Голем белорусский: самая большая угроза для Лукашенко сегодня — это его электорат
С месяц назад дернул меня нечистый зайти на страницу социальной сети «Одноклассники» (один мой друг называет ее «Ад»).
Увидел, что бывшая одногруппница «посчитала классным» следующий пост: «Смотрю на Украину, и думаю….. Какое счастье, что у нас есть Батька! Ему корову худую на ферме показать бояться, не то что такое творить…» Решил почитать комменты, да и застрял там на пару часов, а потом еще возвращался в другие дни к этим комментариям.
«Одноклассники» — это вообще отдельный мир. «ВКонтакте» — там котики, сердечки и крылатые фразы великих людей.
С «Одноклассниками» сложнее — это некая гремучая смесь православия, сталинизма и антисемитизма, щедро приправленная статусами вроде: «Если хочешь, чтобы я сделала операцию по увеличению сисек, ставь класс».
С началом информационной войны в Украине «Одноклассники» стали не меньшим оружием пропаганды, чем телеканалы. С любопытством наблюдаю, как один мой земляк, учитель белорусского языка, бывший соведущий мегапопулярной в 90-е передачи «Запрашаем на вячоркі» лайкает сообщения, в которых призывают «не допустить очернения нашего президента Владимира Путина» или «уйти с русскоязычного сайта «Одноклассники» всех, кому не нравятся русские». Или, наконец, такую картинку, что, на мой взгляд, вообще за пределами добра и зла.

Дискуссия относительно Лукашенко заинтересовала меня прежде в виду его позиции в отношении Украины. Глава Беларуси с одобрением отозвался о Турчинове и Порошенко, призвал украинцев уничтожать террористов на Востоке и попытаться вернуть Крым.
А в «Одноклассниках», по крайней мере в моей ленте, друзья считают, что украинское руководство лично пьет кровь донбасских младенцев.
Ради эксперимента решил использовать в качестве своих аргументы только цитаты Лукашенко. Не помогло, результаты следующие: Лукашенко — молодец, Путин — молодец, ополченцы — молодцы. Америка, Гейропа и Порошенко — упыри.
Участие в дискуссии показательно. Много людей с явно фейковыми аккаунтами. Их фотографии на аватарку легко было найти в Гугле, и относятся эти изображения, естественно, совсем к другим людям. Эти тролли задают тон и создают «мнение большинства». Конечно, они-то как раз и поют, насколько в Беларуси сейчас все хорошо и другой доли нам нужно, а в Украине — бардак.
Примечательно, что эти люди, которые называют себя белорусами, активно называют страну «Белоруссией», убеждая, что у них в Могилеве все так говорят. Могилевчане, правда?
Сама авторша поста называет украинских лидеров «гнилью продажной», другая комментаторша — «шелупонью».
Когда же приходят реальные учительницы, называя свои зарплаты в два миллиона, им отвечают: «Кто на что учился». И призывают «не зацикливаться на своем заработке» во времена, когда в Европе Кончита Вурст побеждает на «Евровидении».
Ну как же не вспомнить Гейропу и упадок нравственности. Ну куда ей до России, в которой первое место в Европе по количеству преднамеренных убийств и последнее место в Европе (на уровне Зимбабве и Ботсваны) по индексу качества жизни.
Кстати, в результате статус собрал 27 тысяч лайков. Цифра немалая, поэтому позволю себе пару выводов, пусть и ничтожных с точки зрения социологии.
Во время чтения всей этой ветки комментариев меня не покидало ощущение, что сам Лукашенко ведет себя адекватнее, чем собственноручно выращенный им электорат.
Собственно говоря, в украинском конфликте официальный Минск можно упрекнуть лишь фактом голосования в ООН по Крыму. В остальном позиция государства была выдержанной или даже проукраинской.
Электорат же Лукашенко занимает совершенно иную позицию. Он за «русский мир», неотъемлемой частью которого, естественно, является Беларусь. И это результат многолетней политики денационализации, которую проводил все тот же Лукашенко.
Хоть и парадоксально это звучит, но самая мощная угроза для Лукашенко исходит не от загнанной в угол проевропейской оппозиции, а от его же сторонников.
Они не хотят никаких западных ценностей. Ведь пропаганда вбила им в головы, что эти ценности сводятся к свободе гомосексуализма.
А чего же они хотят? Хотят здесь и сейчас русский рубль, зарплаты как в России. И наконец — Путина-президента.
Недавно редактор «Советской Белоруссии» Павел Якубович назвал Големом взбудораженное Путиным российское общество. А разве у нас — иначе?
В таких условиях для Лукашенко остаются два варианта: или удовлетворить желания людей, что приведет к окончательной потере суверенитета и власти, или попытаться перевоспитать свой электорат. Хотя, возможно, я чересчур все драматизирую.
Змиттер Панковец
Комментарии