Литва, блокируя Калининград, с огнем играет, она из Польши ничего не получит

На модерации Отложенный

Москва устала ждать, когда Вильнюс и Брюссель найдут решение проблемы нашего региона

Литва, как известно, решила расширить ограничения на транзит товаров в Калининград через свою территорию.

Речь идет о таких товарах, как бетон, древесина, спирт и промышленные химикаты на спиртовой основе, теперь их запрещено перевозить транзитом через Литву.

Напомним, Вильнюс перекрыл транзит российских грузов в Калининградскую область 18 июня под предлогом санкций Евросоюза. По словам губернатора Калининградской области АнтонаАлиханова, под эти меры попало от 40 до 50 процентов номенклатуры грузов, в том числе строительные материалы, цемент и металлы.

Россия неоднократно требовала восстановить транзит, угрожая в противном случае принять жесткие меры, однако Вильнюс заявлял, что не пойдет на уступки, при этом, переводя стрелки на Еврокомиссию. В то же время, в Брюсселе это называют решением Литвы.

В ЕК ранее заявили, что вопрос с транзитом грузов в Калининград будет решен в скором времени.

«Продолжаем диалог с Еврокомиссией и Литвой. Нас заверяют в том, что вопрос должен разрешиться в ближайшее время», — рассказала официальный представитель МИД России МарияЗахарова, добавив, что Москва рассчитывает на то, что ЕК и Литва примут «единственно правильное решение».

По словам одного из источников западных СМИ, компромисс может заключаться в том, что перевозки в Калининградскую область из других российских регионов не будут считаться международной торговлей.

Сообщалось, что это решение может быть принято только в том случае, если попавшие под санкции грузы будут использоваться в Калининградской области, а не экспортироваться в другие страны через порт.

В то же время, Россия предложила свой вариант — создание «зеленого коридора» через территорию Литвы

По словам Алиханова, его создание может стать условием в переговорном процессе, гарантирующим отмену ответных мер со стороны России, если они будут приняты.

«Это одна из переговорных позиций, которую нам стоило бы отстаивать. <…> Вы же понимаете, что если они не вернут сейчас транзит, то мы примем ответные меры. Про последнюю ответную меру уже сказал, она значительно ударит по экономике этой страны. Снятие этих ограничений можно будет увязать с созданием коридора», — подчеркнул губернатор.

Однако Вильнюс с этой идеей не согласился. «Политика Литвы до сих пор — нужно запретить транзит санкционированных товаров и осуществлять контроль», — заявила советник литовского президента Аста Скайсгирите.

Между тем, по словам Марии Захаровой, Россия не будет бесконечно ждать решения ЕК по транзиту в Калининград. Она также пообещала Еврокомиссии жесткие меры при сохранении проблемы транзита в Калининград.

«Ожидать до бесконечности мы не будем. <…> Россия примет в отношении Литвы и Евросоюза жесткие меры, подготовка которых уже завершена. Решение проблемы слишком затянулось», — подчеркнула она.

Сколько мы еще готовы ждать, пока они договорятся. Насколько критичны новые запреты?

— Думаю, эти грузы также можно будет возить морем, — говорит советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.

— Но это потребует времени для выстраивания новой логистики. Кроме того, себестоимость таких поставок будет дороже.

«СП»: — Зачем они нагнетают? Так ничего и не поняли?

— Думаю, нащупывают «красные линии», то есть, до какого предела можно закручивать кран без ущерба для себя.

«СП»: — Это Литва решила? Или опять подсказали?

— Скорее всего, это консолидированная позиция ЕС — создавать максимальные проблемы для российской экономики там, где это только возможно. Что касается Литвы и Прибалтики в целом, то эти действия способствуют дальнейшему разрушению ещё остающихся связей с РФ.

С точки зрения здравого смысла и национальных интересов той же Литвы это абсурд. А вот с точки зрения ЕС все вполне логично. Следует помнить, что Запад ведёт с Россией не только геополитическую, но и экономическую войну, пытаясь полностью вытеснить ее с рынков стран бывшего соцлагеря. Собственно, именно для этого понадобилась и пресловутая ассоциация с Украиной, которая делает ровно то же самое — режет связи с Россией.

«СП»: — Вроде недавно была информация о том, что Брюссель готов договориться. Теперь они уже не могут или не хотят?

— ЕС прощупывает «красные линии» — до каких пор Москва готова терпеть и какова может быть ее реакция. Очевидно, пока никаких внятных контрмер со стороны России не последовало, поэтому европейцы продолжают давить, и остановятся только тогда, когда последует недвусмысленный сигнал о возможном переходе вопроса в военную плоскость.

«СП»: — Еврокомиссия действует быстро в отношении введения санкций против России, но в случае с разгребанием собственных завалов оказывается медленной, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. В Москве верят, что ЕС все же урегулирует ситуацию? И как долго планируют ждать?

— Рассчитывать на «понимающее партнёрство» со стороны ЕС бессмысленно. С другой стороны, иных мер воздействия, кроме военных, у России нет, но воевать с НАТО Москва явно не намерена. Поэтому остаётся одно — перестраивать логистику в обход Литвы, пусть это и дороже, а также наращивать военную группировку на западном направлении, включая Калининград, Белоруссию, Псковскую и Ленинградскую области. Может, тогда бывшие западные партнёры поймут, что нагнетать напряжённость — не в их интересах тоже.

—Как напомнил недавно губернатор Калининградской области Антон Алиханов, это не новые санкции, а просто очередной этап вступления в силу решений, принятых на уровне ЕС еще весной 2022 года, — отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— Например, 10 августа 2022 года должны вступить в силу новые ограничения — на провоз угля и других видов твердого ископаемого топлива.

«СП»: — А что ЕС? Компромисс возможен?

—Пока возможность такого компромисса все-таки обсуждалась больше на уровне слухов. Вероятно, какая-то реальная почва у таких слухов была, учитывая, что о такой возможности упоминали и политики внутри ЕС. Можно вспомнить, например, сделанный еще в конце июня 2022 года комментарий депутата Европарламента Литвы Пятраса Ауштрявичюса, что в рамках дискуссий по калининградскому транзиту, по его сведениям, побеждает мнение России.

Тем не менее, подобные слухи, как видим, обсуждаются давно, а реальных подвижек пока нет. Конечно, свое значение здесь имеют процедурные вопросы — все же, решения о смягчении санкций должны приниматься на Совете ЕС.

Но, кроме того, вероятно, в самом ЕС достаточно сильно лобби, которое не считает необходимым форсировать достижение компромисса с Россией по этому вопросу. В частности, возможно, там считают, что в случае ответных мер Москвы пострадает, прежде всего, экономика Литвы, а не более влиятельных игроков ЕС.

«СП»: — По словам Захаровой, Россия не будет бесконечно ждать решения ЕК по транзиту в Калининград. А сколько будем ждать? Когда уже последуют обещанные жесткие меры?

— Основные ответные меры, которые обсуждались в прессе и экспертном сообществе в связи с этой ситуацией, затронули бы, прежде всего, экономику Литвы (например, запрет или ограничение транзита грузов для этой страны из Польши через территорию Калининградской области).

Есть определенные шансы, что добиться компромисса с ЕС по калининградскому транзиту могут помочь переговоры с ФРГ, которой по-прежнему необходимы поставки российского газа. Но и здесь много нюансов. Опять же — окончательное решение по смягчению санкций, если оно будет принято, должно быть оформлено на уровне Совета ЕС, что как минимум будет затягивать разрешение кризиса с калининградским транзитом.

«СП»: — Ранее Литва отвергал возможность «зеленого коридора». Это могло бы стать компромиссом?

— «Зеленый коридор», по сути, стал бы механизмом обхода европейских санкций, Литва вряд ли стала бы принимать такое решение без соответствующих решений Совета ЕС. К тому же, мировой опыт показывает, что обсуждение создания подобных маршрутов, для которых действуют особые условия транзита, обычно становится поводом для критики со стороны оппозиции. Оппоненты властей государств, по территории которых такие маршруты проходят, в подобных случаях, нередко, утверждают, что такие страны лишают себя части суверенитета.

«СП»: — Если Литва не согласна на «зленый коридор», остаются ли у России еще альтернативы, кроме прокладывания «Сувалкского коридора»?

—Гипотетический сценарий, предполагающий взятие под контроль российскими военными «Сувалкского коридора», в нынешних условиях создал бы ситуацию, при которой «лекарство» опаснее «болезни». Все риски прямого военного конфликта со странами НАТО одновременно с кризисом вокруг Украины очевидны. В ближайшее время остается максимально развивать возможности паромного сообщения с Калининградской областью и искать способы давления на ЕС.

Дмитрий Родионов