Сегодня 9 июня в Северо-Кавказском окружном военном суде завершился процесс по уголовному делу экс-мэра Махачкалы Саида Амирова и его племянника Юсупа Джапарова, экс-мэра города Каспийска: они признаны виновными в приготовлении теракта и незаконном приобретении оружия. Саид Амиров приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет, Юсуп Джапаров — на 8,5 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Процесс над Саидом Амировым и Юсупом Джапаровым начался 11 апреля 2014 года. Судебное разбирательство закончилось 1 июля. 9 июля состоялось оглашение приговора.
Каждое заседание проходит при соблюдении повышенных мер безопасности. Каждый день к зданию суда на проспекте Нагибина в Ростове-на-Дону приходили родственники и друзья подсудимых, которые встречали и провожали конвой (который доставлял подсуимых и увозил их в СИЗО УФСБ Ростова-на-Дону). Но в день оглашения приговора поддерживающих Саида Амирова и его племянника собралось у ворот военного суда заметно больше, чем обычно (около сотни человек — в основном мужчины). Также заметно усилены были и меры безопасности: полицейские машины рассредоточились во всем квартале (на той стороне улицы, где расположен суд, и на противоположной), около здания дежурила машина взрывотехников, территорию около суда и внутренний двор охраняли кинологи со служебной овчаркой, сотрудники полиции, судебные приставы и бойцы ОМОНа.
Многочисленных журналистов во двор суда пропускали после проверки документов, досмотра сумок и одежды (мужчин ощупывали мужчины — женщин — женщина-полицейский). Второй контроль журналисты проходили на входе в здание суда: сверка документов, досмотр сумок, проход через рамку металлоискателя и осмотр с помощью ручного металлоискателя.
На предыдущих заседаниях слушателей рассаживали обычно так: первый ряд отдавали журналистам, на втором и третьем сидели родственники и друзья подсудимых, последний ряд занимали студенты юридических факультетов ростовских вузов (некоторые из них только в здании военного суда узнавали, кто такие Саид Амиров и Юсуп Джапаров и за что их судят).
В день оглашения приговора порядок рассадки был изменен: студентов не было вообще, первые два ряда заняли родственники (половина из них — женщины: жена, дочери, племянницы), на следующих двух рядах сели журналисты. Еще полтора десятка видео- и фотокамер расположились за столом прокуроров, прямо напротив пластикового бокса, в котором уже находились Саид Амиров (в инвалидной коляске) и его племянник.
За порядком в зале заседания следили больше двух десятков судебных приставов и полицейских.
Оглашение приговора началось в 10.00. Судьи (процесс ведет колегия из трех судей под председательством военного судьи Олега Волкова, он известен как специалист по делам террористической направленности) зачитывали приговор по очереди в течение почти трех часов.
В итоге суд согласился с обвинением и признал Саида Амирова и Юсупа Джапарова виновными в том, что они подготавливали теракт против депутата Народного Собрания республики Дагестан, председателя Пенсионного Фонда РФ по республике Дагестан Сайгида Муртазалиева: они планировали уничтожить его физически, сбив в аэропорту Махачкалы гражданский самолет, в котором кроме Муртазалиева могли находится и другие пассажиры.
Ответственность за совершенный теракт Саид Амиров планировал возложить на незаконные вооруженные формирования, которые действуют на Северном Кавказе. Таким образом, установил суд, экс-мэр Махачкалы «убивал» сразу трех зайцев: устранял политического противника Сайгида Муртазалиева, дестабилизировал ситуацию в Дагестане и выступал как наиболее вероятный претендент на кресло президента республики, которому одному под силу гарантировать спокойствие и мирную жизнь в Дагестане.
Представленную следствием доказательную базу (показания свидетелей и данные экспертиз) суд счел исчерпывающей и доказывающей вину подсудимых. Аргументы защиты (также показания свидетелей и результаты экспертиз) суд выслушал, но не посчитал их опровергающими доводы следствия.
В итоге Саида Амирова приговорили к 10, а Юсупа Джапарова (как пособника) — к 8,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима.
Кроме того суд вынес частное определение в адрес бригады средователей СКР под руководством старшего следователя г.Криворотова. По мнению суда на этапе предварительного следствия были допущены нарушения процессуального характера и такие, которые могли привести к затягиванию расследования преступлений. В частности, обвиняемым и их защитникам постановление о проведении криминалистической экспертизы ПЗРК «Стрела-2М» было вручено одновременно с результатами этой экспертизы. Также следователи не соблюли правила хранения вещественных доказательств — той же самой «Стрелы», неверно были указаны координаты местности, где был закопан снаряд. Кроме того, следователи не представили доказательств наличия предварительного сговора между подсудимыми и не назвали величину ущерба, который мог быть нанесен в результате предступления. Но так как эти огрехи в итоге не оказали существенного влияния на ход следствия, то суд решил ограничиться частным определением в адрес следователей СКР.
Саид Амиров выслушал приговор спокойно, таким же спокойным показался и его племянник. Некоторые женщины при оглашении сроков наказания стали вытирать слезы. По окончании заседания одна из них — экс-руководитель исполкома махачкалинского отделения партии «Единая Россия» Перзият Багандова, еще находясь в зале суда, громко выкрикнула: «Позор!»
«Дело против Саида Амирова и его племянника сфабриковано, — заявила она уже после того, как вышла из зала. — Этот человек — Сайгид Муртазалиев — никогда не являлся противником Амирова. Он выдающийся спортсмен, олимпийский чемпион по вольной борьбе, но абсолютно не политик. То есть отсутствует мотив преступления, в котором обвинили Саида Амирова».
Говоря о социально-политической обстановке в Дагестане, Перзият Багандова сказала, что не может назвать ее «страшной», но по ее словам сейчас власть в республике, мягко говоря, не пользуется уважением:
«В социальных сетях над руководителями республики как только не смеются и как только не называют. Я достаточно большую жизнь прожила и знаю, что ни один руководитель никогда не подвергался такому высмеиванию, какому подвергается сегодня руководитель Дагестана».
По словам госпожи Багандовой, Саид Амиров никогда не претендовал на пост президента Дагестана в первую очередь по состоянию здоровья, но он долгие годы был одной из наиболее авторитетных фигур республики, и те, кто намеревался прийти к руководству в Дагестане, «чувствовали неуверенность перед авторитетом экс-мэра Махачкалы».
Комментируя приговор, руководитель адвокатской группы Владимир Постанюк назвал приговор незаконным и отметил, что описательно-мотивировочная часть фактичеси совпадает с обвинительным заключением:
«Вызывает удивление то, что мы три месяца заседали, допрашивали десятки свидетелей, и это не имело никаких последствий. В судебном заседании мы услышали, каким пыткам подвергались свидетели, на основе показаний которых было сформулировано обвинение. Суд не дал оценки этому обстоятельству. Мы называли 108 моментов, которые на наш взгляд говорят о фальсификации доказательств, но ни один из них не был учтен судом при вынесении приговора. Этот суд для нас, безусловно, не последний, мы подадим аппеляционную жалобу в коллегию верховного суда РФ».
Владимир Постанюк и его коллеги продолжат защищать Саида Амирова и Юсупа Джапарова. Постанюк настаивает на невиновности своих подзащитных в совершении преступлений, за которые они были осуждены, и рассчитывает «в конце концов получить тот судебный акт, который установит невиновность как Амирова, так и Джапарова».
По окончании судебного заседания сторонники экс-мэра Махачкалы не уходили от здания суда еще около часа — ждали, когда осужденных повезут в бронеавтомобилях обратно в СИЗО УФСБ Ростова-на-Дону. Этого же момента ждали и бойцы ОМОН, сотрудники полиции и судебные приставы: одни встали в шеренги, образуя коридор, по которому конвой будет выезжать по внутреннему двору и до проезжей части, другие перекрыли движение по проспекту Нагибина — на проезжей и пешеходной частях. Наконец ворота медленно раскрылись — под апплодисменты сотни человек и крики «Амиров!» кортеж развернулся на ближайшем повороте и умчался по направлению к Большой Садовой.
Комментарии