Новодворская и Путин: разбитое зеркало
Новодворская и Путин: разбитое зеркало
В минувшую субботу в московской «Комсомольской правде» царило приподнятое настроение. В Путинской России случилась большая радость - умерла Новодворская.
Свой «не некролог» (как он его обозвал) обозреватель издания Александр Гришин озаглавил «Новодворская - все». Мол, теперь можно вздохнуть свободно...
Топтаться по умершему идейному противнику, очевидно, входит в традиции современной российской журналистики. И Гришин следует этой традиции сполна, выплескивая вдогонку человеку, ушедшему в иной мир, весь тот яд обвинений, которым не рискнул воспользоваться при жизни оппонента. «Умер враг России, - пишет он. - Отметившийся в разрушении, но не в созидании...», «Она читала лекции студентам, отравляя их умы и души». «И чем она отличалась от нацистов?»... И, конечно же, она была пособником бандеровцев, призывала Порошенко убивать русских людей. И потому Гришин, как человек, которого такие «враги», как Новодворская, «хотят лишить гражданских и человеческих прав», не видит причин для скорби.
Есть в «не некрологе», пожалуй, единственная фраза, с которой я согласен: «Она восхваляла «Небесную сотню» и вот теперь присоединилась к ней».
В комментариях под статьей на сайте «Комсомолки» злорадство еще хлеще. Самое мягкое выражение - «злая тетка».
Да, злая. А разве можно быть в такой стране добрым?
По интернету ходит версия, что умерла Валерия не своей смертью, а была отравлена ФСБ. Все может быть. И то, что такую версию в России не исключают, означает: не умерла бы сама, то помогли бы. Опыт есть.
Хотя, с Березовским и Литвиненко было понятно - они по-мужски серьезные противники. А что Новодворская для Путина? С его ядерными ракетами, газом и огромной армией зачищенных и отполированных до блеска мозгов?
А то-то и оно, что когда в мозгах штиль да гладь, любая извилина, чувствуется как заноза.
И вроде не опасно, но саднит.
Сила Новодворской, перекрывающая ракеты и танки, в том, что она всегда видела мир таким, каков он есть на самом деле, и называла вещи своими именами.
Она была зеркалом, в котором каждый добропорядочный гражданин новой Российской империи мог увидеть свое истинное лицо - мурло великодержавного жлоба. Это напрягало.
Зеркало это было маленькое. Не чета тем кривым зерцалам кремлевских дворцов и холлов, своими отражениями в которых так привык любоваться Путин. Оно совсем крошечное - так что его легко было закрыть стопкой кремлевских газет. Или спрятать в дальний-дальний ящик. Что и пытались делать. Но все знали, что там, в спрятанном за семью замками зеркале, стоит в него лишь мельком глянуть, отразится все тот же имперский монстр.
В новой России немало умных людей. Просто они договорились не смотреться в зеркала. Все знают, что вокруг царит ложь, но лишнее напоминание об этом воспринимается тяжело. В вечной тьме лучше живется слепым.
А Новодворская постоянно напоминала. Потому, когда это хрупкое зеркальце разбилось, в царстве тьмы наступил праздник...
...Я хорошо помню мрачный декабрьский день, когда умер Андрей Сахаров. В красно-коричневой среде царило оживление. В одной из консервативных коммунистических газет появилась большая статья, со «сдержанным оптимизмом» предсказывающая, что, дескать, теперь, когда нет человека, мутившего по наущению Америки воду в нашем обществе, Советский Союз вернется на правильный путь.
А нам казалось, что день никогда не наступит. Что со смертью Сахарова страну поглотит пучина....
Она, как видим, и поглотила. Россию. А Украина через два года отвоевала себе свободу - случилось то, что предсказывал Андрей Дмитриевич.
Валерия Ильинична, как и многие российские демократы до нее, не оставит в покое деспота и после смерти.
А еще она мечтала получить украинское гражданство. Давайте ей его предоставим. В своих сердцах.
Евгений Якунов. Киев.
12:55 14.07.2014
Комментарии