Всеобщая война с ISIS.

Забудьте о современных вооружениях для “умеренных” мятежников. Никто о них более не вспоминает – в особенности увидев автопарк хаммеров ISIS. Забудьте о “бесконечном продолжении войны” – никто этого больше не хочет. Забудьте об иранском враге. Услуги Ирана теперь совершенно необходимы для обеспечения безопасности Ближнего Востока. Более того, для обеспечения безопасности Ближнего Востока теперь потребуются и услуги наиболее могущественного сателлита Ирана – “Хизбаллы”.

Мы являемся свидетелями самой масштабной геополитической перетряски в регионе, и больше всех от этого проиграет сирийская оппозиция. Асад не может поверить в собственное счастье. Мятежники теперь в настолько отчаянном положении, что они начинают “сливать” доклады о возможном примирении с Асадом в Алеппо – их самом большом бастионе, и единственной надежде на завоевание власти в Сирии. Их можно понять – братание с Асадом представляется более грациозной перспективой, нежели потеря головы от рук мясников ISIS.

Нет никакого вопроса о том, что творится в умах западных и арабских стратегов. Они осознали, что войну в Сирии пора заканчивать. Некоторые из них проявляют большее упрямство, некоторые меньшее, но итог будет один. Им придется остановить хаос – пока они еще могут, и сфокусироваться на главной угрозе, которая приобретает характер угрозы апокалиптической. Есть теперь проблемы и поважнее брутального диктатора, убивающего безоружных демонстрантов на улицах. Мы имеем дело с идеологией, которая сумела воспользоваться десятилетиями тиранического правления на Ближнем Востоке, привлечь разочаровавшуюся молодежь, у которой нет надежд ни на настоящее, ни на будущее. Забудьте о современных вооружениях для “умеренных” мятежников. Никто о них более не вспоминает – в особенности увидев автопарк хаммеров ISIS. Забудьте о “бесконечном продолжении войны” – никто этого больше не хочет. Забудьте об иранском враге. Услуги Ирана теперь совершенно необходимы для обеспечения безопасности Ближнего Востока. Более того, для обеспечения безопасности Ближнего Востока теперь потребуются и услуги наиболее могущественного сателлита Ирана – “Хизбаллы”. Какой бы подход сейчас не приняли мировые державы – символическая замена Асада ради сохранения лица или прямое с ним примирение, цели сирийской революции, в ее начальной форме отныне – история. Более того, сирийская оппозиция, в ее нынешнем жалком состоянии, неуклонно приближается к своей кончине.

Все происходящее теперь рассматривается в другой перспективе, и под другим углом зрения. После катастрофического перформанса иракской армии в Мосуле, правительство в Багдаде осознало, что существовавший статус-кво мертв, и что оно более не может полагаться на суннитов в форме – людей которые составляли большинство в армии. Вместо них, ему следует мобилизовать религиозно обработанные шиитские милиции, готовые воевать и умирать на войне с ISIS. При этом следует помнить, что стоящую милицию не создашь за одну ночь. Необходимы месяцы на селекцию, обучение и вооружение. Иран – настоящий мировой эксперт в подобных вещах. Поэтому он осознает, что не стоит ждать немедленной успешной контратаки против ISIS. Даже если бы милиции были готовы, взятие города у захвативших его инсургентов – занятие куда более трудоемкое, чем его сдача. Посмотрите на Асада в Латакии – ему потребовалось три месяца на то, чтобы выбить хорошо тренированную террористическую группу из провинции где все было против джихадистов. Более того, в распоряжении Асада и в непосредственной близости от зоны боевых действий были тысячи обученных, мотивированных и опытных бойцов. Малики следует все это учитывать, и любая спешка может обернуться для него катастрофой.

Стратегия в Ираке, на данном этапе, скорее всего, будет такова: сдерживание ISIS в рамках того, что он уже под себя подмял, небольшие тактические наступления и укрепление стратегических позиций (таких, как столица), сбор разведданных и подготовка к масштабной войне. Не следует себя обманывать, речь идет о длинной войне. Волну успехов ISIS нельзя обернуть вспять за месяц или два. Не стоит забывать, что для того, чтобы разгромить Аль-Каиду в Ираке американцам потребовалось много лет – и речь идет о куда более слабой организации, чем ISIS. Поэтому к концу войны мы можем увидеть сто тысяч вооруженных до зубов шиитских сектантов, закаленные в боях и обладающие огромным опытом.

Известно, что Асад опирался на несколько иракских шиитских милиций для выполнения некоторых грязных работ. Официально они находятся в Сирии для “защиты шиитских святынь”, но использовались и для участия в наступательных операциях.

До настоящего времени их использование было достаточно ограниченным – возможно из-за того, что число их невелико (по слухам, около 5 тысяч). Пока они лишь облегчают задачи сирийской армии, высвобождая ее персонал для охраны тыла и выводя из-под огня сирийских солдат на самых опасных участках фронта. Но все может измениться с окончанием нынешнего иракского кризиса. В распоряжении Асада окажется море очень качественных и мотивированных рекрутов, каждый из которых будет особенно ненавидеть суннитских боевиков, и, в особенности, ISIS. Еще больше на руку Асаду тот факт, что все они будут понимать – без окончательного уничтожения ISIS в Сирии обеспечить безопасность Ирака не представляется возможным.

Неожиданно, перед нами совместная иракско-сирийская операция против ISIS. У подобного сотрудничества будут далеко идущие последствия, и они играют на руку Асаду. И в самом деле, он не терял ни минуты, и начал бомбить цели ISIS – и в Сирии, и в Ираке – до того, как Обама послал свой первый дрон. Более того, сирийцы использовали самые современные из имеющихся у них самолетов – МиГ-29 и применил управляемые ракеты воздух-земля. Все это редкость для сирийского конфликта. В распоряжении Асада – около 40 таких самолетов, и он их пока практически не использовал. Цель Асада совершенно ясна – он покупает себе легитимацию ценой войны с ISIS. Для Асада это по любому выигрышная ситуация. ISIS пока нечем на это ответить, а Малики будет только рад платить по счетам, пока Асад расправляется с его врагами.

Сирийские ВВС являются одними из самых мощных в регионе. Им, однако, не хватает современных бомбардировщиков, способных наносить точные удары по целям. Режим, тем не менее, сумел по максимуму воспользоваться тем, что у него есть, в крайних случаях прибегая даже к использованию МиГ-21. По началу сирийцы, у которых ощущался недостаток опытных летчиков, столкнулись с серьезными препятствиями. Главной трудностью было определить точную задачу для каждого самолета. Для защиты военной базы, например, не нужны современные бомбардировщики – достаточно будет обычного истребителя, который наведет ужас на наступающего противника, в случае, если тот не располагает средствами противовоздушной обороны. Такие же истребители могут использоваться для терроризирования гражданского населения и создания хаоса в тылу мятежников перед готовящимся наступлением армии. Реально бомбардировщики понадобились для прорыва хорошо укрепленных линий обороны – таких как в Восточной Гуте. Именно там использовались и МиГ-29, и 70 Су-24 и Су-22. Половина последних была потеряна в первые месяцы войны – из-за порой суицидной наивности пилотов. ВВС Сирии отчаянно нужны штурмовики для близкой поддержки войск – такие, как полученные Малики Су-25. Сирия многократно просила их от России, но получала отказ. Теперь обстановка изменилась, и Асад может получить пару дюжин Су-25 – и они реально могут изменить ход сирийского конфликта.

Малики, потеряв терпение от бесконечных сложностей с получением военной помощи от Обамы, обратился к России. Меньше чем через две недели после падения Мосула он получил первые пять Су-25, и получит еще. Именно эти самолеты так необходимы Асаду. Удивительно, насколько быстро Малики обратился к Путину – возможно с тем, чтобы загнать в угол Обаму. Не менее удивительно, с какой фантастической скоростью русские выполнили этот заказ. Ко всему прочему, у Ирака нет собственных пилотов, чтобы управлять этими самолетами. Ирак передал весь свой воздушный флот (130 самолетов) Ирану, из опасения, что он будет уничтожен войсками коалиции. Было бы интересно решить эту дополнительную загадку – кто будет летать на штурмовиках – иранцы, бывшие иракские пилоты или, может быть, сирийцы?

Все хорошо знают, что Иран использовал воздушное пространство Ирака для снабжения Асада. Был какой-то момент, когда Малики, под очень серьезным давлением, поддался и запретил иранским транспортным самолетам пролетать через иракское воздушное пространство. Ирак даже претендовал на то, что проводит “обыски” на борту иранских самолетов с гуманитарной помощью. Все это теперь в прошлом. Благодаря ISIS, машина убийств Асада работает на полную мощность. Перспективы и того лучше: Асад и Малики могут “объединить фронты” , что позволит наладить поставки более современного оружия и самолетов Асаду. И снова, боги благословили диктатора Дамаска новой удачей.

Elijah J Magnier ISIS’s successes in Iraq: “The nail in the coffin” of the Syrian revolution June 28, 2014