Романтизация советско-германской войны – важнейший элемент государственного патриотизма и пропаганды
Речь пойдет именно о романтизации, а не о героизации Великой войны. Хоть подвиги не редко придумывались или преувеличивались, но и совершались в реальности, и не только в состоянии безысходности и аффекта. Было место и подлинному героизму.
Будучи школьником, помню чувство романтического уюта, вызванное у меня повестями и рассказами Катаева и Полевого о войне. Только в зрелом возрасте я осознал – насколько реальная война должна быть далека от романтики. Да, в таланте этим писателям не откажешь – написать о кровавой мясорубке в романтическом душке. Советская пропаганда знала, что делала. Романтика, овеянная героизмом – готовый продукт для взращивания и эксплуатации военного патриотизма, а населением, воспитанным в военно-патриотическом духе, легко управлять и направлять в самые безумные авантюры.
Будь то оккупация Афганистана под соусом интернациональной помощи и ликвидации намерения США разместить свои ракетные базы (совок готов любой антиамериканский бред принять за чистую монету) или откусывание территории Украины под соусом спасения русских от бандеровцев, науськанных американцами.
Война, по словам великого Астафьева, это ужас, который невозможно никакими словами описать и никакой картиной изобразить. И моральный долг писателя пишущего о войне, максимально точно, насколько возможно, описать войну, чтобы война послужила историческим уроком, а не спекулятивным интересам государственных пропагандистов. Впрочем, я допускаю, что за спинами окопников некоторым тыловым крысам и в самом деле было уютно.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Кого-то повоевать тянуло от советских книжек о войне? Просто так, от избытка романтики - поубивать, повзрывать, попытать? Гордость за Родину и собственных отцов-дедов эти книги воспитывали, ничего плохого в этом нет.
А как ловко ввернуто про моральный долг - к современным "писателям", благодаря которым романтическим флером сплошь окутан криминал, претензий не имеется, видимо.
ВОВ - это не местечковая драка была от избытка энергии и без повода. Наша страна фашизм победила. А натурализма хватало - книги не только художественные были. "900 дней блокады", "От советского информ-бюро". На фото без содрогания смотреть невозможно.
Про моральный долг с тех писателей надо спрашивать, благодаря которым "онижедети" растут.
Еще как имеется. Однако это другая история.
Говоря о России, я не разделяю эти понятия: Отечество, Родина, страна, государство, российское государство - все эти понятия для меня - суть одно и то же, и выбор слова зависит от контекста. С точки зрения обывателя , в общем, а не политических, социологических научных терминов. Так что государственный патриотизм - это просто патриотизм, как более широкое понятие по отношению к "военному патриотизму", о котором писал автор.