объятия над океаном. Акулы продолжали хватать живых, но никто по-прежнему не искал крейсер и его команду.
Вдруг дрейфующие моряки услышали звук приближающего самолета. Они начали кричать и шуметь. Кто-то открыл дверь самолета и помахал им рукой. Это был американский бомбардировщик, осуществляющий патрулирование в этом районе. Доклад пилота в штаб и стал началом спасательной операции, о котором молил экипаж крейсера. Пилот покружил несколько минут вокруг группы людей, разбрасывая припасы для выживания. Через несколько часов в точку прибыл гидроплан «Католина». Его пилот совершил рискованную посадку на неспокойные воды Тихого океана. Он и стал пристанью для выживших моряков, пока не стали прибывать корабли.
Вскоре для спасения прибыли эсминец «USS Bassett» и госпитальное судно «USS Tranquility». Моряков поднимали всю ночь. Они были бессильны. Кожу на их телах можно было снимать с костей. Из 1189 человек крейсера «USS Indianapolis» выжило только 316 моряков, которые были доставлены в Гуам для оказания медицинской помощи.
Через 17 дней война закончилась, и Америка праздновала победу, но для экипажа крейсера трагедия еще не закончилась. Американское общество требовало найти виновного в гибели сотни моряков. Командование министерства обороны настаивало в отдаче капитана под трибунал, за халатность и гибель корабля. Его обвиняли в том, что не своевременно отдал приказ покинуть корабль, а также в том, что он не шел зигзагом в опасных водах. Для подтверждения второго обвинения пригласили даже капитана японской субмарины Хашимото.
19 декабря 1945 года военный трибунал вынес свой вердикт - капитана корабля признали виновным в том, что крейсер не выполнял маневр, который привел к гибели корабля. Вскоре его понизили в воинском звании, а карьера больше не была блистательной.
Вердикт вызвал бурю споров. Было ясно, что командование тоже заслуживало наказание за потерю связи с крейсером «USS Indianapolis», поэтому через несколько месяцев McVay был восстановлен в звании, а через четыре года он вышел в отставку.
В начале 1946 года субмарина I-58 которая потопила крейсер Инди была списана в качестве акта мести. Командование ВМС США начинило ее взрывчаткой, и пустила ее на дно. Это дало малую долю отмщения выжившим, но уже никогда не сняло тяжести вины с капитана корабля. Он получал письма с ненавистью тех, кто потерял своих любимых, с обвинениями в убийстве. Это нес очень тяжелый крест и в 1968 году он застрелился.
Для выживших членов экипажа крейсера «USS Indianapolis» трагедия послужила укреплением веры и дружбы. Они собираются каждые два года у национального мемориала в Индианаполисе, что вспомнить друг друга и разделить боль от их общей трагедии.
Комментарии
Если покопаться в истории ВМФ всех стран, то таких примеров найдется не один...