О фис раввина Шмуэля Каминецкого находится на 18-м этаже самого большого в мире еврейского общинного центра.
Огромный комплекс «Менора» напоминает лестницу в небо или пьедестал, каждая ступень которого — здание, одно выше другого.
Из кабинета раввина есть выход на смотровую площадку. «Вот там была центральная синагога, — показывает ребе район новой застройки.
— Дом остался, он теперь внутри современной застройки, его реконструировали».
Район, где прячется здание синагоги, застроил один из самых богатых жителей Днепропетровска и один из спонсоров еврейской общины Вадим Ермолаев (№55 в списке украинского Forbes, $190 млн).
Его строительная компания называется первой буквой семитских алфавитов — «Алеф». «Вот там, ниже красного дома, живут религиозные евреи.
А вообще евреи в городе живут везде», — улыбается Каминецкий.
Днепропетровск (изначально Екатеринослав) обязан своим рождением самому грандиозному в российской истории путешествию императрицы Екатерины II по случаю взятия Крыма.
Продюсировал поездку граф Потемкин, который организовал церемонию закладки камня нового собора и нового города на горе, недалеко от нынешнего ресторана «Маяк».
На презентации нового города, закусывая черной икрой, французский посол граф Сегюр процедил: «В Екатеринославе мы видели начало города, который не будет обитаем, начало церкви, в которой никогда не будет службы; место, избранное для Екатеринослава, безводное».
Развивался новый город поначалу действительно только за счет бюджета, в Екатеринославе строились лишь убыточные госпредприятия.
Однако Екатерина решила учредить в новом городе особую зону для проживания евреев, и дело пошло. Здесь появились чугунолитейный завод, суконная фабрика и прочие атрибуты развитой экономики, построенные представителями иудейской общины, которых к началу XX века было уже больше трети населения.
Автомобиль Bentley красиво вписывается в парковку у синагоги, и водитель с готовностью рассказывает корреспонденту Forbes, как пройти в храм.
Уже в восемь утра в главной синагоге на утренней молитве аншлаг.
Вот совладелец компании производителя полуфабрикатов из индейки «Ахдус» (в переводе с иврита — «единство») Артур Золотаревский надевает тфилин. Вот замначальника штаба Национальной защиты Днепропетровской области Максим Дубовский стращает всех рассказами о русских диверсантах в городе.
Синагога здесь больше напоминает бизнес-клуб по интересам. Никто не мешает обсуждать дела, а после молитвы в одном из расположенных здесь кошерных ресторанов можно решать бизнес-вопросы.
Еврейская тема в Днепропетровске звучит совершенно естественно.
«Это клуб, в котором все объединены духовной идеей, — рассказывает об общине совладелец сети супермаркетов VARUS, днепропетровец Руслан Шостак.
— Я не хожу в него, но все друзья мои, которые туда ходят, рассказывают, что действительно микроклимат там достаточно комфортный». По словам Шостака, раввин иногда выступает гарантом крупных сделок.
«Редко, но такое бывает. Раввин помогает всем участникам клуба чем может. Все к нему обращаются. Он такой глобальный GR-директор всей еврейской бизнес-общины».
Сейчас, если верить статистике, евреев в городе почти не осталось — по последней переписи, всего 0,4% (даже в Москве, согласно переписи 2010 года, больше — 0,46%).
Однако еврейская община очень влиятельна. И это никого не раздражает.
Но только ли еврейская предприимчивость сделала Днепропетровск бизнес-столицей Украины, по количеству созданных здесь крупных компаний опередившей даже Киев?
Комментарии
пока не лезут в политику тех народов, на территории которых ведут свой бизнес.
Комментарий удален модератором
Ты читать уже разучился или так и не научился.?